ОСТАНОВИТЬ ЭПИДЕМИЮ НЕВЕЖЕСТВА

Mar 25, 1996 12:41

БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ БОЛЬШИМИ ПОТЕРЯМИ ДЛЯ СТРАНЫ. ТАКОВО МНЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ ИВАНА МЕЛЬНИКОВА.
Главная проблема, стоящая сегодня перед наукой и образованием, - это недостаточное финансирование. Средства, предусмотренные бюджетом, не могут покрыть даже самые минимальные потребности этой сферы, к тому же и они зачастую не выделяются. Задолженность федерального правительства учреждениям образования за 1994 год составили 1700 мрлд. рублей, за 1995 г. - 2300 млрд. рублей. За последние пять лет объем ассигнований на науку сократился в шесть раз, и его доля в расходной части бюджета составила чуть больше двух процентов. Закон о бюджете в части финансирования науки в 1995 году выполнен лишь на 65 процентов. Государство в прошлом году задолжало научным коллективам 2,5 трлн. рублей.

И как следствие закрываются научно-исследовательские институты, лаборатории, прекращают свою деятельность целые научные школы. Стареют приборы и оборудование, денег не хватает даже просто для жизнеобеспечения научных учреждений.

В бюджете на 1996 год заложена средняя заработная плата для работников образования из расчета 316 тысяч рублей, хотя по закону "Об образовании" зарплата учителей должна быть не ниже чем средняя по промышленности, а сейчас она около миллиона рублей. Что касается преподавателей высшей школы, то их зарплата должна вдвое превышать эту цифру и составлять около двух миллионов рублей. Конечно, в разных регионах ситуация не одинакова. В частности, не везде выполняются положения о надбавках и дополнительной оплате труда учителей. Их зарплата в школах колеблется от 250 до 470 тысяч рублей и не обеспечивает даже прожиточный минимум.

Не лучше обстоят дела и в научных учреждениях.

Какое образование получат наши дети, если в школах хронически не хватает учителей, а оставшиеся работают с двойной нагрузкой, часть уроков ведут студенты педагогических училищ и старшеклассники, а некоторые предметы не ведутся совсем? Что вынесет из вуза молодой специалист, если лабораторные работы проводить некому, производственная и преддипломная практика в большинстве случаев отменена из-за отсутствия средств, студенты не посещают лекции, потому что они вынуждены подрабатывать?

Наш комитет обратился в правительство с предложением включить учреждения образования и науки в перечень организаций, которые запрещается отключать от системы энергоснабжения и связи по причине их неплатежеспособности, а также принять постановление о списании всех долгов с учреждений образования и науки за неуплату задолженностей по коммунальным услугам и энергоснабжению.

В последние годы быстро увеличивается "утечка мозгов" из России. Ежегодно в длительные и сверхдлительные научные загранкомандировки уезжает около 4,5 тысяч человек. Часть из них остается за границей навсегда. Нет статистических данных относительно тех ученых, которые уезжают в краткосрочные командировки на месяц-два, до полугода. А ведь и среди них немало тех, кто предпочитает хорошую работу и стабильное положение за границей тем условиям, которые сложились у нас сегодня.

Это исключительно серьезная проблема, и государству следует над ней задуматься. Ведь мы теряем наиболее одаренных и талантливых ученых в самом трудоспособном возрасте - от 30 до 50 лет. Мне известно немало случаев, когда заключались контракты не только с аспирантами и выпускниками ведущих вызов страны, но и со студентами старших курсов. Как правило, им предлагается учеба в аспирантуре какого-либо зарубежного университета или института, а после ее окончания они остаются там работать.

Это огромный интеллектуальный ущерб не только для настоящего, но и для будущего России.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199605/?5_4_2

199605

Previous post Next post
Up