АЙ, МОСЬКА!..
То Трира черный сын с
неистовой душой,
Он не идет - бежит, нет, катится лавиной...
Ф.Энгельс
Да! Именно так: не идет, не
бежит, а катится лавиной.
Так говорил о молодом Марксе
Ф.Энгельс. Даже буржуазные идеологи
высоко ценили молодого Маркса. По
мнению де Мана “Экономические
рукописи 1844 г.” являются вершиной его
зрелости. Хотя эта работа была всего
лишь прелюдией и преддверием вершины,
когда в 1848 г. был создан “Манифест
Коммунистической партии”.
А вот что сказал о молодом
Марксе в своей передаче один из
заправил “настоящего” радио России
Азарх, который резвится в передачах по
операм П.Чайковского и в передаче “Алфавит”.
По его мнению, Маркс в молодости -
гуляка праздный, смахивающий на
хулигана-недоросля, который в компании
себе подобных бродит из кабака в кабак
и то и дело устраивает попойки, пьяные
драки и бесконечные вызовы на дуэль. И
отношения-то с отцом были не те, и он
никуда негодный стихотворец,
вообразивший себя чуть ли не гением, и т.д.,
и т.п. В общем, личность скорее
негативная и ничем непримечательная в
позитивном плане.
А так ли это?!
Вот коротко факты о молодом
Марксе.
В 17 лет, в год окончания
гимназии, Маркс считает, что человек
достигает своего совершенства только в
том случае, если работает для
усовершенствования своих
современников и во имя их блага. И этот
девиз он пронес через всю свою жизнь, т.к.
был человеком в самом высоком смысле
этого слова.
Живость характера и
богатство фантазии уживаются в нем с
незаурядной интеллектуальностью. Он
хорошо владеет немецким, французским,
греческим и латинским языками.
Отличные способности к математике. Обо
всем этом говорят его выпускные
экзамены на немецком, французском,
латинском, переводы с греческого,
переводы на французский, работы по
математике, блестящее сочинение на
религиозную тему, где обнаружилась не
приверженность религии, а
приверженность философии. Все
сочинения получили высочайшие оценки.
Его наставником и другом был
отец, с которым Маркса связывали добрые
отношения. Отец тонко руководил
воспитанием сына. Последователь
Вольтера и Руссо, он передал свои
взгляды и сыну. Смерть отца была
тяжелейшей утратой и большим горем в
жизни Маркса.
После окончания гимназии
Маркс учится сначала в Боннском, а
затем в Берлинском университете.
1837-41 гг. - поиски собственной
философской концепции. Он изучает
философию Канта, Фихте, Гегеля. В 1841 г.
защищает докторскую диссертацию.
Подготовительным материалом к
диссертации явились “Берлинские
тетради” в виде конспекта, куда он
заносил выписки из произведений
Аристотеля, Спинозы, Юма и др.
Тема диссертации: “Различие
между натурфилософией Демокрита и
натурфилософией Эпикура”. Здесь Маркс
еще идеалист-гегельянец. Докторская
диссертация была защищена с блеском.
Марксу только 23 года.
1842-43 гг. - сначала сотрудник, а
затем редактор “Рейнской газеты”.
Развитие теоретических взглядов тесно
связано с практической деятельность,
особенно в качестве редактора газеты.
Здесь он публикует материалы по
вопросам цензуры, по антинародным
законопроектам ландтага (сословное
собрание). Им подготовлены пять статей:
«О свободе печати», «О церковной смуте»,
«О краже леса» (крестьянский вопрос), «О
дроблении земельных участков», «О
браконьерстве». Позиции Маркса целиком
на стороне трудящихся.
Публикации в «Рейнской
газете» вызвали раздражение
правительства, цензуры и короля. Против
газеты все правые, на стороне газеты
все левые и тысячи трудящихся.
Посыпались угрозы закрыть газету.
Борьба была ожесточенной и неравной. 31
марта 1843 г. газета была закрыта. Ее
последнее обращение к читателям:
Подняв свободы флаг, мы
отплываем в море.
За борт - бичи и цепи, и ремни -
Матросы не нуждаются в надзоре,
Со знаньем дела действуют они.
На новом берегу ждут новые сраженья.
В них встретимся с друзьями по борьбе.
А если на пути нам суждено крушенье,
В крушеньи будем верными себе.
Статья о “свободе печати”
получила широкий резонанс. Ее назвали
блестящей, гениальной. О молодом Марксе
говорят как о гении, в котором
сочетаются Руссо и Вольтер, Гегель и
Гейне, Лессинг и Гольбах. Так сказал о
нем академик Мозес Гесс.
Поражает многосторонность
его взглядов: философия, история,
политика, юриспруденция, политическая
экономия, социализм, коммунизм.
Намечается переход от идеализма к
материализму и от революционной
демократии к коммунизму. Начальный
этап в развитии - собственно марксизм.
Встреча с Энгельсом и начало
совместного сотрудничества.
1843-44 гг. - окончательный
переход от идеализма к материализму.
Маркс у истоков
возникновения целостного научного
мировоззрения. В немецко-французском
сборнике появляется статья “К критике
гегелевской философии. Введение”.
Разрабатывается положение о всемирно-исторической
роли пролетариата, которому он отводит
революционную роль.
Несмотря на молодость, Маркс
упорно формировал свой собственный
путь. Большую роль в развитии его
взглядов сыграли школьные сочинения,
материалы докторской диссертации,
описание Берлинских и Крейцнахских
тетрадей, рукопись “К критике
гегелевской философии”, “Экономическо-философские
рукописи 1844 г.” и др.
В “Крейцнахских тетрадях”
Маркс конспектировал по определенной
системе трактаты: Н. Макиавелли, Ф.Р.
Шатобриана, Монтескье, Руссо и др. Маркс
изучал историю разных стран,
сопоставлял полученные данные и
выявлял общую тенденцию исторического
развития за 2500 лет. Каждая из этих работ
явилась этапом формирования научного
мировоззрения пролетариата, а также
вехой на пути создания “Манифеста
коммунистической партии”. Молодой
Маркс проделал огромную работу по
осмыслению и переработке накопленного
человечеством теоретического и
философского багажа, опираясь на
строгий научный анализ. В этом-то и
заключается его гениальность.
В 1844 г. Маркс и Энгельс
опубликовали книгу “Святое семейство”,
где формирование марксизма вступило в
новый этап. И с 1844 г. до конца жизни они
шли одной дорогой, крепко взявшись за
руки. Закончился этап молодого Маркса.
В 1848 г. уже зрелый Маркс пишет
“Манифест коммунистической партии”.
И в заключение два
стихотворения Маркса:
Я с бурей в борьбе закаляюсь
И помощи бога не жду.
Креплю я уверенно парус,
В надежную верю звезду.
* * *
Женни! Смейся! Ты удивлена:
Почему для всех стихотворений
У меня одно названье “К Женни”?
Но ведь в мире только ты одна
Для меня источник вдохновенья,
Свет надежды, утешенья гений,
Душу озаряющей до дна.
В имени своем ты вся видна.
Конечно, это не Пушкин. Но
ведь и “солнце русской поэзии” не
владел гением Маркса - философа.
Таковы штрихи к образу
молодого Маркса.
Как видим, ничего общего с
тем, что наплел пигмей-пакостник от “демократии”
Азарх. Патологический ненавистник
Советского строя, Советского народа, за
счет которого получил высшее
образование, т.е. первоначальный
капитал, который теперь использует во
имя “свободы”, “демократии” и
обогащения своего собственного
кармана, Азарх пытается играть роль
интеллектуала-интеллигента, но таковым
являться не может, т.к., по определению А.Чехова,
он даже не лжет, а врет. Врет нагло,
цинично, как и подобает “демократу”,
который в свои 70 лет осилил оперы
Чайковского. Сдается, что все азархи,
вместе взятые, не стоят одного Маркса
даже в его школьные годы. Видимо, курс
наук по общественным дисциплинам
азархи изучали у бурбулисов и, подобно
ничтожным моськам, лают на солнце.
Вот уж действительно: “Ай,
Моська! Знать она сильна, что лает...”
И. ГРИДНЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200317/?17_7_4