(Михаил АНТОНОВ
)
Третью годовщину трагических событий у телецентра "Останкино" блок коммунистических и народно-патриотических организаций отметил крестным ходом, панихидой по убиенным и пикетами. Как обычно, пикетчики клеймили позором растлителей народной нравственности - телевизионщиков, этих служителей сатаны, и требовали предоставить оппозиции возможность сказать народу правду с "голубого экрана". И при этом никто из них, кажется, даже не заметил, что такая возможность давно имеется, по крайней мере в Москве: не первый уже год раз в неделю, по четвергам, выходит в эфир часовая телепрограмма "Русский дом", которую ведет известный тележурналист Александр Николаевич Крутов. Но раз и коммунисты, и национал-патриоты требуют голоса для себя, значит, они ее не считают своей. Почему же?
Программа А.Крутова неплохая. И все же "Голосом России" не стала, ибо в основе своей она была и остается рупором секты "правомоновцев" ("православствующих и монархистствующих").
Я сам православный русский человек и, казалось бы, меня должна радовать программа, где много говориться о Церкви. Увы, говориться много, но...
Как это ни печально, сегодня православные храмы посещает примерно один процент русских людей. Несколько больше прослойка невоцерковленных, но считающих себя православными и потому находящих в передачах "Русского дома" кое-что для себя интересное. Но, к сожалению, и их внимание программа часто нацеливает в ложном направлении. Все дело в том, кого считать православным христианином.
С точки зрения рядового священника, православный тот, кто крещен по православному обряду, посещает храм в положенные дни, соблюдает посты, исповедуется и причащается... А если еще он и храму помогает - трудом или деньгами, участвует в делах милосердия и пр., то он уже вообще образец православного. А как он живет вне храма, как участвует в жизни общества, насколько осуществляет свое светское призвание, борется ли за правду, - это никого не интересует (напротив, часто мирские занятия считаются помехой духовному возрастанию).
Но Христос считал своими учениками других: тех, кто представляет собой соль земли и свет мира, чья праведность превосходит праведность фарисеев (а уж они-то исполняли обряды неукоснительно); тех, кто являет собой такой образец благородства и совершенства, что люди, видя их, прославляют Отца их Небесного; тех, кто в жизни превыше всего ставит правду и готов отстаивать ее до конца; тех, кто любят Бога больше, чем родителей, детей, супругов, друзей; тех, кто стали воплощением любви к Богу и ближнему. А ведь большинство нынешних "защитников православия" отличает прежде всего ненависть к тем, кто думает иначе, чем они, а уж тем более ко всяким "иноверцам" и "инородцам", не говоря уж о "жидомасонах" и пр.
С самого возникновения христианства в нем возникли и духовно борются два течения: идущие "широким путем" внешнего обрядоверия и "узким путем" духовного совершенствования. Трагедия любой религии - в преобладании следующих "широким путем", как об этом и предупреждал Господь. Но там, где сознают эту склонность природы "падшего" человека к движению по пути наименьшего сопротивления, там иерархия и просветители ей противостоят. В современной Русской Православной Церкви нет этого осознания и тем более противостояния торжеству внешнего благочестия над уподоблением Христу, отсутствуют они и в "Русском доме".
О чем бы не говорили в этой программе, даже если внешне речь идет о самом злободневном, по сути она устремлена в прошлое, причем, если надо в интересах "правомоновцев", допустимо и искажение исторической правды. Наглядным подтверждением этого служит, например, передача о святителе Тихоне, патриархе Московском и всея России (так предсоятель нашей Церкви именовался до 1927 года), вышедшая в эфир 26 сентября.
В этой передаче зачитывались отрывки из послания святителя "несчастному русскому народу", впервые прозвучавшего в первую годовщину Октябрьской революции 7 ноября 1918 года и содержавшего обличение неправедных деяний большевистской власти. Затем было объявлено, что в следующее воскресенье на углу Садового кольца и Старого Арбата книга посланий патриарха Тихона будет бесплатно вручена каждому желающему, и все получат возможность высказать свое мнение по поводу телепередачи.
В воскресенье, в указанном месте несколько десятков человек толпились возле телекамеры. Естественно, все "Русский дом" хвалили.
Я спросил ведущего, можно ли высказать критическое замечание. Он с видимой неохотой протянул ко мне микрофон.
Отдав должное заслугам телепрограммы, я сказал, что в передаче образ святителя Тихона искажен, он представлен заурядным антисоветчиком, тогда как это был великий богослов и патриот, впервые в ХХ веке выработавший принципы подлинно православных взаимоотношений Церкви и государства. Да, поначалу он предавал большевиков анафеме (как признался потом, под влиянием своего злокозненного контрреволюционного окружения), но не благословил и белое движение, а призвал весь народ к покаянию и миру. Несколько позднее он под страхом отлучения от Церкви запретил православным выступать против Советской власти. Сделал он это, разумеется, не из страха и не под давлением. Просто он знал, что всякая утвердившаяся власть - от Бога (другое дело - награда или наказание), и христианин выступать против нее не должен. Господь Иисус Христос и Его апостолы вряд ли любили власть римлян, под господством которой находилась тогда Иудея, но не призывали к восстанию против нее, ибо "кесарю - кесарево, Богу - Богово". Первохристиане, которых римская власть жестоко гнала, тем не менее молились за императора. Да и еще в прошлом веке, когда народники пытались поднять подвергавшихся гонениям раскольников на бунт против царской власти, те отвечали: "В житиях нет примера, чтобы христиане бунтовали, да и святые отцы этому не учат". Но то, что было очевидным для не очень грамотных старообрядцев, оказалось неясным для многих окончивших духовную академию архиереев и иереев, не говоря уже об их пастве. Остается оно неясным и для нынешнего "Русского дома", в передачах которого Советская власть, поднявшая Россию на невиданную высоту одной из сверхдержав мира, не удостоилась ни единого слова одобрения. А святитель Тихон, хотя и вряд ли любил тогда эту власть, тем не менее призывал относиться к ней как к законной власти. А в своем завещании он просил всех православных слиться с ним в горячей молитве к Богу о ниспослании успехов рабоче-крестьянской власти в ее трудах на благо всего народа...
Тут ведущий отвел от меня микрофон и сухо сказал, что они учтут мое мнение в своей работе.
В следующий четверг были показаны все одобрявшие программу, а мое замечание не прозвучало. Значит, наши патриоты, осуждающие Советскую власть за жестокую цензуру, сами не допускают ни одного слова критики их самих. Иными словами, боятся правды. А чего же тогда ждать от такой программы?
Получается у их по Достоевскому: русский человек - православный (тезис этот, как мне уже доводилось писать, ошибочный и вредный), а тот, кто не считает себя православным, - вовсе и не русский, хотя таких ныне в России подавляющее большинство. Да и отстояли нашу Родину в Великую Отечественную войну, и создали могучую державу они, русские люди (плечом к плечу с сынами и дочерьми других народов Союза), православными себя не считавшие. И выходит, что "Русский дом" - это не дом русских, а только дом православных и православствующих. Пока он даже с большим правом мог бы называться "Домом Александра Крутова" или "Домом патриарха Алексия II"... (программа получила его благословение, да и сам он в ней частый гость). Отсюда и елейный тон передач, уже бывший предметом осмеяния в СМИ, и произнесение с благоговейным трепетом слов "Государь Император"...
А ведь какие блестящие возможности были бы у программы, пожелай она стать действительно "Русским домом". Еще живы некоторые русские советские люди, выдающиеся организаторы производства 30-40-х годов, создатели могущества Советской державы, творцы невиданных в мировой истории ратных и трудовых побед (во всяком случае, нетрудно найти их более молодых сотрудников). Люди, изумившие мир своим гением, дерзновенностью, отвагой, - не когда-то при царе Горохе, а на нашей памяти, в СССР, были и есть, но не они - желанные гости "Русского дома". Да и сегодня Россия не обеднела на таланты (и далеко не в одной только области церковной жизни), самородки проявляются всюду - в педагогике, медицине, в искусстве, предпринимательстве. А как важно сейчас показать не только святость, но и героику прошлого, в том числе и недалекого, а главное - тех людей и те дела, которые служат залогом прорыва России в достойное будущее.
Нашему народу нужны сейчас передачи, которые не только обращают его внимание на деяния прошлого или показывают нищету в настоящем, но и вдохновляют на прорыв в грядущее. Давно сказано: в карете прошлого далеко не уедешь. И без обращения к советским временам, к героическому периоду нашей истории (когда был ведь не только разгул безбожия, а великая вера, сродная религиозной) тут никак не обойтись.
И односторонность эта не так уж безобидна. На днях по первой программе телевидения четыре вечера подряд (с повторением по утрам) некто Э.Радзинский излагал жалкое содержание своей книжонки о Сталине. В вожде России, перед которым даже Черчилль почтительно вставал, держа руки по швам, нынешний гений тележурналистики не увидел ничего, кроме патологической жажды власти. У него нет даже намека на понимание того, что власть была нужна Сталину, чтобы повести Россию к величию, тогда как, достанься власть Троцкому, Зиновьеву или Бухарину, страну уже давно разорвали бы на куски любители чужих земель. Для чего давали на ТВ лучшее время Радзинскому - гадать не приходится. В России рвутся к власти силы, которым идея социализма ненавистна еще больше, чем нынешнему режиму.
Когда нужно было сокрушить Советскую власть, на нее навалились с двух сторон - "левые диссиденты" ("демократы") и "правые диссиденты" ("русские патриоты" - антисоветчики). Вот и сегодня - чтобы убить саму мысль о социалистической России, на телеэкран выпускают все тех же антисоветчиков: "слева" - Радзинского, "справа" - "Русский дом".
Мне кажется, А.Крутову и его команде ныне самое время задуматься о роли, которая им отводится в новом акте разыгрываемого мировой закулисой и ее российскими прислужниками антисоветского (а значит, и русофобского) спектакля.
Итак, станет ли "Русский дом" русским? Станет, если захочет стать. А вот захочет ли - это уже другой вопрос.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199618/?18_7_2