В
«Дуэли», №33 от 15 августа с.г., в рубрике «История» под хлестким заголовком
«Адмиралов погубила жадность» опубликована насквозь лживая статья некоего
историка г-на А.С. Лазарева.
Мне
пришлось участвовать в тех оперативных сборах руководящего состава всех флотов
ВМС в феврале 1981 года, о которых пишет автор, и я примчался на аэродром в
Пушкине, когда еще тушили последние очаги горящего керосина, а солдаты уже
укладывали в ряд трупы погибших. Самолет был не нашего подчинения, но за все
аэродромное обслуживание отвечали мы, поэтому для контроля и связи с моряками
там находился начальник штаба воздушной армии генерал-лейтенант авиации Малинин
Н.Г. Он присутствовал при загрузке самолета и никаких нарушений не заметил.
Большой рулон газетной бумаги был погружен с разрешения командующего ТОФ.
Г-н
Лазарев пишет, что «военно-морские руководители прихватили с собой большое
количество товаров, цены на которые в Ленинграде значительно ниже, чем во
Владивостоке…».
Вот уж
истинно: не зря говорят, что настала эра вранья и воровства. Ну кто не знает,
что при Советской власти государственные цены были одинаковы и для Ленинграда, и
для Владивостока? Если товар шел за границу, то на нем заводом делалась надпись:
«Made in USSR», если вещь не шла на экспорт, на ней ставилась цена. На
моей столовой ложке отштамповано: «нерж. ц. 60 к.». Немало было тех, кто
продавал товар выше госцены. Если их вылавливали, то судили за спекуляцию и
отправляли в места не столь отдаленные. Правда, сейчас таких называют
бизнесменами… Называют предпринимателями… Это - во-первых.
А
во-вторых, чтобы большое количество товаров накупить, необходимо свободное
время, а его у участников сборов практически не было.
Руководитель сборов Маршал Советского Союза Огарков Н.В. и Адмирал флота
Советского Союза Горшков С.Г. задали очень высокий темп занятий, давая очень
сложные вводные для решения оперативных задач, что требовало не только глубоких
и точных знаний, но и огромных умственных усилий и физической выносливости,
чтобы в ограниченное время принять правильное решение, обосновать его и оформить
в боевых документах. До глубокой ночи трудились участники сборов, а на утро
нужна светлая голова… Когда им было бегать по магазинам?
Автор
пишет: «Входящие в состав Министерства обороны пассажирские и транспортные
самолеты бесплатно используются генералитетом для перевозок личного имущества».
Это правда. Но эти самолеты используются с оказией и для офицеров. Кроме того,
личное имущество перевозится и железнодорожным транспортом бесплатно, если
офицер переезжает к новому месту службы. А как бы г-н Лазарев хотел? В период
хрущевских реформ, когда моей дочке отмечали 6-летие, она «служила» уже на
восьмом по счету месте. Военные семьи каждый переезд сравнивают с пожаром. Не
знаю, как это обстоит сейчас…
Дальше
г-н Лазарев сообщает: «Самолеты, летающие на военные базы, находящиеся за
рубежом, перевозят контрабанду, так как не подвергаются таможенной проверке…».
Между Ленинградом и Владивостоком таможенных границ не было и пока нет. Военных
баз за рубежом, кроме Грузии, Киргизии ныне, кажется, больше нет.
С 1962 по
1965 гг. я служил на аэродроме Чкаловский и летал в качестве штурмана, будучи
начальником политотдела отдельной авиабригады особого назначения не только в
страны Варшавского Договора, но и в ряд стран Африки и Азии. Поэтому
свидетельствую, что после заруливания на борт всегда поднимался пограничник
санитарной службы и по всем правилам осуществлял контроль, после чего
разрешалось заруливать на стоянку.
Может
быть, сейчас этот порядок отменен - не знаю. Вопросы, связанные с аэродинамикой
самолета, обсуждать с автором не могу. Он написал, что «летчики дали элероны
вправо на ветер», и этим многое сказано. Дело в том, что элероны имеют лишь
одну степень свободы: они могут отклоняться только вверх или вниз, причем если
на одной плоскости элерон отклонится вверх, то на другой плоскости элерон
одновременно отклонится вниз.
И еще:
взлет производился в сторону от города, поэтому ни в какой «новой экологической
методике» взлета необходимости не было, если таковая «экологическая» кем-то
разработана.
Самолет
не был перегружен, а был неправильно загружен (за что отвечает всегда помощник
командира корабля), в результате чего была нарушена центровка самолета, о чем
правильно говорится в заметке.
Погубила
адмиралов не жадность, а беспечность! Излишняя самоуверенность.
Встает
вопрос: а какова же была цель вытаскивания из пыльных архивов истории
чрезвычайного происшествия, случившегося более четверти века назад?
Уроки из
этого происшествия разбирают в учебных целях в Академии Гражданской авиации.
А цель
сформулирована в последних строках г-на А.С. Лазарева о том, что якобы
«жадность» адмиралов явилась «показателем низкого морального уровня не только
авиации, но и всей армии в целом».
А.Н. ЛЁЗИН
P.S. Известно, что т-щ Мухин Ю.И. гонораров не платит. Зачем же, во имя чего г-н Лазарев столько труда положил, чтобы отыскать в архивах эту историю? Кому это выгодно? И кто этот труд оплачивает?
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200644/?44_6_3