ПРИЗРАКИ В НАШЕМ
МОЗГУ
Я хотел бы привести
несколько соображений по поводу статьи
А. Харитонова «Охота на призраков» в «Дуэли»,
№ 37.
Отвлеченный, на
первый взгляд, спор между Селиной и
Харитоновым по поводу
англофранцузской приключенческой
литературы имеет, если вдуматься, более
глубокий смысл. На самом деле речь идет
о том, какие образы допускать к
сознанию подрастающего поколения, а
какие не стоит. Что касается
упоминаемых в статьях А.Дюма, Ж. Верна (сюда
же можно, по-моему, причислить и М.Рида,
Л.Буссенара, Д.Стивенсона и т.д.), то их
читали раньше. Сейчас молодежь их почти
не читает. Это своего рода отработанный
пар. Но свое дело они сделали…
Как? Почему? Сколько
можно?! Я предвижу такую реакцию многих
читателей. Но суть дела от этого не
меняется. А дело заключается в том, что,
начиная с периода Французской
революции, манипуляция сознанием масс
принимает высопрофессиональный,
капитальный и перспективный характер.
Уже именно тогда, как пишет С.Кара-Мурза
в своей потрясающей (другого слова не
нахожу) работе «Манипуляция сознанием»,
«…во Франции денежные тузы привлекли
литераторов и ученых, и те, пользуясь
своей славой, так воздействовали на
общественное мнение, что сумели «выключить»
естественное недоброжелательство
бедных слоев народа к плутократам и
натравить городскую бедноту на все
устои старого режима. В своем роде это
- блестящее достижение ума и слова. Оружием
богачей (выделено мной. - А.Л.)
стало именно то, что им враждебно, -
стремление человека к равенству и
справедливости». Но оружием эти
идеи стали благодаря СМИ, среди которых
до последнего времени была и
литература. Кто при капитализме
владеет СМИ? Правильно, банкиры и
капилисты. А благодаря таланту и
продажности литературной
интеллигенции в оружие стало можно
превращать любую идею (или, наоборот,
принципиальную безыдейность). Поэтому
теперь, когда вижу любую массовую книгу
я сразу прикидываю, кому выгодно ее
издание и что за идейки скрываются за
ее внешне аполитичным содержанием.
Тут мне возразят: а
как же патриотические боевики? А это
частный случай. Берется
привлекательная для части общества (причем,
лучшей его части и наиболее опасной для
манипуляторов!) идея, которая
надлежащим образом незаметно
изменяется, помещается в
фантастическое или безыдейное
окружение (методов масса, все это
подробно описано в указанной выше
книге С. Кара-Мурзы) и становится
совершенно безвредной или даже
полезной манипуляторам. При этом я не
думаю, что это прямой подкуп. Все хитрее
и отработано за прошедшие 200 лет
наилучшим образом.
Например, могут
вовремя подкинуть кредит, помочь с
рекламой и, конечно, зеленый свет и
никакого противодействия. А писатели
народ самолюбивый, им льстит, что их
ценят, при этом они и не задумываются,
кто и почему. Просто спонсор попросит
изменить какую-то мелочь или убрать
ссылки на живых политиков. Теперь об
англофранцузах. При всей внешней
привлекательности (храбрость,
честность, благородство и т.п.) их
персонажи и окружение опять же
незаметно (что главное!) внедряют в
сознание читателей парочку важных,
работающих на перспективу, идей. Это
принцип евроцентризма и
привлекательность господства частной
собственности.
Эти два принципа
спокойно прошли через фильтры любой, в
том числе и советской, цензуры и
сделали свое черное дело: помогли
выключить в нужный момент
настороженность к Западу, сделали «их»
своими, а также внесли свой вклад в
доверие к сказке о «нормальности» и «благотворности»
принципа частной собственности. Кроме
того, персонажи этих книг предварили
современных «суперзвезд» типа
Сталлоне или Шэрон Стоун, нагло
отталкивающих локтями традиционных
русских и советских героев и героинь,
что также помогло создать наш комплекс
неполноценности перед Западом, включив
нас в орбиту евроцентризма на правах
мелкого управляемого спутника. Причем
мы не одиноки. То же происходит и с
другими странами третьего мира.
Книги и СМИ - это
оружие. Его эффективность, как мы видим
на примере нашей страны, сравнима с
ядерным. Чтобы превратить Советский
Союз 1985 года в нынешюю нищую РФ с
небоеспособной армией, понадобилось бы
не менее 300 боеголовок! Надеюсь, что
читатели сами смогут сделать вывод,
надо ли читать книги Толкиена, сериал
про Гарри Поттера и большую кучу других
подобных шедевров. Или все-таки
вспомнить о том, что еще жива русская и
советская литература, есть книги,
которые, хотя и издаются малыми
тиражами, но несут в себе настоящие
высокие идеи и чувства без
сопутствующих «вирусов».
А. ЛАПТЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200245/?45_7_3