АЙ, МОСЬКА!..

Apr 29, 2003 12:38


АЙ, МОСЬКА!..

То Трира черный сын с неистовой душой,
Он не идет - бежит, нет, катится лавиной...
Ф.Энгельс

Да! Именно так: не идет, не бежит, а катится лавиной.

Так говорил о молодом Марксе Ф.Энгельс. Даже буржуазные идеологи высоко ценили молодого Маркса. По мнению де Мана “Экономические рукописи 1844 г.” являются вершиной его зрелости. Хотя эта работа была всего лишь прелюдией и преддверием вершины, когда в 1848 г. был создан “Манифест Коммунистической партии”.

А вот что сказал о молодом Марксе в своей передаче один из заправил “настоящего” радио России Азарх, который резвится в передачах по операм П.Чайковского и в передаче “Алфавит”. По его мнению, Маркс в молодости - гуляка праздный, смахивающий на хулигана-недоросля, который в компании себе подобных бродит из кабака в кабак и то и дело устраивает попойки, пьяные драки и бесконечные вызовы на дуэль. И отношения-то с отцом были не те, и он никуда негодный стихотворец, вообразивший себя чуть ли не гением, и т.д., и т.п. В общем, личность скорее негативная и ничем непримечательная в позитивном плане.

А так ли это?!

Вот коротко факты о молодом Марксе.

В 17 лет, в год окончания гимназии, Маркс считает, что человек достигает своего совершенства только в том случае, если работает для усовершенствования своих современников и во имя их блага. И этот девиз он пронес через всю свою жизнь, т.к. был человеком в самом высоком смысле этого слова.

Живость характера и богатство фантазии уживаются в нем с незаурядной интеллектуальностью. Он хорошо владеет немецким, французским, греческим и латинским языками. Отличные способности к математике. Обо всем этом говорят его выпускные экзамены на немецком, французском, латинском, переводы с греческого, переводы на французский, работы по математике, блестящее сочинение на религиозную тему, где обнаружилась не приверженность религии, а приверженность философии. Все сочинения получили высочайшие оценки.

Его наставником и другом был отец, с которым Маркса связывали добрые отношения. Отец тонко руководил воспитанием сына. Последователь Вольтера и Руссо, он передал свои взгляды и сыну. Смерть отца была тяжелейшей утратой и большим горем в жизни Маркса.

После окончания гимназии Маркс учится сначала в Боннском, а затем в Берлинском университете.

1837-41 гг. - поиски собственной философской концепции. Он изучает философию Канта, Фихте, Гегеля. В 1841 г. защищает докторскую диссертацию. Подготовительным материалом к диссертации явились “Берлинские тетради” в виде конспекта, куда он заносил выписки из произведений Аристотеля, Спинозы, Юма и др.

Тема диссертации: “Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура”. Здесь Маркс еще идеалист-гегельянец. Докторская диссертация была защищена с блеском. Марксу только 23 года.

1842-43 гг. - сначала сотрудник, а затем редактор “Рейнской газеты”. Развитие теоретических взглядов тесно связано с практической деятельность, особенно в качестве редактора газеты. Здесь он публикует материалы по вопросам цензуры, по антинародным законопроектам ландтага (сословное собрание). Им подготовлены пять статей: «О свободе печати», «О церковной смуте», «О краже леса» (крестьянский вопрос), «О дроблении земельных участков», «О браконьерстве». Позиции Маркса целиком на стороне трудящихся.

Публикации в «Рейнской газете» вызвали раздражение правительства, цензуры и короля. Против газеты все правые, на стороне газеты все левые и тысячи трудящихся. Посыпались угрозы закрыть газету. Борьба была ожесточенной и неравной. 31 марта 1843 г. газета была закрыта. Ее последнее обращение к читателям:

Подняв свободы флаг, мы отплываем в море.
За борт - бичи и цепи, и ремни -
Матросы не нуждаются в надзоре,
Со знаньем дела действуют они.
На новом берегу ждут новые сраженья.
В них встретимся с друзьями по борьбе.
А если на пути нам суждено крушенье,
В крушеньи будем верными себе.

Статья о “свободе печати” получила широкий резонанс. Ее назвали блестящей, гениальной. О молодом Марксе говорят как о гении, в котором сочетаются Руссо и Вольтер, Гегель и Гейне, Лессинг и Гольбах. Так сказал о нем академик Мозес Гесс.

Поражает многосторонность его взглядов: философия, история, политика, юриспруденция, политическая экономия, социализм, коммунизм. Намечается переход от идеализма к материализму и от революционной демократии к коммунизму. Начальный этап в развитии - собственно марксизм. Встреча с Энгельсом и начало совместного сотрудничества.

1843-44 гг. - окончательный переход от идеализма к материализму.

Маркс у истоков возникновения целостного научного мировоззрения. В немецко-французском сборнике появляется статья “К критике гегелевской философии. Введение”. Разрабатывается положение о всемирно-исторической роли пролетариата, которому он отводит революционную роль.

Несмотря на молодость, Маркс упорно формировал свой собственный путь. Большую роль в развитии его взглядов сыграли школьные сочинения, материалы докторской диссертации, описание Берлинских и Крейцнахских тетрадей, рукопись “К критике гегелевской философии”, “Экономическо-философские рукописи 1844 г.” и др.

В “Крейцнахских тетрадях” Маркс конспектировал по определенной системе трактаты: Н. Макиавелли, Ф.Р. Шатобриана, Монтескье, Руссо и др. Маркс изучал историю разных стран, сопоставлял полученные данные и выявлял общую тенденцию исторического развития за 2500 лет. Каждая из этих работ явилась этапом формирования научного мировоззрения пролетариата, а также вехой на пути создания “Манифеста коммунистической партии”. Молодой Маркс проделал огромную работу по осмыслению и переработке накопленного человечеством теоретического и философского багажа, опираясь на строгий научный анализ. В этом-то и заключается его гениальность.

В 1844 г. Маркс и Энгельс опубликовали книгу “Святое семейство”, где формирование марксизма вступило в новый этап. И с 1844 г. до конца жизни они шли одной дорогой, крепко взявшись за руки. Закончился этап молодого Маркса.

В 1848 г. уже зрелый Маркс пишет “Манифест коммунистической партии”.

И в заключение два стихотворения Маркса:

Я с бурей в борьбе закаляюсь
И помощи бога не жду.
Креплю я уверенно парус,
В надежную верю звезду.

* * *

Женни! Смейся! Ты удивлена:
Почему для всех стихотворений
У меня одно названье “К Женни”?
Но ведь в мире только ты одна
Для меня источник вдохновенья,
Свет надежды, утешенья гений,
Душу озаряющей до дна.
В имени своем ты вся видна.

Конечно, это не Пушкин. Но ведь и “солнце русской поэзии” не владел гением Маркса - философа.

Таковы штрихи к образу молодого Маркса.

Как видим, ничего общего с тем, что наплел пигмей-пакостник от “демократии” Азарх. Патологический ненавистник Советского строя, Советского народа, за счет которого получил высшее образование, т.е. первоначальный капитал, который теперь использует во имя “свободы”, “демократии” и обогащения своего собственного кармана, Азарх пытается играть роль интеллектуала-интеллигента, но таковым являться не может, т.к., по определению А.Чехова, он даже не лжет, а врет. Врет нагло, цинично, как и подобает “демократу”, который в свои 70 лет осилил оперы Чайковского. Сдается, что все азархи, вместе взятые, не стоят одного Маркса даже в его школьные годы. Видимо, курс наук по общественным дисциплинам азархи изучали у бурбулисов и, подобно ничтожным моськам, лают на солнце.

Вот уж действительно: “Ай, Моська! Знать она сильна, что лает...”

И. ГРИДНЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200317/?17_7_4

200317, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, В.С. ДИАНОВА

Previous post Next post
Up