НЕ ТРЕБУЙТЕ!

Nov 04, 2003 12:46


НЕ ТРЕБУЙТЕ!

Я тут недавно перечитывал замечательную серию Дмитрия Балашова «Государи Московские». В голове после этого стали оформляться некие идеи, до того бродившие хаотично и разрозненно.

Кратко напомню (коль скоро Балашов - ученик Л.Н. Гумилева и довольно настойчиво отстаивает его идеи) теорию пассионарности.

Пассионарий - это человек с внутренней энергией, который живет не только и не столько ради собственного благополучия, но и ради каких-то идеалов, принципов, во имя которых он готов действовать и даже отдавать свою жизнь.

Помимо пассионариев есть также субпассионарии - эти также довольно энергичны, но действуют во имя себя и только для себя. Можно их назвать и жидами (в терминологии Ю. Мухина).

Этнос погибает, когда количество пассионариев в нем падает ниже «прожиточного минимума». В условиях тяжелых испытаний, разумеется, этот «прожиточный минимум» гораздо выше, чем в эпоху стабильности. И, к сожалению, погибающий этнос не спасти. Немногочисленные оставшиеся пассионарии могут задержать, отсрочить его гибель, но бег истории неумолим.

Откуда появляются пассионарии? Гумилев говорит, что энергия приходит в результате пассионарных толчков, которые иногда происходят на некоторых территориях. Каких и когда - непонятно. Пассионарность передается по наследству, но с поколениями постепенно затухает.

Давайте попробуем взглянуть с точки зрения данной теории на нашу историю. Если следовать Гумилеву, мощный пассионарный толчок в начале XIV века привел к появлению Русского государства со столицей в Москве. Далее можно четко проследить две эпохи резкого взлета государства - эпоху Петра I и Сталинский СССР. Объяснение очень простое - каждая из этих эпох начиналась с высвобождения пассионарной энергии ранее незадействованных слоев населения страны и их привлечения к жизнедеятельности государства. Советская власть в этом отношении задействовала наиболее широкий и последний слой - все население страны.

Эти массы пассионариев спустя двадцать лет погибли на полях Великой Отечественной войны. На то они и пассионарии - они выбирали не ташкентский фронт, а передовую.

Таким образом, после Великой Отечественной войны число пассионариев в нашей стране катастрофически снизилось. Запаса прочности системы хватило меньше чем на 50 лет, и это еще неплохо, если учесть, что страна находилась в условиях жесткой конфронтации с капиталистическим миром. То, что произошло с нашей страной в последние полтора десятка лет, закономерно и логично.

Что же наши соперники? В Европе картина сходная - ее пассионарии также полегли на полях мировых войн, поэтому она неуклонно движется к закату. Менее жесткие внешние условия пока позволили затянуть финал, но он близок. Совсем другое дело США. Туда несколько столетий стекались переселенцы из Европы, среди которых - наряду с субпассионариями - было и немало пассионариев. И главное - гибнуть им было особо негде, потери США во Второй мировой войне ничтожны. Значительным представляется и пассионарный потенциал китайского суперэтноса. Именно эти два игрока будут определять мировую историю в ближайшие десятилетия.

Может возникнуть вопрос - для чего все это написано? А вот для чего.

Увы, как бы нам с вами ни хотелось обратного, в настоящее время мы живем в погибающей стране. Что ж, не мы первые, не мы последние. Сегодняшний день можно сравнить, например, с Византией XIV века или с Римом IV века.

Означает ли это, что мы обречены? Нет, не означает. Как ни странно, похожая ситуация уже была в нашей истории. Точно в таком же положении находилась Русь в XIII веке, и только чудо спасло ее от исчезновения с лица земли. Распад страны и исчезновение этноса были отодвинуты до нового пассионарного толчка: падающий от усталости бегун сумел доползти до эстафетного коридора и передать палочку свежему.

Впрочем, я оговорился. Чудом были немногочисленные оставшиеся пассионарии, избравшие, в силу своей малочисленности и слабости, правильную тактику - не навала, а партизанского движения. Под партизанским движением я понимаю отказ от борьбы «за единую, неделимую» (на уровне этноса и суперэтноса) и концентрацию усилий на поддержании порядка на локальных (от семьи до субэтноса) уровнях.

Именно такая тактика является единственно оптимальной и сегодня. Пассионариев (людей, способных действовать) в настоящее время очень мало. Их так мало, что даже не организовать референдум по принятию Закона о суде народа.

Не нужно обманываться. Если этого не сделано за 4-5 лет (уже столько времени существует такая идея), то это, скорее всего, и не будет сделано. И дела наши плохи, и людей действия практически нет.

Пишущих в «Дуэль» еще хватает, а вот способных действовать - нет. Это упрек всем и мне, разумеется, тоже. Но это упрек сродни тому, как если бы мы стали укорять старика за то, что он уже не может играть пудовыми гирями. Старик - это наш этнос, и ему уже не по плечу очень и очень многое.

Что же можно сделать в рамках такой ситуации? В первую очередь - хранить преемственность духа и истории, знания и идеи. Если придут юные пассионарии, им будет намного легче покорять новые вершины с сохраненной в руках нитью времени. Мне еще 25, у меня есть шансы застать их, если они придут, конечно.

Во-вторых, стараться сохранить человечность и достоинство на низших уровнях общества - для себя лично, в семье, на работе.

На большее мы не способны.

Возможно, меня укорят за малодушие. Пусть. Я не боюсь своей «старости» и не боюсь правды. Что есть, то есть. Мне скажут - вот закон, так вперед и нечего разводить демагогию. Я отвечу - если вы можете, действуйте! Но где же вы и ваши действия? Если вы начнете, я поддержу вас в меру своих сил. Я приду на выборы и проголосую «за». Я постараюсь убедить друзей и знакомых. Если вы дадите макет листовки - в газете или на сайте, я даже наделаю их 100 штук на ксероксе и разбросаю по подъездам в округе. Но не требуйте от меня большего.

АЛЕКСАНДР

«Не боюсь своей "старости"…» Старость предшествует смерти, и естественно, что мёртвый её уже не боится. Ты, Александр, умираешь как Человек, хотя и продолжаешь физически существовать как организм, обманывая себя старанием сохранить некую «человечность» и «преемственность духа». Что ждет тебя завтра? Заработаешь денег, чтобы поесть и поразвлекаться, в том числе и чтением исторических книг. Что послезавтра? То же самое. Что через два дня? То же самое. И так до физического конца. Эта «жизнь» и есть смерть Человека. Очнись! Не хочешь драться вместе с нами, найди человеческие причины драться против нас. Но не умирай! Какой бы приятной эта смерть ни казалась тебе, не умирай!

Живой Ты или мёртвый, нам, АВН, не так уж и важно - таких мертвецов, как Ты, десятки миллионов. И одним больше, одним меньше - велика ли разница? Не нам это нужно - это нужно только тебе. Ты человек, а не организм, и не убивай в себе Человека своим безволием и отсутствием духа. Ю.И. МУХИН

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200344/?44_5_2

АЛЕКСАНДР, 200344, ПОЕДИНОК

Previous post Next post
Up