НЕ ТРЕБУЙТЕ!
Я тут недавно
перечитывал замечательную серию Дмитрия
Балашова «Государи Московские». В голове
после этого стали оформляться некие идеи,
до того бродившие хаотично и разрозненно.
Кратко
напомню (коль скоро Балашов - ученик Л.Н.
Гумилева и довольно настойчиво отстаивает
его идеи) теорию пассионарности.
Пассионарий -
это человек с внутренней энергией, который
живет не только и не столько ради
собственного благополучия, но и ради каких-то
идеалов, принципов, во имя которых он готов
действовать и даже отдавать свою жизнь.
Помимо
пассионариев есть также субпассионарии -
эти также довольно энергичны, но действуют
во имя себя и только для себя. Можно их
назвать и жидами (в терминологии Ю. Мухина).
Этнос
погибает, когда количество пассионариев в
нем падает ниже «прожиточного минимума». В
условиях тяжелых испытаний, разумеется,
этот «прожиточный минимум» гораздо выше,
чем в эпоху стабильности. И, к сожалению,
погибающий этнос не спасти.
Немногочисленные оставшиеся пассионарии
могут задержать, отсрочить его гибель, но
бег истории неумолим.
Откуда
появляются пассионарии? Гумилев говорит,
что энергия приходит в результате
пассионарных толчков, которые иногда
происходят на некоторых территориях. Каких
и когда - непонятно. Пассионарность
передается по наследству, но с поколениями
постепенно затухает.
Давайте
попробуем взглянуть с точки зрения данной
теории на нашу историю. Если следовать
Гумилеву, мощный пассионарный толчок в
начале XIV века привел к появлению Русского
государства со столицей в Москве. Далее
можно четко проследить две эпохи резкого
взлета государства - эпоху Петра I и
Сталинский СССР. Объяснение очень простое
- каждая из этих эпох начиналась с
высвобождения пассионарной энергии ранее
незадействованных слоев населения страны и
их привлечения к жизнедеятельности
государства. Советская власть в этом
отношении задействовала наиболее широкий и
последний слой - все население страны.
Эти массы
пассионариев спустя двадцать лет погибли
на полях Великой Отечественной войны. На то
они и пассионарии - они выбирали не
ташкентский фронт, а передовую.
Таким образом,
после Великой Отечественной войны число
пассионариев в нашей стране
катастрофически снизилось. Запаса
прочности системы хватило меньше чем на 50
лет, и это еще неплохо, если учесть, что
страна находилась в условиях жесткой
конфронтации с капиталистическим миром. То,
что произошло с нашей страной в последние
полтора десятка лет, закономерно и логично.
Что же наши
соперники? В Европе картина сходная - ее
пассионарии также полегли на полях мировых
войн, поэтому она неуклонно движется к
закату. Менее жесткие внешние условия пока
позволили затянуть финал, но он близок.
Совсем другое дело США. Туда несколько
столетий стекались переселенцы из Европы,
среди которых - наряду с субпассионариями -
было и немало пассионариев. И главное -
гибнуть им было особо негде, потери США во
Второй мировой войне ничтожны.
Значительным представляется и
пассионарный потенциал китайского
суперэтноса. Именно эти два игрока будут
определять мировую историю в ближайшие
десятилетия.
Может
возникнуть вопрос - для чего все это
написано? А вот для чего.
Увы, как бы нам
с вами ни хотелось обратного, в настоящее
время мы живем в погибающей стране. Что ж, не
мы первые, не мы последние. Сегодняшний день
можно сравнить, например, с Византией XIV
века или с Римом IV века.
Означает ли
это, что мы обречены? Нет, не означает. Как ни
странно, похожая ситуация уже была в нашей
истории. Точно в таком же положении
находилась Русь в XIII веке, и только чудо
спасло ее от исчезновения с лица земли.
Распад страны и исчезновение этноса были
отодвинуты до нового пассионарного толчка:
падающий от усталости бегун сумел доползти
до эстафетного коридора и передать палочку
свежему.
Впрочем, я
оговорился. Чудом были немногочисленные
оставшиеся пассионарии, избравшие, в силу
своей малочисленности и слабости,
правильную тактику - не навала, а
партизанского движения. Под партизанским
движением я понимаю отказ от борьбы «за
единую, неделимую» (на уровне этноса и
суперэтноса) и концентрацию усилий на
поддержании порядка на локальных (от семьи
до субэтноса) уровнях.
Именно такая
тактика является единственно оптимальной и
сегодня. Пассионариев (людей, способных
действовать) в настоящее время очень мало.
Их так мало, что даже не организовать
референдум по принятию Закона о суде народа.
Не нужно
обманываться. Если этого не сделано за 4-5
лет (уже столько времени существует такая
идея), то это, скорее всего, и не будет
сделано. И дела наши плохи, и людей действия
практически нет.
Пишущих в «Дуэль»
еще хватает, а вот способных действовать -
нет. Это упрек всем и мне, разумеется, тоже.
Но это упрек сродни тому, как если бы мы
стали укорять старика за то, что он уже не
может играть пудовыми гирями. Старик - это
наш этнос, и ему уже не по плечу очень и
очень многое.
Что же можно
сделать в рамках такой ситуации? В первую
очередь - хранить преемственность духа и
истории, знания и идеи. Если придут юные
пассионарии, им будет намного легче
покорять новые вершины с сохраненной в
руках нитью времени. Мне еще 25, у меня есть
шансы застать их, если они придут, конечно.
Во-вторых,
стараться сохранить человечность и
достоинство на низших уровнях общества -
для себя лично, в семье, на работе.
На большее мы
не способны.
Возможно, меня
укорят за малодушие. Пусть. Я не боюсь своей
«старости» и не боюсь правды. Что есть, то
есть. Мне скажут - вот закон, так вперед и
нечего разводить демагогию. Я отвечу - если
вы можете, действуйте! Но где же вы и ваши
действия? Если вы начнете, я поддержу вас в
меру своих сил. Я приду на выборы и
проголосую «за». Я постараюсь убедить
друзей и знакомых. Если вы дадите макет
листовки - в газете или на сайте, я даже
наделаю их 100 штук на ксероксе и разбросаю
по подъездам в округе. Но не требуйте от
меня большего.
АЛЕКСАНДР
«Не боюсь
своей "старости"…» Старость
предшествует смерти, и естественно, что
мёртвый её уже не боится. Ты, Александр,
умираешь как Человек, хотя и продолжаешь
физически существовать как организм,
обманывая себя старанием сохранить некую «человечность»
и «преемственность духа». Что ждет тебя
завтра? Заработаешь денег, чтобы поесть и
поразвлекаться, в том числе и чтением
исторических книг. Что послезавтра? То же
самое. Что через два дня? То же самое. И так
до физического конца. Эта «жизнь» и есть
смерть Человека. Очнись! Не хочешь драться
вместе с нами, найди человеческие причины
драться против нас. Но не умирай! Какой бы
приятной эта смерть ни казалась тебе, не
умирай!
Живой Ты или
мёртвый, нам, АВН, не так уж и важно - таких
мертвецов, как Ты, десятки миллионов. И
одним больше, одним меньше - велика ли
разница? Не нам это нужно - это нужно только
тебе. Ты человек, а не организм, и не убивай в
себе Человека своим безволием и
отсутствием духа. Ю.И. МУХИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200344/?44_5_2