НАШИ ИДЕАЛЫ
«Свобода, равенство и братство» -
уже более двух веков Франция живет под этим
лозунгом. Лозунг правильный, но насколько
верно он отражает современную
действительность? Свободу можно понимать
по-разному, но в наши дни в развитых странах
она ассоциируется прежде всего со свободой
выбора. Однако вряд ли кто-нибудь
добровольно выберет нищету,
необразованность, безработицу, а все эти
явления во Франции существуют. Регулярно
проводятся опросы общественного мнения по
острым социальным проблемам, и большая
половина их участников заявляет о своем
возмущении существующим в обществе
неравенством. Десять процентов населения
Франции находятся за чертой бедности.
Увеличивается и число неграмотных людей. На
этом фоне многомиллионное «выходное
пособие», выплаченное бывшему главе медиа-гиганта
«Вивенди Юниверсал» Жану-Мари Месье, просто
шокирует. Несмотря на то, что около 30%
респондентов находят обоснованной разницу
в доходах в различных слоях населения,
существующую во Франции, поскольку она «способствует
развитию общества», половина ею
возмущена, поскольку эта разница «превращает
деньги в единственный критерий успеха».
Около 80% участников опроса особенно
разгневаны неслыханными гонорарами
телеведущих или известных спортсменов.
Один из залогов успеха - хорошее
образование. Но именно в этой области,
пожалуй, неравенство проявляется особенно
ярко. Всеобщее среднее образование было
одним из главных социальных завоеваний, но
на практике по-прежнему все решают деньги.
Более состоятельные родители могут нанять
для своих детей репетиторов, пристроить их
в престижный лицей, обеспечив поступление в
элитный ВУЗ, тогда как все прочие вынуждены
довольствоваться общей школой, уровень
образования в которой неуклонно падает.
Учителя, получившие в основном
теоретическую подготовку, выбрасывают
белый флаг, столкнувшись с практическими
трудностями (переполненные классы, дети
иммигрантов, плохо владеющие французским
языком, «трудные» подростки), не проявляют
должной требовательности к ученикам. К тому
же отсутствие стимулов не поощряет в них
творческой инициативы и состязательности.
В результате очень рано среди учащихся
происходит деление на «лучших» и «всех
остальных». Лучшие поступят в Высшие школы -
кузницу кадров для политической элиты и
руководства предприятий, все остальные
пополнят ряды абитуриентов университетов,
которые порой бывают вынуждены закрывать
аудитории, задолжав по счетам за
электричество или отопление. Разумеется, в
атмосфере такого неравенства трудно
культивировать братство. «Низы» клеймят «верхи»,
которые «ставят личные интересы выше
общественных». По мнению участников
опросов, политики, богачи и главы
предприятий чаще всего попирают закон, чего
нельзя сказать о малообеспеченных
гражданах. Да и сама система правосудия
вызывает множество нареканий у французов.
Многочисленные перекосы в ее
функционировании, чрезвычайная
медлительность процедуры, спорные вердикты
- все это создает негативное отношение к
учреждению, являющемуся гарантом
соблюдения принципов равенства и свободы.
Екатерина КОЛОДОЧКИНА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200344/?44_7_11