ПРИЗРАКИ В НАШЕМ МОЗГУ

Nov 05, 2002 12:38


ПРИЗРАКИ В НАШЕМ МОЗГУ

Я хотел бы привести несколько соображений по поводу статьи А. Харитонова «Охота на призраков» в «Дуэли», № 37.

Отвлеченный, на первый взгляд, спор между Селиной и Харитоновым по поводу англофранцузской приключенческой литературы имеет, если вдуматься, более глубокий смысл. На самом деле речь идет о том, какие образы допускать к сознанию подрастающего поколения, а какие не стоит. Что касается упоминаемых в статьях А.Дюма, Ж. Верна (сюда же можно, по-моему, причислить и М.Рида, Л.Буссенара, Д.Стивенсона и т.д.), то их читали раньше. Сейчас молодежь их почти не читает. Это своего рода отработанный пар. Но свое дело они сделали…

Как? Почему? Сколько можно?! Я предвижу такую реакцию многих читателей. Но суть дела от этого не меняется. А дело заключается в том, что, начиная с периода Французской революции, манипуляция сознанием масс принимает высопрофессиональный, капитальный и перспективный характер. Уже именно тогда, как пишет С.Кара-Мурза в своей потрясающей (другого слова не нахожу) работе «Манипуляция сознанием», «…во Франции денежные тузы привлекли литераторов и ученых, и те, пользуясь своей славой, так воздействовали на общественное мнение, что сумели «выключить» естественное недоброжелательство бедных слоев народа к плутократам и натравить городскую бедноту на все устои старого режима. В своем роде это - блестящее достижение ума и слова. Оружием богачей (выделено мной. - А.Л.) стало именно то, что им враждебно, - стремление человека к равенству и справедливости». Но оружием эти идеи стали благодаря СМИ, среди которых до последнего времени была и литература. Кто при капитализме владеет СМИ? Правильно, банкиры и капилисты. А благодаря таланту и продажности литературной интеллигенции в оружие стало можно превращать любую идею (или, наоборот, принципиальную безыдейность). Поэтому теперь, когда вижу любую массовую книгу я сразу прикидываю, кому выгодно ее издание и что за идейки скрываются за ее внешне аполитичным содержанием.

Тут мне возразят: а как же патриотические боевики? А это частный случай. Берется привлекательная для части общества (причем, лучшей его части и наиболее опасной для манипуляторов!) идея, которая надлежащим образом незаметно изменяется, помещается в фантастическое или безыдейное окружение (методов масса, все это подробно описано в указанной выше книге С. Кара-Мурзы) и становится совершенно безвредной или даже полезной манипуляторам. При этом я не думаю, что это прямой подкуп. Все хитрее и отработано за прошедшие 200 лет наилучшим образом.

Например, могут вовремя подкинуть кредит, помочь с рекламой и, конечно, зеленый свет и никакого противодействия. А писатели народ самолюбивый, им льстит, что их ценят, при этом они и не задумываются, кто и почему. Просто спонсор попросит изменить какую-то мелочь или убрать ссылки на живых политиков. Теперь об англофранцузах. При всей внешней привлекательности (храбрость, честность, благородство и т.п.) их персонажи и окружение опять же незаметно (что главное!) внедряют в сознание читателей парочку важных, работающих на перспективу, идей. Это принцип евроцентризма и привлекательность господства частной собственности.

Эти два принципа спокойно прошли через фильтры любой, в том числе и советской, цензуры и сделали свое черное дело: помогли выключить в нужный момент настороженность к Западу, сделали «их» своими, а также внесли свой вклад в доверие к сказке о «нормальности» и «благотворности» принципа частной собственности. Кроме того, персонажи этих книг предварили современных «суперзвезд» типа Сталлоне или Шэрон Стоун, нагло отталкивающих локтями традиционных русских и советских героев и героинь, что также помогло создать наш комплекс неполноценности перед Западом, включив нас в орбиту евроцентризма на правах мелкого управляемого спутника. Причем мы не одиноки. То же происходит и с другими странами третьего мира.

Книги и СМИ - это оружие. Его эффективность, как мы видим на примере нашей страны, сравнима с ядерным. Чтобы превратить Советский Союз 1985 года в нынешюю нищую РФ с небоеспособной армией, понадобилось бы не менее 300 боеголовок! Надеюсь, что читатели сами смогут сделать вывод, надо ли читать книги Толкиена, сериал про Гарри Поттера и большую кучу других подобных шедевров. Или все-таки вспомнить о том, что еще жива русская и советская литература, есть книги, которые, хотя и издаются малыми тиражами, но несут в себе настоящие высокие идеи и чувства без сопутствующих «вирусов».

А. ЛАПТЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200245/?45_7_3

200245, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, А. ЛАПТЕВ

Previous post Next post
Up