ДЛЯ ПОМГОЛА
1921-1922 годы… Московские
железнодорожные вокзалы принимают эшелоны
с людьми из голодающих районов Советской
республики. Вместе с другими застыли на
перроне комсомольцы Сокольников. Очень
много носилок - это для тифозных и для тех,
кто не может передвигаться…
В 1921 г. страну
поразила новая засуха. Неурожаем было
охвачено всё Поволжье, Северный Кавказ, юг
Украины - всего 34 губернии, в которых
проживало до 30 миллионов человек.
Партия и
правительство принимали чрезвычайные меры
для спасения людей. Была создана комиссия
помощи голодающим (Помгол). Голодающее
население, в том числе десятки тысяч
осиротевших детей, вывозилось в более
благоприятные районы. По пути следования,
на станциях и в городах, устраивались
бесплатные общественные столовые, пункты
медицинской помощи, больницы для тифозных.
На всех
предприятиях Сокольнического района
молодёжь организовала сбор одежды,
ценностей.
В это время во
многих семьях под влиянием комсомольцев и
идущей за ними беспартийной молодёжи
религиозные устои пошатнулись - в домах
снимали иконы, серебряные и золотые ризы
сдавали Помголу. Многие старшие члены семьи
отдавали нашейные цепочки и крестики,
обручальные кольца.
В охране
одного помещения с вещами, собранными среди
населения, участвовала большая группа
комсомольцев, среди которых были Валя
Хренова, Коля Сухарев и я. Склад был
наполнен носильными вещами, картинами,
вазами и даже люстрами… Часть ночи мы
работали на сортировке вещей, высвобождая
место для последующих поступлений. Часто мы
с трудом вытаскивали нужный предмет из-под
пресса других вещей.
Время от
времени устраивали передышки и обходили
склад с наружной стороны. Уставали страшно.
Мучил голод. Хотелось спать…
Комсомольцы
помогали также районному Помголу отбирать
лучшие из вещей для платной лотереи,
проводившейся в павильоне Сокольнического
круга. В лотерее разыгрывались картины,
вазы, ценные носильные вещи.
Участвовали
комсомольцы и в комиссиях по изъятию
церковных ценностей в помощь голодающим
для закупки хлеба. Дело осложнялось тем, что
в первые годы Советской власти религиозные
настроения, особенно среди обывательских
слоёв и женщин, были ещё довольно сильны.
Играя на этих настроениях, реакционное
духовенство провоцировало наиболее
несознательную часть населения на
антисоветские выступления. Был такой
случай и в Сокольническом районе - в церкви,
расположенной в Спасском переулке недалеко
от швейной фабрики.
Это случилось
в пасхальную неделю 1922 г. Чтобы не было
кривотолков, изъятие проходило при
открытых дверях. Из членов комиссии раньше
всех пришла Александра Васильевна
Григорьева, работавшая секретарём
женотдела райкома партии. Она принесла
бумагу для описи ценностей, печать и т. п.
Вскоре
церковь и церковный двор заполнились
взбудораженной толпой, в основном
женщинами. Стали раздаваться истерические
вопли: «Бей жидовку!» (между прочим,
Григорьева - русская), «Не дадим жидам
разорять православную церковь!»
Попытка
Александры Васильевны разъяснить цель
изъятия ценностей и напомнить о долге
каждого верующего помогать своим ближним,
попавшим в тяжёлую беду, потонула в диком
вопле, учинённом церковными подпевалами.
Толпа бурлила, а часть её, вооружившись чем
попало, стала надвигаться на Григорьеву
сзади.
Увидев это,
Нюра Сухарева схватила Григорьеву за руку:
«Бежим! Сзади тебя собралась группа с
камнями и палками!» Как-то удалось
выбраться. Побежали в проходную швейной
фабрики и сообщили по телефону в милицию о
случившемся, решив переждать пока в
фабричном цехе.
Преследующая
их толпа стала бросать в окна фабрики камни,
комья грязи, угрожая разгромить фабрику,
если не выдадут «жидовку». Перепугались
работницы фабрики. Подоспевший секретарь
партийной ячейки фабрики выстрелом из
винтовки в потолок цеха навёл мало-мальский
порядок, охладил страсти.
Полный
порядок был установлен только отрядом
конной милиции. Под её охраной комиссия
описала, опечатала и увезла ценности для
передачи Помголу.
Позже суд
установил, что служители церкви заранее,
играя на невежестве и темноте «прихожан»,
подготавливали их к антисоветской вылазке.
В помощи
голодающим принимали участие не только
органы центральной и местной Советской
власти, медицинские организации и
организации общественного питания,
транспортники, но и общественные
организации: ВКП(б), ВЛКСМ, Союз металлистов,
Союз печатников, Союзы горняков и
транспортников, музыкантов и т.п. Поэт С.Есенин
активно выступал за изъятие церковных
ценностей для покупки хлеба голодающим. Ну,
да ведь С. Есенин не Галич, не Пастернак, не
Евтушенко и даже не Лимонов.
Хорошо и то,
что тогда ещё не появились комсомольцы Миня
Горбачёв, Беня Ельцин, Егорик Гайдарик, Серж
Кириенко, Валюха Матвиенко, Вовик Путин с
ленинградскими «тимуровцами» и т.п. Эти
разворовали бы ценности ещё на складах, и
жертв голода 1921-1922 гг., как и в 1933 г., было бы
гораздо больше.
Об авторе.
Сухарева Анна Михайловна родилась в Москве
в 1898 г. Социальное происхождение и
положение - работница. С 1919 г. член ВЛКСМ, с
1925 г. член ВКП(б). В годы хрущёвского
безвременья, т.е. последние годы перед
уходом на пенсию, заведовала заводским
клубом.
А.М. СУХАРЕВА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200404/?04_6_3