СВ.СЕРАФИМ
О святых
Эти заметки
навеяны размышлениями М.М. Саяпина о святых,
в частности, о св. Серафиме Саровском. У меня,
как и у О. Кашина, тоже возникало сомнение в
справедливости утверждения, что св. Серафим
- «самый почитаемый святой Руси». Я долго
думал, внимал пояснениям проповедников
Православия, высказывал свои суждения им,
чтобы выяснить истоки такого почитания.
Проповедники, к сожалению, мало чем мне
помогли, пришлось самому прояснять. И в
конце концов я понял, что имя св. Серафима
Саровского почитаемо потому, что связано с
обустройством четвертого удела Пресвятой
Богородицы - окрестностью и самой обители
Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского
монастыря. Вот сейчас передо мною его
изображение на фоне простора полей и лугов.
Редко можно увидеть такую гармонию
храмовой архитектуры с матерью-природой,
разве только церковь Покрова на Нерли
потягается достойно. Так что св. Серафим
угоден не столько самому Богу, сколько
Богородице. И недаром она собрала недалече
от удела своего многих ковавших щит и меч
для защиты Отечества со своим уделом. В этом
отношении считать св. Серафима, причастного
к Промыслу Богородицы, паразитическим (по
словам М. Саяпина) - по крайней мере -
недомыслие (чем часто грешит М.М.). Более
того, думаю, что и сама Церковь-то не
осознает до конца сути истинного почитания
св. Серафима, связывая его имя то с
предсказаниями, то с «царственными
мучениками», то с чудесами исцелений, то (как
Евг. Шнуровский) «со смиреньем, Верой,
плоти изнуреньем...». Да, чтобы суметь
разобраться в мире сущем, найти свой путь в
нем, неплохо отойти от мира в смирение и
изнурить ум свой мыслями о нем, наблюдая мир
со стороны. Так ведь и сам Бог наблюдает, что
же тут непонятного. И нет смысла
иронизировать над этим, нужно сперва
подумать. Я вот тоже сперва недоумевал, но,
поразмыслив, пришел к тому, что изложено
выше. Но все это во-первых.
Второе, о чем
хотел бы сказать, - это о размышлизмах М.М. по
поводу гибели «Курска». Странную причину
высказал М.М.: потому погибла, что «никто
после взрыва не мог спастись». А взрыв-то
почему произошел? Потому, делает вывод М.М.,
что «новоиспеченные святые, равно как и их
почитатели, не угодны Богу!» Что, на «Курске»
этих неугодных было невпроворот? Или Бог
назло этим неугодным «Курск» погубил? Что-то
тут у М.М. отдает клиникой. И в таком случае
разъяснять ему мнение специалиста не имеет
смысла. В иных обстоятельствах - мог бы, а
тут - руки опускаются от досады и жалости. Я,
конечно, понимаю, что М.М. иронизирует,
однако стиль иронии вряд ли угоден Богу, и
святых от этого стиля и впрямь надо
выносить. Вадим
«Петропавловск»
Бог помогает
большевикам.
И.В. Сталин
1
Упреждая «жидовские
вопли»
(Ю.Л. Батулин, «Д», №7, 2003г.) в адрес М.М.
Саяпина после его статьи в №37, 2003г.,
приходится указать на одно из чудес,
имевших место после прославления Николаем
Александровичем Серафима Саровского, иначе
как чудо неподдающееся объяснению.
13.04.1904 г. при
взрыве эскадренного броненосца «Петропавловск»
погиб вице-адмирал С.О. Макаров, командующий
Тихоокеанскими силами Флота России, чья
гибель справедливо считается причиной
последующих событий - полнейшей (!)
пассивности флота при высадке японских
войск на Квантунский полуостров, поражении
по частям (главным образом в результате
ударов с суши!) его эскадр в дальнейшем и
разгроме также вводимых в бой по частям,
собираемых по всей Сибири войск в Манчжурии.
Поскольку высших военачальников, способных
хотя бы на равных противостоять Ояме, Того,
Ноги, Камимуре (полко- и флотоводцам,
заметим, кроме, может быть, Оямы, весьма
посредственным!), после гибели Макарова в
России не оказалось.
Эта
катастрофа сопровождалась весьма
странными обстоятельствами. «Петропавловск»,
как известно, подорвался на мине,
выставленной японскими миноносцами
предшествующей ночью на внешнем рейде Порт-Артура.
Со сторожевых кораблей Порт-Артурской
эскадры, охранявших рейд, в т.ч. крейсера «Аскольд»,
на котором находился сам Макаров, они были
замечены, однако адмирал запретил
открывать огонь (возможно, не желая
внезапной стрельбой поднять тревогу у
японцев, срывая действия вышедшего этой
ночью из Артура в поиск отряда наших
миноносцев), решив ограничиться
обозначением места их обнаружения вешками
утром. Выполнено это, однако, не было!.. Рано
утром артурские крейсеры вышли в море для
спасения отставшего и окружённого японцами
миноносца «Страшный» (повторившего подвиг
«Стерегущего»), затем к ним присоединились
броненосцы, однако забывчивость не только
штаба, но и самого Макарова (всегда
выполнявшего огромные объёмы работы по
собственной инициативе - см. отчёты «Витязя»)
выглядит очень странно.
Но это
странность, а вот вещь просто невероятная.
Взрыв мины как таковой катастрофических
последствий для «Петропавловска» иметь не
мог, в худшем случае затопило бы два отсека,
что для корабля его класса не было
смертельно. Но на «Петропавловске»
произошло невероятное - сдетонировали
погреба, в которых хранились эскадренные
запасы влажного пироксилина, взрывчатки абсолютно
безопасной, без специальных взрывателей
и детонатора из высушенного пироксилина.
Для сравнения, тогдашняя взрывчатка
считалась настолько безопасной без
соответствующих ей детонаторов, что японцы
в погребах своих кораблей хранили гораздо
более чувствительную шимозу (тринитрофенол),
в результате чего при подрыве на «букетах»
наших мин погибли броненосцы «Хатсусе» и «Ясима».
Но повторяю, с влажной тринитроцеллюлозой (пироксилином)
это не могло произойти даже теоретически.
Чудо, как верно отметил М.М. Саяпин!
Совпадению, в формулировке Олега Кашина,
быть не с чем…
Впрочем, не
стоит перекладывать это чудо целиком на св.
прп. Серафима Саровского. С.О. Макаров
держал флаг командующего Тихоокеанским
флотом на легком крейсере «Аскольд» -
мелкосидящем корабле, осадка которого была
меньше глубины, на которой ставились (из
опасения за самих постановщиков) мины. Но в
марте 1904 г. в Порт-Артур прибыли «выплавывать
ценз» (как тогда говорили) 2 «морских
офицера» - Вел. князья Владимировичи (в т.ч.
будущий эмигрантский «царь»). Ходить в
атаки на минных катерах, как ходили во время
Войны за освобождение Болгарии Великий
князь Константин Константинович («К.Р.») и
будущий адмирал Рожественский, им, однако,
западло. И «служили» они при штабе
командующего морскими силами Тихого океана.
А самому командующему из Петербурга было
приказано - в боевой обстановке находиться
на броненосце, осадки которого, как мы уже
знаем, хватило, чтобы зацепить японскую
мину.
При взрыве
погибло свыше 600 человек, включая адмиралов
Моласа и Макарова и художника Верещагина,
спасено было около 60, включая бывшего на
корабле Кирилла Владимировича. Спасенного,
надо думать, в первую очередь.
После чего,
собственно, и опоздала икона в Порт-Артур,
отрезанный японцами с суши.
2
Преподобный
Серафим, надо сказать, в этом отношении - святой
нелицеприятный, тут М.М. зря его хулил, как
«опору Самодержавия».
Трудно
сказать, насколько достоверны «пророчества»
Серафима о «подписании победного мира в
Токио». Вернее - кем придуманы: Мотовиловым,
Нилусом, царской пропагандой, ещё кем-то? До
60-х годов XIX в. Токио не только не был
столицей Японии, будучи заштатным
городишкой, но и носил другое имя. Но, и в 1998
г. М.М. Саяпин это отмечал, пророчество всё
же исполнилось (!), только не в 1904-05 гг., а в 1945
г.
Это «мистика».
Но вот чудо достоверное. До 1903 г. Александра
Фёдоровна, носившая ген гемофилии, могущий
передаваться в форме заболевания лишь
сыновьям (а могущий и не передаться),
рожала, как известно, только девочек.
Четырёх подряд (плохой признак, говорящий о
недостатке мужских гормонов у отца,
превратившийся в закономерность!). Однако
после паломничества к мощам Серафима
Саровского и горячей молитвы к нему Царица
зачала (как раз примерно в то время, когда
японский флот проводил мобилизационное
развёртывание) наследника - Цесаревича
Алексея, т.е. можно сделать вывод, что Бог
ходатайство старца услышал. Но исполнилось
просимое как-то однобоко - наследник
Престола (!) родился смертельно больным,
имея «ресурс» на 30-40 лет жизни, которую
уместнее назвать пыткой. Болезнь, повторяю,
могла передаться, а могла и нет.
Известны
подобные примеры Божьей помощи по молитве,
в частности, так была услышана молитва
матери маленького Кондратия Рылеева.
Дальнейшая его судьба известна. А Царская
Семья в панической борьбе за жизнь
единственного сына адекватную реакцию на
события внешнего мира потеряла и поплыла
прямиком по течению (ещё и подталкивая
лодку шестом!), ведущему к Революции.
Получив просимое.
Молящиеся
получили просимое, а народу была
предоставлена «возможность заниматься
более продуктивными делами» (М.С.)! Р.Б.
ЖДАНОВИЧ
P.S. А вот на
Ксению Петербургскую Саяпин покатил бочку
совершенно зря! В советское время студенты,
опасающиеся провалить зачёт по научному
атеизму, ходили на Смоленское кладбище
молиться ей - ещё не прославленной
Патриархией! - о помощи. Как видно из этого,
предмет они знали плохо, однако зачёт
обычно сдавали! Знавал я, надо сказать,
бомжей и даже психов, но не припомню, чтобы
кто-нибудь из них мог таким образом помочь
студенту…
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200346/?46_4_2