НАШИ ИДЕАЛЫ

Nov 04, 2003 12:39


НАШИ ИДЕАЛЫ

«Свобода, равенство и братство» - уже более двух веков Франция живет под этим лозунгом. Лозунг правильный, но насколько верно он отражает современную действительность? Свободу можно понимать по-разному, но в наши дни в развитых странах она ассоциируется прежде всего со свободой выбора. Однако вряд ли кто-нибудь добровольно выберет нищету, необразованность, безработицу, а все эти явления во Франции существуют. Регулярно проводятся опросы общественного мнения по острым социальным проблемам, и большая половина их участников заявляет о своем возмущении существующим в обществе неравенством. Десять процентов населения Франции находятся за чертой бедности. Увеличивается и число неграмотных людей. На этом фоне многомиллионное «выходное пособие», выплаченное бывшему главе медиа-гиганта «Вивенди Юниверсал» Жану-Мари Месье, просто шокирует. Несмотря на то, что около 30% респондентов находят обоснованной разницу в доходах в различных слоях населения, существующую во Франции, поскольку она «способствует развитию общества», половина ею возмущена, поскольку эта разница «превращает деньги в единственный критерий успеха». Около 80% участников опроса особенно разгневаны неслыханными гонорарами телеведущих или известных спортсменов. Один из залогов успеха - хорошее образование. Но именно в этой области, пожалуй, неравенство проявляется особенно ярко. Всеобщее среднее образование было одним из главных социальных завоеваний, но на практике по-прежнему все решают деньги. Более состоятельные родители могут нанять для своих детей репетиторов, пристроить их в престижный лицей, обеспечив поступление в элитный ВУЗ, тогда как все прочие вынуждены довольствоваться общей школой, уровень образования в которой неуклонно падает. Учителя, получившие в основном теоретическую подготовку, выбрасывают белый флаг, столкнувшись с практическими трудностями (переполненные классы, дети иммигрантов, плохо владеющие французским языком, «трудные» подростки), не проявляют должной требовательности к ученикам. К тому же отсутствие стимулов не поощряет в них творческой инициативы и состязательности. В результате очень рано среди учащихся происходит деление на «лучших» и «всех остальных». Лучшие поступят в Высшие школы - кузницу кадров для политической элиты и руководства предприятий, все остальные пополнят ряды абитуриентов университетов, которые порой бывают вынуждены закрывать аудитории, задолжав по счетам за электричество или отопление. Разумеется, в атмосфере такого неравенства трудно культивировать братство. «Низы» клеймят «верхи», которые «ставят личные интересы выше общественных». По мнению участников опросов, политики, богачи и главы предприятий чаще всего попирают закон, чего нельзя сказать о малообеспеченных гражданах. Да и сама система правосудия вызывает множество нареканий у французов. Многочисленные перекосы в ее функционировании, чрезвычайная медлительность процедуры, спорные вердикты - все это создает негативное отношение к учреждению, являющемуся гарантом соблюдения принципов равенства и свободы.

Екатерина КОЛОДОЧКИНА

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200344/?44_7_11

Екатерина КОЛОДОЧКИНА, ИТАР-ТАСС, 200344

Previous post Next post
Up