НА ЗАРЕ АВИАЦИИ
Охотников
переписать историю собственной страны
у нас объявилось много. О чем-то
умалчивают, какие-то мелочи поднимают
на принципиальную высоту, а то и
попросту фальсифицируют некогда
общеизвестные факты. К сожалению,
поветрие это коснулось и истории
советской авиации. Например, роли В.И.
Ленина в ее становлении. Собственно, об
этом чаще умалчивают, модно стало
выискивать ошибки в его деятельности
или «по-новому» интерпретировать
некоторые события.
Смешно и грустно
было читать, как один известный
авиационный историк «уличил» недавно
Ленина в «злоупотреблении служебным
положением». Оказывается,
предсовнаркома обратился в школьный
отдел управления Воздушного флота с
предложением принять в Московскую
школу авиации М. Дауге и
Н. Шебанова. Якобы за юношей
ходатайствовала Инесса Арманд. «Так
Шебанов стал летчиком по очень
большому блату», - заключает историк.
Но можно ли стать
летчиком по блату? Тем более таким
выдающимся, каким стал Николай
Петрович Шебанов, первым в Аэрофлоте
налетавший миллион километров и
заслуженно награжденный орденом
Ленина.
А как печально
обернулась «близость» к Ленину еще
одного выдающегося летчика, Бориса
Илиодоровича Российского. В свое время
о нем писали много, называли его «дедушкой
русской авиации». Нынче о нем забыли, и
немалую роль в этом сыграло, вероятно,
то обстоятельство, что «дедушкой» его
нарек Ленин. А это была довольно
забавная история.
Первого мая 1918 года в
Москве на Ходынке состоялся парад.
Российский летел на самолете «Ньюпор»,
украшенном маленькими флажками. Он
спиралью ушел в небо, а затем совершил
восемнадцать мертвых петель. После
полета Российского подвели к
присутствовавшему на параде Ленину. И
тот воскликнул: «Браво, браво! Дедушка
русской авиации!»
А «дедушке» едва
перевалило за тридцать. На недоуменные
вопросы Ленин ответил, что знает этого
летчика с тех времен, когда авиация
делала первые шаги в нашей стране, и
назвал Российского «дедушкой», имея в
виду его летный стаж.
Тогда же на
Ходынском поле Ленин спросил у
курсантов школы авиации, как им живется,
как идут у них дела. «Нам самолетов не
хватает и бензина мало дают», - услышал
он в ответ. Начальник школы Б.К. Веллинг
подтвердил слова ребят. Ленин сказал В.В.
Бонч-Бруевичу, что новых самолетов,
вероятно, не найдется, а вот с бензином
надо школе помочь. Например, сократить
расход бензина на служебных легковых
автомобилях в Москве. И еще Ленин дал
указание: увеличить летчикам и
техникам паек, а в дни полетов удлинить
послеобеденный отдых.
В свое время очень
здорово сказал Гёте: «Кто был хорошим
гражданином своей эпохи, тот имеет все
основания быть современником всех эпох
будущего». Увы, если бы так... Что-то с
памятью у нас стало. Помним ли мы тех,
кто стоял у истоков российской авиации,
первых пилотов страны? Например,
бесстрашного Михаила Никифоровича
Ефимова. Он совершил первый
официальный полет на аэроплане в
России, впервые сделал крутые виражи в
воздухе, первым решился на пикирующий
полет, на планирующий спуск с
выключенным мотором, изобрел
приспособление для запуска двигателя
пилотом.
Многие важнейшие
события из истории отечественной
авиации тщательно замалчиваются. Вот,
скажем, такое. Когда на Петроград
двинул свои войска генерал Краснов,
обстановка потребовала мобилизовать
все силы для отпора. Ленин распорядился
сформировать авиаотряд для борьбы с
мятежниками. «Какой аэродром лучше
всего подходит для этого?» -спрашивал
он. «Вот тут, Корпусной аэродром», -
летчики показали на карте.
Вскоре аэропланы с
Корпусного аэродрома начали вылетать
на боевые задания: вели разведку
расположения и передвижения войск
Краснова, обстреливали противника,
разбрасывали агитационные листовки.
Особо прославился тогда воздушный
разведчик, военный летчик А.М. Лабренц.
12 ноября 1917 года в
Петрограде был создан Первый
социалистический истребительный
авиационный отряд Военно-революционного
комитета. Основой для его формирования
послужил истребительный авиаотряд, еще
недавно подчинявшийся Керенскому.
После провала мятежа Краснова
подавляющее большинство личного
состава этого отряда перешло на
сторону советской власти. Вскоре этот
отряд перебазировался в Петроград на
Корпусной аэродром.
Б. ОРЛОВ,
«Гражданская авиация»,
№11, 2002 г.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200308/?08_6_1