(
Да -
В.Т.Третьяков
Нет -
А.П. Паршев)
В.Т.Третьяков
ТРАГЕДИЯ "РОССИЯ СЕГОДНЯ"
СТРАХ
Я утверждаю, что 1) никогда еще в России с августа 1991 г. политический кризис не был столь глубоким и всеобъемлющим, а опасность сползания или даже резкого срыва в переворот или гражданский конфликт столь очевидной; 2) уже сегодня власть, по существу, валяется на земле и ее может поднять, если наберется наглости, любой авантюрист.
Политическая элита столицы деморализована внутренними дрязгами, осознанием своего полного неумения управлять страной и парализована страхом завтрашнего дня, когда придется принимать решения.
Состояние общества не нуждается в дополнительной характеристике: люди стараются не думать о будущем, ибо проблемы сегодняшнего дня ничто перед катастрофичностью ожидаемого.
Высшие государственные чиновники, словно сомнамбулы, выполняют ритуальные действия, долженствующие то ли продемонстрировать населению общегосударственную стабильность, то ли загипнотизировать самих участников этих ритуалов.
От резких шагов лидеров нынешней партии власти сдерживают три фактора: 1) страх перед Ельциным; 2) надежда на русский авось; 3) понимание того, что тот, кто начинает, как правило, проигрывает.
Преимущество простого народа, левой оппозиции, прямых конкурентов лидеров нынешней партии власти в том, что они имеют две привилегии - не бояться президента и говорить правду.
Борис Ельцин, несколько оживившийся физически и политически в последние дни, по-прежнему держит в руках важнейший рычаг управления - кадровые перестановки.
Страх парализует. Лидеры нынешней партии власти боятся Ельцина, боятся Лебедя, боятся друг друга, ибо не знают, кто на кого в решающий момент сделает ставку. Дело дошло до того, что Евгений Киселев в предпоследних "Итогах" прямо обращается к "диссидентам" среди коллег, предупреждая: кто не с нами, тот против нас, кто не оценивает ситуацию так, как "Итоги", тот сторонник газеты "Завтра". Самое смешное, что "Завтра" теперь является лишь бледной копией сотен статей во вполне демократической печати, не разделяющей "социального оптимизма" "Итогов" или "Зеркала".
Повторяю: власть в России валяется на земле.
Четыре дня назад, когда Борис Ельцин приехал в Кремль, он, выйдя из машины, вдруг ошарашил встречавших его чиновников во главе, говорят, с самим Чубайсом вопросом: "А где сейчас Коржаков?" Шок был настолько глубоким, что никто не решился проронить ни слова.
Если было не так, пусть Сергей Ястржембский меня опровергнет.
АВОСЬ
Что такое сегодня Россия? Это страна, где внутренняя политика сводится к обсуждению здоровья президента и интриг всех друг против друга. Где экономическая политика ограничивается составлением рапортов ВМФ в обмен на кредиты. Где армия ненавидит руководство страны, а руководство боится армии. Страна без границ, не умеющая не только удержать свою малую часть, но и воссоединиться с большой и дружественной соседней державой. Словом, страна без политики. Точнее говоря, политики нет у руководства этой страны, у ее правительства и президента.
Из этой ситуации есть два выхода. Первый, самый логичный, - завести хоть какую-то политику, желательно хорошую. Второй - жить, как живется, решая сегодня проблему выживания на завтра. А послезавтра посмотрим. Авось президент выздоровеет окончательно, вернется в Кремль, прикажет, что и как делать. Авось будет при этом слушать наши умные советы. Авось народ не взбунтуется и не сдохнет с голоду весь (по крайней мере, сразу), а там авось и инвестиции придут.
Куда приятней и привычней второй путь. Ведь если идти по первому, то надо признать ошибки, нести за это ответственность. Грубо говоря - поменять правительство. Президенту это предложить? Да он вдруг возьмет и поменяет, причем не на тех, на кого хотелось бы. Лучше надеяться на авось.
Возьмем, например, бюджет. Сочинили плохой. Стали пропихивать через Думу. Дума ни в какую. Необходимо решиться на поступок. Раз бюджет, по мнению правительства, хороший, надо ставить президента перед дилеммой: либо распускай Думу, либо мы уходим в отставку. Но рисковать не хочется. Проще найти 25 млн. долл., распределить их на две неравные части - и провести бюджет.
Собака, собственно, здесь и зарыта. Вновь и вновь встающий в России вопрос о власти мешает проведению хорошей политики. Отсутствие хорошей (а порой и любой) политики вновь и вновь поднимает вопрос о власти. Особенно когда президент болен. Но даже когда Ельцин серьезно болен, он всегда достаточно здоров, чтобы уволить любого, кто заикнется о том, что является табу.
И тут оказывается, что партий власти несколько. Есть черномырдинская, есть чубайсовская, есть лужковская (это помимо оппозиционных: зюгановской, лебедевской и сосковецко-коржаковской). Трудно понять, на что, кроме авося, надеются три ближе других примыкающие к Ельцину подпартии власти, а именно - Чубайс, Черномырдин и Лужков. На то, что Борис Николаевич сам укажет пальцем на одного из них, и остальные подчинятся этому выбору? Зачем, если это так, топить друг друга? Почему не сложить коалицию уже сегодня? Идейные разногласия мешают? Принципы?
Эти вопросы можно задавать бесконечно - ответа они не имеют. Точнее, ответ все тот же: там, где нет политики, не может быть коалиции.Так можно жить и даже править в государстве, где все вовремя получают зарплату, причем хорошую, и где есть много чего другого, что отличает стабильное и благополучное общество от застойного и обездоленного, - Россия таковым давно уже не является. И в ближайшие месяцы и годы не станет. Пора честно находить сложное решение сложной задачи.
ВЫХОД
Итак, страх есть, авось кончается. А есть ли выход?
Судя по последним жестам и словам президента, безусловно, набирающего физическую форму, он опять собирается действовать по алгоритму страха. Сегодня, однако, не шибко кого напугаешь. И Думу президент не распустит - ибо будет избрана еще более оппозиционная Ельцину нижняя палата парламента. Думу есть смысл распускать только в обмен на хорошее новое правительство, а для того нужно это правительство сначала сформировать.
Где реальный выход, легко выясняется, если понять, что же России нужно. Как минимум, необходимо действенное и решительное правительство, которое сумеет, наконец, вывести страну из всеобъемлющего кризиса или, по крайней мере, умелыми маневрами не дать России распасться на части или свалиться в гражданскую войну. Нынешнее правительство на это неспособно, а по доверительным свидетельствам высших госчиновников, оно сейчас и вовсе ничем всерьез не занимается в ожидании отставки.
Как максимум, России необходимы:
- стабильная политическая система, не требующая изменений в начале следующего века;
- причем такая система, которая страховала бы от прихода на президентский пост, отягощенный фантастическими полномочиями, экстремиста любой окраски или самодура;
- если это невозможно, то президентские полномочия должны быть урезаны: раз нельзя обеспечить приход спокойного политика, то нужно лишить сверхполномочий сам пост;
- и все равно необходимо эффективное и ответственное, то есть свободное от излишней опеки президента или его администрации, правительство.
Фактически это означает то, что страна должна либо стать парламентской республикой, либо президент должен избираться одной из палат парламента по представлению другой, а большая часть полномочий президента должна перейти к правительству, которое всем своим составом будет утверждаться Думой. При этом необходимо ликвидировать все параллельные правительства, особенно администрацию президента, которая, по оценке одного очень высокопоставленного кремлевского чиновника, напоминает обезьяну с гранатой - никогда не знаешь, когда и в кого она эту гранату метнет.
Но такие метаморфозы, во-первых, требуют изменения Конституции, что довольно проблематично осуществить в сжатые сроки, во-вторых, явно не будут по вкусу Борису Ельцину. Есть и тот резон, что менять сейчас даже плохую Конституцию - себе дороже. Эта реформа вновь превратится в очередную политическую склоку, которую Россия сейчас не выдержит. Однако и без кардинальных изменений Россия не выживет тоже. Следовательно, нужно использовать политические реалии сегодняшнего дня, к которым относится и самовластие президента. Чтобы Борис Ельцин не разделил историческую судьбу Николая II или Михаила Горбачева, к чему он близок, необходимо:
- отправить в отставку весь нынешний Кабинет министров;
- после консультаций с Думой и Советом Федерации назначить нового премьера и главных членов правительства, позволив ввести в должность остальных самому премьеру;
- новое правительство, если оно того пожелает, должно сверстать новый бюджет на второе полугодие 1997 г.;
- правительство должно получить полную самостоятельность действий во всех сферах (особенно в экономике), кроме принципиальных стратегических моментов внешней и оборонной политики;
- администрация президента должна быть реформирована в канцелярию президента (не по названию, а по сути);
- существование правительства должно быть поставлено в прямую зависимость от оценки эффективности его деятельности; каждые 6 месяцев должен автоматически ставиться вопрос о вотуме доверия правительству, причем его отставка должна осуществляться в том случае, если за нее выскажутся хотя бы два из трех субъектов власти: президент, Совет Федерации и Государственная Дума. Процедура отставки должна быть максимально упрощенной и сводиться к двум голосованиям (в Думе и Совете Федерации) и обязательному вердикту президента, провозглашаемому по истечении каждых 6 месяцев деятельности кабинета;
- для обеспечения непрерывности власти президент должен своим специальным указом взять на себя обязательство полностью передавать полномочия главы государства премьер-министру в случае своего более чем двухмесячного отсутствия на рабочем месте (в Кремле) с возложением в этот момент всех полномочий главы правительства на единственного первого заместителя премьер-министра. В случае выздоровления президента все полномочия возвращаются в обратном порядке.
Такой механизм не требует изменений в Конституции, легко вводится в действие указом президента и постановлениями обеих палат парламента, а выработан может быть трехсторонней комиссией в составе президента, спикеров Госдумы и Совета Федерации под гарантию главы Конституционного суда РФ. В случае нужды такой порядок может быть закреплен на специальном референдуме, который необходимо провести не позднее июня с.г.
Кто возглавит новое правительство и какой должна быть его программа, ибо положение страны не таково, чтобы опять действовать методом проб и ошибок? Это отдельная и большая тема - ей придется посвятить статью вне пределов данной серии.
"Независимая газета", февраль 1997 г.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199705/?5_5_1