(В.МАНИН Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России, секретарь Союза художников РФ
)
Радостным голосом Светланы Бестужевой телеящик принес удивительное известие: уникальное панно - триптих Михаила Врубеля "Утро", "Полдень", "Вечер", сгоревшее при пожаре в Доме приемов МИДа (бывший особняк М.П.Рябушинского), реанимировано. Сложную операцию по восстановлению оплавившейся живописи произвели реставраторы Третьяковской галереи и прежде чем передать панно обратно в МИД (видимо, для повторного сожжения) выставили его на показ во врубелевском зале ГТГ. Прежде чем приходить в восторг, надо бы задуматься: чему мы радуемся? Может быть, уместней сожаление о невозвратимой утрате уникального произведения, нежели радость по поводу сомнительного возвращения его в первоначальное состояние.
Странное все-таки у нас государство. О странностях патриотизма и говорить нечего. Уничтожение художественных ценностей происходит при полном и всеобщем молчании. При возвращении их в культурный оборот устраивается чуть ли не праздник нации. Лучше бы шумели при уничтожении культурных памятников. Особенно если разрушителями и сокрушителями по невежеству или недомыслию выступают правительственные круги разных уровней.
Тот же телеящик почти ежедневно сообщает о произошедших пожарах, нанесенном ими ущербе, начатых по ним следствиях или возбужденных уголовных делах. Но вот сгорел памятник архитектуры - творение Шехтеля с замечательными интерьерами, мебелью, скульптурой, витражами, картинами, среди которых помянутые работы Врубеля, а также Саврасова, Дейнеки, но главное - четыре шедевра К.Ф.Богаевского - панно специально в свое время заказанные М.П.Рябушинским. Большей потери, чем произведения этого замечательного мастера, романтика, мечтателя, одного из ведущих художников "серебряного века" для русского искусства представить трудно. О нем с упоением писали Максимилиан Волошин и Александр Габричевский. Чтобы осознать значение для русского искусства творчества Богаевского и его панно, обратимся к свидетельствам современников. М.Волошин в предчувствии монументальных работ мастера писал в журнале "Золотое Руно" (1907 г.): "Если в наши дни в России не найдется достаточно широких стен, которые могли бы быть отданы в его распоряжение, то мы не увидим удивительных созданий искусства". Такие стены предоставил художнику Рябушинский. Работы были исполнены. Вот отклик К.Ф.Кандаурова на присланные в Москву четыре панно Богаевского (10 декабря 1912 г.): "Все в восторге. Они замечательно красивы на выставке. Будет много шуму по Москве. М.П.Рябушинский их сегодня смотрел и сказал, что они превзошли его ожидания".
Далее приведу выдержки из писем к Богаевскому:
- Грабарь сказал, что Вы первый пейзажист, творец России...
- Вчера был у меня Добужинский и пришел в восторг от Ваших акварелей, но когда в конце я показал ему эскиз "Монтеньи", то он вскрикнул от восхищенья...
- Вся Москва, интересующаяся искусством, только и говорит что о Вас...
- Я прямо подавлен Вашим успехом...
Вот что мы потеряли. Всероссийский бардак не позволит найти виновного. Как объяснили служащие МИД, в особняке произошло самовозгорание. Иными словами русское классическое искусство приступило к самосожжению. К чему бы это?
Русская культура в период реформации гибнет по разным поводам ежедневно. Возбудили ли генпрокурор или прокурор Москвы дело по факту гибели шедевров русского искусства? Не шелохнулись. Так, может быть, забеспокоился самый авторитетный, самый опытный министр культуры тов. Сидоров Е.Ю., пересидевший в правительстве всех премьеров, всех министров и не сгоревший на своем культурном месте? Именно министерство культуры осуществляет охрану памятников культуры. Оно и управление по охране памятников г. Москвы. Но и они безмолвствуют, вежливо уступая друг другу право высказаться об акте сожжения.
Несколько слов о хранении культурных ценностей. В стране разработана целая наука о сохранении произведений искусства и культуры. Сотрудники музеев головой отвечают за соблюдение температурно-влажностного режима, правил противопожарной безопасности, физической сохранности произведений. А чем отвечают правительственные чиновники? Ведь огромное количество редчайших полотен находится в посольствах, государственных и иных учреждениях.
Теперь немного о том, как нас информируют. Обычно при подписании соглашений с иностранными делегациями на телеэкране появлялся Козырев в мидовском особняке, и за его спиной телезрители могли видеть панно Богаевского. Освобождение Козырева от должности (факт для истории не очень емкий) передано по всем каналам. Гибель шедевров русского искусства, которая наверняка войдет в исторические справочники, не посчитали нужным довести до сведения граждан. Хотелось бы знать, кто в правительстве и на информационном телерынке дозирует информацию? Игнатенко, Сагалаев, Малашенко, Гусинский, Березовский? Мы до сих пор канючим, что раньше цензура ограничивала нашу осведомленность. А теперь мы смотрим на телеэкране разную лабуду, называемую искусством, и также ничего не знаем, что в действительности (а не из уст лукавых комментаторов) происходит в стране.
В 1930-х годах в Третьяковской галерее вышло из строя отопление. Живописные произведения среагировали на холод: лак помутнел и скрыл изображение. Тогдашний директор галереи М.П.Кристи понял угрозу и стал сушить сухари. Но он имел чувство ответственности перед культурой, знал свое дело и сумел выйти из создавшегося положения без потерь. В культурном слое России эта ответственность живет. В правящих кругах о ней даже не подозревают. Недавно директора крупнейших С-Петербургских музеев, среди которых Эрмитаж и Русский музей, выступили с заявлением, что снижение финансирования приведет к неплатежам за отопление, электроэнергию и т.п. Они протестуют, ибо знают, что отключение названных средств жизнеобеспечения приведет к тому, что лак на картинах начнет мутнеть, красочный слой трескаться и разламываться, холст провисать и тянуть за собой живопись, бумага будет коробиться и рваться, дерево (скульптура, иконы, мебель, резные изделия) - трескаться и лопаться и т.д. и т.п. Но реформаторов все это как бы не касается. Они упорно твердят, что не смотря ни на что с принятого курса реформ не свернут. Начинается бред. Культура погибнет, пол-России вымрет от невыдачи зарплаты и пенсий, но реформы будут продолжаться. Помоги вам Бог, господа капиталисты!
Невежество власти - явление застарелое. Наше невежество какое-то наивное и в то же время по-купечески наглое. Что хочу, то и ворочу. К примеру, перестройка шедевра русской архитектуры XVIII в. - гостиного двора Д.Кваренги. Долгие годы находился он в полной разрухе, представляя собой "клоповник", заселенный сотней учреждений. Сейчас вместо того, чтобы отреставрировать этот охраняемый государственный памятник архитектуры, его надстраивают, а внутренний двор перекрывают стеклянной крышей. "Крепкий хозяйственник" решил подкорректировать гений Кваренги, осовременить, приспособить к нуждам рынка. Могли бы вы представить, чтобы Собор Парижской Богоматери надстроили на несколько этажей, чтобы он лучше смотрелся издали. Туристы жалуются, что он совсем затерялся среди других построек. Могли бы вы согласиться с тем, чтобы в Покровском соборе (Василий Блаженный) пробили шахты для лифта? Или в Новгородской Софии проложили эскалаторы, благо техника позволяет облегчить осмотр здания? Вы не можете, а "крепкий хозяйственник" может. У вас денег нет, а у него есть. Возможно, те самые, которые вам не выплатили в качестве зарплаты.
Сейчас в центре Москвы произвели реконструкцию. В Александровском саду выпустили на свободу вонючую Неглинку, и она понеслась навстречу демократическим объятиям с Москвой-рекой. Бежит Неглинка после долгого заключения и не узнает свои берега. Направо вздымается площадь высотой в два этажа! Налево в саду полно разных странностей: в гроте классический портик Жилярди и обелиск жертвам революции, мемориал Неизвестному солдату и скульптура неизвестного медведя, будто насильственно перемещенного из зоопарка. Рядом - маршал Жуков, ниже маршала - конь с хвостом и т.д. и т.п. Не перебор ли?
Почему в наше время стала возможна такая капризная, бесконтрольная культурная политика? Причин несколько. Одна из них - смена социальной структуры. На рынке культура находит себе место только как товар. Вторая причина: наша мифическая демократия, являющаяся в действительности помесью власти, капитала и криминала давно презревшая совесть, нравственность, знание предмета. Былая общественность, ранее игравшая хоть какую-то роль, сведена теперь к собранию присутствующих при отсутствующем. Культура неудобна для власти. При развитой культуре как-то неудобно убивать, грабить, оболванивать людей, заставлять их нищенствовать. В период же великой реформатерщины без этого не обойтись.
Какие же могут быть предложения? Почти никаких. Так, по мелочи:
- предусмотреть в Уголовном кодексе жесткую ответственность федеральных и муниципальных органов за сохранность памятников архитектуры и произведений искусства, арендуемых у государства;
- восстановить в городах художественные советы, формируемые из авторитетных (но не для местных администраций) специалистов и ученых, долженствующих приостанавливать любое разрушение памятников культуры и насаждение безвкусицы. Облик Москвы к примеру стал все более походить на провинциальный город Америки или Европы;
- ввести в структуру Совета безопасности подразделение, обеспечивающее сохранение и безопасность российской культуры. Разрушение и распад культуры приобрел характер национального бедствия;
- передать реставрированные панно М.Врубеля Третьяковской галерее. МИД заказать копии с них.
Ликвидация культуры, как видно, вовсе не привилегия людей с низшим образованием. Маркс подметил, что любые полуобразованные, полукультурные люди представляют собой демоническую силу, способную разрушить мир. Они-то и есть ликвидаторы культуры.
К кому же обращено это послание? Разумеется не к правительству. Оно давно сидит без зарплаты и не может купить газету. Так может быть к общественности? Может быть. Но в первую очередь - к министру внутренних дел Куликову, чтобы вместо стрельбы из пушки по лебедям обратился к преступлениям в области культуры. В последнюю очередь - к интеллигенции, совести нации. Может быть, хватит благодарить Бориса Николаевича за спасение от коммунистической угрозы и в ожидании Ренессанса зажмуриваться от того, что видят глаза. Наше движение к Ренессансу, несомненно. Весь вопрос в том, дотащимся ли?
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199702/?2_7_2