ФОМЕНКО И КО
Математика,
подобно жернову, перемалывает то, что под
него засыпают, и как засыпав лебеду, вы не
получите пшеничной муки, так и исписав
целые страницы формулами, вы не получите
истины из ложных предпосылок.
Из письма
Томаса Гексли
к Вильяму Томпсону - лорду Кельвину
(Перевод акад. А.Н.
Крылова)
Математика и
здравый смысл
Когда лет
десять назад мне попалась в руки монография
Фоменко и Носовского, то, полистав, я
отложил ее в сторону как один из образчиков
шизофренического бреда, охватившего всю
бывшую советскую интеллигенцию (редкое
исключение только подтверждало общее
состояние). К этому времени мной был уже
найден некий образ этой умственно-психической
болезни. А когда мой коллега, выпускник
мехмата МГУ, сказал, что Фоменко - его
преподаватель-математик, то этот образ
совпал с частностью.
Суть этого
образа в следующем. Математика - такая
отрасль человеческого знания (подчеркиваю
- не являющегося наукой), которая оперирует
логико-причинными связями действий над
числовыми величинами. В основе ее лежат
некие постулаты, которые невозможно
логически доказать, но которые объективно
существуют. Так например, в евклидовой
геометрии одним из таких постулатов
является определение параллельных прямых.
Отказ от этого постулата привел к созданию
геометрий Лобачевского и Римана. Одним из
фундаментальных постулатов математики
является утверждение «часть меньше целого».
Если принять в качестве постулата
утверждение «часть больше целого», то можно
создать новую математику, отличную от
существующей. Но в дальнейших рассуждениях
о последующей логике такой математики я
остановился, так как почувствовал, что
заглянул в пропасть безумия. Логика «нормальной»
математики не должна противоречить
реальности, и именно поэтому она
применяется в практике. Т.е. для нее, как и
для науки, критерием истины является
практика.
Этот образ был
мной сформулирован как наглядное выражение
той нравственно-этической позиции
перестроечной интеллигенции, выраженной в
примате (первенстве) «общечеловеческих
ценностей и прав человека». Практика
показала, какую всемирную катастрофу
вызвал этот примат.
Исходной
посылкой всех построений и выводов Фоменко
и Ко является утверждение о том, что два
монаха - «паразита и реакционера» - неверно
(на основании астрономических расчетов
Фоменко) привязали ИЗВЕСТНЫЕ ИМ
исторические события к ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ
шкале, основанной, во первых, на цикличности
времен года (высоте Солнца над горизонтом) и,
во-вторых, «плавающей» цикличности лунных
затмений.
В основе
привязки событий Иосифом Скалигером и
Дионисием Петавиусом, а также «критики» их
результатов Фоменко и Ко лежит
принципиальная несоразмерность (несинхронность)
трех астрономических процессов: движения
Земли по орбите, движения Луны вокруг Земли
и вращения Земли вокруг своей оси. Иначе
говоря, если принять за единицу
длительность одного оборота Земли вокруг
своей оси (сутки), то целочисленного и
постоянного во времени значения
длительности оборота Луны вокруг Земли и
Земли вокруг Солнца мы не получим. В
качестве наглядного примера можно взять
три экземпляра одинаковых механических
маятниковых часов и случайным образом
изменить у них длины маятников. Запустив
эти часы, вы никогда не получите совпадения
показаний стрелок даже на двух из них, не
говоря уж о трех часах. Однако если у этих
часов есть механизм, показывающий числа
месяца, то вполне возможно некое совпадение
хотя бы на двух часах одинаковых чисел.
Вывод из этого
факта следующий: в абсолютной шкале времени
(не связанной с движением Земли, Солнца и
Луны) мы никогда не получим совпадения
астрономических событий, в данном случае
лунного затмения, так как именно по нему
позиционировали события Скалигер и
Петавиус, с аналогичным астрономическим
положением точки на поверхности Земли (например,
Гринвича) с точностью хотя бы до (хроно)секунды.
Если эту точность «загрубить» до ±3-х лет,
как это сделал Фоменко, то совпадение
астрономических событий возможно, и при том
- на отрезке в 1000 лет. Иначе говоря, лунное
затмение наблюдалось в 450 году до н.э., в 547 и
1553 годах (даты условны). Увеличение точности
хотя бы до ±1 года развернет этот отрезок
времени до нескольких тысячелетий. В
византийском календаре, которым на Руси
пользовались монахи-летописцы до
Петровских реформ и ведущим отсчет от «сотворения
мира», повторяемости (синхронности) событий
(лунных затмений) с точностью до года это, уж
определенно можно сказать, не произошло бы.
В выборе
величины точности (хроно)позиционирования
лунных затмений проявился некорректный, в
данном случае жульнический, характер всех
построений Фоменко и Ко. А точность до года
- это обычная точность ПРИВЯЗКИ событий
друг к другу в письменной истории
человечества.
Но до того как
эти монахи-«реакционеры» привязали
известные им исторические события к
хроношкале, они уже были «привязаны» друг к
другу. И привязка эта основывалась не на
совпадении события с величиной высоты
солнца над горизонтом (день в году) и
цикличности затмений луны (длительность
лунного цикла), а их детерминированности (предопределенности)
другими историческими событиями, в немалой
степени материального свойства.
Как известно
из курса средней школы, история
человечества делилась на палеолит, неолит,
энеолит, бронзовый век, железный век. [Эта
датировка появилась еще до того, как
появились изотопные методы (базирующиеся
на предположении ПОСТОЯНСТВА скорости
распада нестабильных изотопов некоторых
химических элементов), позволившие в годах (с
точностью используемого метода изотопного
анализа) определить возраст предметов
материальной культуры.] Основывалась эта
датировка на всестороннем анализе -
глубины слоя, где были обнаружены предметы,
материал, форма, метод изготовления,
окружающие предметы и т.д. Т.е. фактически
эти методы датировки похожи на методы
криминалистического исследования
предметов и следов, найденных на месте
преступления.
Но монахи не
занимались этими криминалистическими
исследованиями - они исследовали
литературные источники, т.е. описания когда-то
бывших событий, при этом самый очевидный
метод отнесения событий (по их очередности)
является упоминания каких-то событий, уже
произошедших РАНЕЕ. И такой анализ только
на первый взгляд кажется очень трудоемким.
На самом же деле расположение информации по
времени происшествия можно установить
максимум на десятой ступени: событий и
личностей истории, известных этим «реакционерам»
и упоминавшихся в документах, было в
пределах одной-двух тысяч. (Кто сомневается
в этой величине, тот пусть сядет и на досуге
составит список событий и личностей
всемирной истории, достойных упоминания.
Думаю, что отклонение в сторону увеличения
будет не принципиальное.)
Для пояснения
метода приведу один пример. Во время оно,
когда КВН еще не был только эстрадным
представлением, а игроки соревновались в
находчивости и сообразительности, был
такой «тест». Необходимо было за
минимальное количество заданных вопросов,
на которые можно было получить только ответ
«Да» или «Нет», назвать профессию человека,
сидящего за ширмой. Среднее количество
заданных вопросов составляло 6-7, после чего
профессия называлась. В тарифно-квалификационном
справочнике наименований профессий
несколько тысяч.
Или другой
пример. «…Несколько тысяч всадников
развернулись лавой навстречу, горя
неукротимым желанием одним ударом
опрокинуть противника, не успевшего
привести себя в порядок после переправы.
Видя несущиеся на них тысячные массы
конников, сверкающих клинками, нестройные
ряды бойцов поспешно отступили назад,
пропустив через свои ряды навстречу
несущейся лаве около сотни пулеметных
тачанок. Кинжальный огонь в упор ста
пулеметов в течение нескольких минут усеял
поле сотнями трупов только что мчавшихся
карьером всадников. Огромная масса
дрогнула и бросилась назад - подальше от
убийственного огня. «Пора!» - сказал Боброк:
«С богом!». И тысячи заждавшихся своего часа
людей и коней, сверкая клинками и доспехами,
ринулись на врага…».
Можно ли по
данному [искусственному] обрывку текста
датировать происходящие в них события? Нет
ни одной численной даты. Но есть артефакты
эпохи!
Наиболее
широкая датировка первая - кавалерийская
атака верхом, т.е. не раньше 3 тысяч лет назад,
когда появились удила и псалии. Ближе
датировка по кавалерийским клинкам - около
2,5 тысяч лет. Совсем близкая и точная
датировка - пулеметы. Если к ним отнести и
картечницы, то описываемые события
датируются последними ста пятьюдесятью
годами. Но пулеметы расположены на тачанках
- рессорных повозках. А такое
использование пулеметов известно только с
1918 года. Когда и где могли происходить
описываемые события, если участвовали
тысячи всадников? Такой период есть в четко
привязанной к датировкам Гражданской войне
и иностранной интервенции 1919-1922 годов. Если
бы текст был не русскоязычный, а на каком-либо
ином языке, то и тогда привязка была бы к
России. В это бурное время всемирной
истории только на просторах России
сходились в бою тысячные массы конников.
Пять делений - и датировка с точностью в
несколько лет.
Однако есть НО.
Это доспехи, сверкающие на солнце, и некто «Боброк».
Доспехов в это время не использовали, да и «Боброк»
историческое имя, связанное с другой эпохой
- Куликовской битвой 1380 г. Фоменко и его
прозелиты вполне могут использовать данный
отрывок для доказательства применения
русским войском в сражении на Куликовом
поле пулеметов. Но пулемет - это
чрезвычайно «технологичное» изделие,
появление которого было обусловлено
развитием (определенным этапом, уровнем)
всей многоотраслевой МАШИННОЙ индустрии -
горнодобывающей, металлургической,
машиностроительной, химической и т.д.
отраслей. Всю сложную структуру
взаимосвязи и взаимообусловленности
различных отраслей и их истории развития
сложно объяснить. Но для уяснения этого
фактора, в качестве примера, можно вполне
определенно сказать, что большинство
новообразовавшихся в последние 10 лет «государств»,
к которым очень подходит довоенный термин «лимитрофы»,
без поставок оборудования и материалов из
других стран самостоятельно производить
пулеметы и патроны не в состоянии. Даже
Российская империя, пятая по своему
экономическому и технологическому уровню в
мире к началу Первой мировой войны,
находилась в сильнейшей зависимости от
поставок многих видов сырья и оборудования,
в т. ч. и для производства пулеметов и
патронов. Это только большевики за десять
лет смогли качественно изменить ситуацию.
Далее,
рессорная повозка (тачанка) в 14 веке
отсутствовала вообще во всем мире, а в
России она впервые появилась, если мне не
изменяет память, как карета царя Алексея
Михайловича (Романова).
А ведь
событийно-временная привязка исторических
текстов может оказаться еще более
определенной (как правило, с точностью до
года) по причине их существенно большего
объема.
Приведенную
фразу можно рассматривать как результат
ошибки компьютерного набора - из буфера
была случайно вставлена фраза из другого
текста.
Первая часть
фразы относится к эпизоду Гражданской
войны, когда Вторую конную армию М.К.
Миронова, переправившуюся через Сиваш,
пытался сбросить обратно в Гнилое море
конный корпус генерала Барбовича. А
последняя часть - к описанию событий
Куликовской битвы.
Работа
монахов по составлению «рейтинга»
документов облегчалась тем, что они
оперировали церковными документами, и при
том главным образом римско-католической
церкви, где эту очередность было установить
достаточно просто, т.к. римских пап,
следовавших друг за другом, было к середине
второго тысячелетия от Р.Х. не более
полутора сотен (знатоки назовут более
конкретную цифру). Набор имен пап был
ограничен, да и их «инвентарные номера»
вроде бы за второй десяток не заходили. А
уже по «инвентарному номеру» определить,
кто из них был старее, и первоклассник
способен.
Как бы я в
данном случае действовал на месте монахов (а
они действовали, вероятнее всего,
аналогично). Во-первых, составил бы
поочередный список пап. Далее, к этому
списку привязал по очередности
происшествия (события, которые произошли во
время нахождения на престоле конкретного
папы) известные исторические события, а
затем, аналогично методу, используемому в
геодезии, привязал бы некоторые события к
астрономической хроношкале.
Все читатели
хотя бы раз за свою жизнь встречались с т.н.
триангуляционными вышками -
пирамидальными конструкциями,
размещенными на возвышенных участках
местности. Назначение этих вышек таково. С
помощью оптикогеодезических методов
измеряется расстояние между вышками с
предельно высокой для данных инструментов
точностью. Формируется геодезическая сетка,
в которую затем вписываются участки
местности, лежащие внутри каждой ячейки
этой сетки. При этом для вписания высокая
точность позиционирования объектов
местности, лежащих внутри ячейки, уже не
требуется. Такими «триангуляционными
пунктами» для Скалигера и Петавиуса были
зафиксированные в документах
астрономические события - лунные затмения.
Таким образом, установленной
последовательности событий был придан
временнОй линейный масштаб, сначала
установлением опорных (реперных) точек, а
затем между ним вписывались (датировались)
другие, находившиеся между этими
временными реперами, события. При этом
вписание временной очередности событий в
данный интервал необязательно было связано
с астрономией.
Например,
Северная война между Россией и Швецией
продолжалась 21 год. Наиболее существенными,
судьбоносными событиями в этой войне были «конфузия»
под Нарвой и Полтавская баталия. Как
изменилась бы логика этой войны и всей
последующей мировой истории, если бы можно
было поменять очередность этих событий? А
логика от такой перестановки стала бы такой
- Швеция утвердилась, как первейшая
европейская держава, а Россия из-за своих
петровских реформ сильно бы деградировала.
(Не напоминает ли тебе, читатель, данная
коллизия современное состояние России?)
Следовательно, можно сделать вывод о том,
что очередность размещения (следования)
исторических событий должна отвечать
последующей логике истории.
Какова могла
быть первоначальная точность привязки
событий Скалигером и Петавиусом к
временнОй шкале? Фоменко и Ко неявно и сами
говорят об этом - ± 3 года. Но вся их
сенсационность построена на том, что якобы
величина ошибки, сделанной монахами и их
последователями, была в 1000 лет. И при этом
для математика должно быть стыдно выдавать
(за величину ошибки) величину разности двух
решений, произвольно (необоснованно) выбрав
за правильное только наиболее спекулятивно
выгодное для многотомных писаний решение.Здесь
вылезает вторая принципиальная ошибка,
связанная с проверкой, или, используя
новомодное слово, - верификация методики
Фоменко по привязке исторических событий к
хронологической шкале. При этом
верификация методики должна проводиться
другим методом. Например, верификация
методики расчета на прочность конструкций
проводится экспериментальным методом -
нагружением конструкции до ее разрушения,
определяя при этом величины расхождений
результатов эксперимента и верифицируемой
методики.
Вот
верификации-то теория Фоменко и Ко как раз и
не выдерживает, ни в темпах и длительности
материальной истории человечества, ни в его
культурной эволюции, ни даже в совпадении
хронологии Скалигера и Петавиуса с
хронологиями других цивилизаций: китайской,
исламской, индийской, у которых свои точки
отсчета, методики счислений и т.д. А ведь эти
хронологии невозможно упрекнуть в том, что
они переписывали историю в интересах
римских пап. Да, они переписывали историю,
но в интересах собственных государей, так
что все совпадения носят неслучайный
характер.
В итоге можно
сказать, что в своих построениях Фоменко и
Ко действуют в точности так, как об этом
предупреждал в своем письме Т. Гексли.
Также
необходимо отметить, что Фоменко и Ко в
своих построениях, точнее в методике, не
являются первопроходцами. Вроде как еще в 19
веке один французский писатель (фамилию его
запамятовал) написал рассказец в целом
юмористическо-сатирического содержания.
Фабула его такова. У некоего господина был
взрослый сын, который женился на даме,
имевшей взрослую дочь. Потом некий господин
(отец) женился на этой дочери. У обоих
родились сыновья. Далее автор рассказа
разбирает ситуацию со степенью родства и
свойства, когда внук - это и шурин, а один
брат приходится другому брату внуком -
дедушкой и т.д. Эти коллизии очень похожи на
исторические параллели Фоменко и Ко.
Логический источник в этом рассказе и «теории»
один и тот же - наложение причинно-последовательной
системы родства (свойства) [последовательный
ход исторических событий как база для
хронологии событий] на аморальность
персонажей рассказа [произвольное (волюнтаристское,
«аморальное») сжатие временной шкалы
лунных затмений]. Шизоидность ситуации в
рассказе и теории Фоменко аналогичны.
Философско-методическая
сторона «теории» Фоменко также ущербна. И
заключается эта ущербность в попытке
представить астрономическую шкалу времени
первичной, а причинно-следственную
хронологию исторических событий
производной от нее. Т.е. попытке поставить
телегу впереди лошади. Во времена всеобщего
господства «марксистско-ленинской
диалектики» такое явление называлось
философским идеализмом. Как сейчас это
называется, не знаю, т.к. «философом» не
являюсь.
Абсурдность -
критерий избранности
Почему же
творения Фоменко и Ко получают все большее
и большее распространение. Апологет данных
воззрений
С. Марченков даже пытается передернуть
карты с помощью ленинской цитаты
всесильности учения, потому что оно верно.
Есть две «родовые»
черты современной русской интеллигенции,
которые являются как источником
культивирования подобных теорий, так и
средой их массового распространения и, если
угодно, вероисповедания. Первая черта, это
представление о своей исключительности,
избранности (для какой-то части даже с
приставкой «бого-»). А всякое представление
необходимо каким-либо способом
обосновывать. Реальным осязаемым Делом
обосновать трудно, поэтому в ход идет
словесная эквилибристика, при этом обычно
со ссылкой на какие-то «высшие» авторитеты
либо фундаментальные естественные законы
природы (например, «генетики»). Вот пример
одного из таких типичных «обоснований».
Молодой
человек, три года назад окончивший ВУЗ,
возмущается своей низкой зарплатой. И в
качестве обоснования приводит мифическую
ссылку на какую-то публикацию о том, что кто-то,
где-то подсчитал, что за три года после
окончания института молодой инженер
полностью окупает затраты на его обучение в
ВУЗЕ и дальше начинает приносить
невообразимую прибыль предприятию и стране.
И ему невдомек, что за эти три года еще НИ
ОДНА из параллельно-перпендикулярных линий,
нарисованных на ватмане за эти три года им,
а также целой группой инженеров-конструкторов,
работающих параллельно с ним, так и не
превратилась в плоскость или поверхность
тела вращения, которые «можно пощупать» (обычный
срок реализации проектов около 7 лет). И
самое печальное то, что он не понимает
принципиальной связи материального
вознаграждения за его труд (комбинации «параллельно-перпендикулярных
линий») и величины материального продукта,
производимого ВСЕЙ совокупностью (связью)
труда всех проектантов, изготовителей и
эксплуатационников. Такое вот шизоидное
расщепление сознания, точкой отсчета
которого является «самоЯчество».
Второй
родовой чертой является комплекс
неполноценности (вариант - «смердяковщина»),
проявляющийся в стыдливости от своего
национально-культурного происхождения.
Почему еврей стыдится того, что он еврей (вариант
«жид»), мне в общих чертах понятно и дальше
эту тему развивать не стоит - это совсем
отдельный разговор и по другому поводу. Но
почему русский (украинец, татарин и т.д.)
должен стыдиться своего происхождения? Мы,
представители цивилизации - оригинальной,
самобытной (одно из фундаментальных
отличий нашей цивилизации - ее «всемирность»),
равновеликой и самодостаточной, как и
другие современные цивилизации -
западноевропейская («христианская»),
китайская или индийская. Только мы по
сравнению с этими цивилизациями еще
относительно молоды. А молодость (в данном
случае, скорее, зрелость) никогда не была
грехом - во всех культурах и цивилизациях.
Притом эта «стыдливость» в последнее время
получила специфический термин с
уничижительной окраской - совковость.
Апологеты фоменковской «теории»- это
интеллигенты, стремящиеся путем
передергивания «карт» доказать: «Совки не
мы! Мы - не совки!». Такие «доказательства»
мне как русскому человеку - совку, не нужны!
Чтобы еще к тем, объективно существующим «обвинениям»,
обращенным к русским и другим нациям-соотечественникам
со стороны других цивилизационных
общностей, добавилось бы еще утверждение о
русских как «шизиках»? Боже, упаси!
Когда
несколько лет назад по призыву редактора «Дуэли»
я взялся за составление списка «Русской
сотни» (см. «Дуэль», №4-2002 г., «100? Маловато
будет»), я был поражен реальной величиной «айсберга»
знаменитых (известных) людей,
представителей нашей цивилизации,
оказавших решающее влияние на развитие
всемирной политической истории, культурной,
научно-технической и технологической,
военной и т.д. А сколько осталось
неизвестных героев! Ведь настоящий
массовый герой Русской (евразийской)
истории в ее наивысших (и подлейших)
страницах был «капитан Тушин» -
собирательный образ, гениальное прозрение
Л. Толстого.
Недавно
перечитал «Казанскую историю» -
древнерусскую повесть неизвестного автора.
«Древнерусскую» - так было написано на
сборнике, хотя написана она была всего
четыреста с небольшим лет назад. Ее автор -
фактически - современник Шекспира. Я
поражаюсь, как среди 20 тысяч графоманов,
объединенных в Союз советских писателей (20
тысяч - это примерно раз в десять больше
всех писателей, начиная с автора «Слова о
полку Игореве» и кончая А.Н. Толстым,
писавших литературные опусы на русском и
сопредельных языках до 1945 года), не нашлось
НИ ОДНОГО, кто, припав к этому живительному
историческому источнику, развернул бы эту
полуторавековую страницу отечественной
истории в захватывающее многотомное
повествование или сценарий многосерийного
телефильма. Какие примеры мужества и отваги,
верности и низости, разгильдяйства и
самоотверженности, жестокости и милосердия,
мудрости и недалекости! Шекспиру многие
коллизии и представить было невозможно. А
ведь единственный во всех отношениях
положительный Герой этого повествования
Шигалей (в последующем главнокомандующий
русским войском, разгромившим наголову
Ливонский орден) неизвестен как
великорусскому, так и татарскому народам. В
нашей истории достаточно своих героев, в
том числе и полузабытых и замалчиваемых, и
примазываться к чужой славе негоже, в том
числе и с помощью некоторых новомодных «теорий»
хронологии.
ИЗМАЙЛОВ-ПРАВНУК
P.S. «Теория» Фоменко
может быть ПОЛЕЗНО использована
психиатрами в качестве теста для
первоначальной диагностики шизофрении у
пациента. Не пропадать же затраченному
труду втуне.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200346/?46_4_1