(В.И. СИГОВ
)
В апреле с.г. должен состояться съезд КПРФ, который, по всей видимости, подтвердит верность партии марксизму-ленинизму. Это будет выглядеть примерно так же, как если бы Явлинский с Гайдаром принесут на Воробьевых горах клятву верности идеям Фридмана-Сакса. Ортодоксальных коммунистов не смущает тот факт, что, будучи по определению атеистами, они упорно продолжают рассматривать труды Маркса, Энгельса и Ленина в качестве священного писания, содержащего ответы на все вопросы жизни. Если обозначение вероучений (как то: буддизм, христианство, магометанство) именами их творцов и пророков не может вызвать возражений, то применительно к науке такой культ узкого круга личностей отдает явным анахронизмом. Ну, не пришло же никому в голову назвать, например, физику - ньютонизмом-эйнштенизмом (хотя в книге Майкла Шапиро "Еврейская сотня" Эйнштейн стоит на 3 месте, а Маркс только на 7).
Неистовая вера в Маркса опирается на впечатляющие успехи СССР, который стал второй сверхдержавой мира и сколотил социалистический лагерь. Наивные люди полагают, что причина социалистического триумфа в ХХ в. заключена в марксизме с его идеей упразднения частной собственности. Но чем тогда объяснить успехи первой сверхдержавы - США? Традиционные ссылки на выгодное геополитическое положение и экономический вампиризм не дают ответа на вопрос, почему на рубеже веков США перехватили лидерство у обладавшей теми же свойствами Великобритании. Разгадку надо искать во внутренних факторах развития. Важнейшим из них явилась революция в области управления производством, совершенная американским промышленником Генри Фордом. В книге "Моя жизнь, мои достижения" свое кредо он сформулировал так: "Это свидетельствует о дурном ведении дела - когда прибыль выжимается из рабочих или покупателей. Ее должно дать более искусное управление делом".
Для более искусного руководства делом Форд применил следующие управленческие идеи: 1) принцип служения обществу ("Работу на пользу общества ставь выше выгоды"); 2) принцип сотрудничества ("Излишек есть общий продукт всей организации. Правда, идея одного освободила общую энергию и направила ее к одной цели, но каждый рабочий явился участником в работе"); 3) принцип правильной траты ("Лучшие условия для рабочих являются и с промышленной точки зрения лучшими"); 4) распределение по труду ("У нас каждый получает приблизительно точно ту степень признания, которую заслуживает"); 5) стимулирование инициативы ("Все руководители фабрики охотно принимают делаемые им предложения,.. каждый работник может передать любую идею и воплотить ее в жизнь"); 6) постоянное совершенствование продукта при понижении цены на него ("Наша тактика преследует понижение цен, увеличение производства и усовершенствование товара... Низкая цена заставляет каждого дать максимум в своей работе").
Форд превратил прибыль из цели производства в средство достижения общей пользы, что предопределило принципиальное изменение отношения к наемным работникам. Оказалось, что успеха добивается тот, кто рассматривает кадры не с точки зрения издержек производства, а как его главный ресурс. Форд одним из первых осознал важность разносторонней положительной стимуляции труда: "Мы опрокинули старый обычай, скверный обычай платить рабочему ровно столько, сколько он согласен был взять". Он ввел 8-часовой рабочий день, установил на своих предприятиях самую высокую в промышленности США почасовую ставку оплаты труда и неукоснительно стремился к облегчению труда рабочих и улучшению его условий. И все это произошло еще до социалистической революции в России.
Автомобильное производство Форда сыграло роль катализатора в индустриализации США, создав промышленность, финансируемую массовым покупателем. Постоянно расширявшиеся масштабы потребления фордовским делом металлов и угля обеспечивали стабильность их сбыта, в результате чего вся промышленность страны незаметно оказалась в зависимости не от банков, а от внутреннего рынка, емкость которого росла по мере снижения цен на автомобили. Благодаря Форду автомобиль из предмета роскоши стал массовым средством передвижения, доступным средней американской семье. Это в свою очередь вызвало бум в строительстве автодорог.
Жизнь и достижения Форда опрокинули теорию Маркса, по которой промышленный предприниматель выступает паразитом, присваивающим неоплаченный труд рабочего. Дав впечатляющую картину наемного рабства в современной ему английской промышленности, Маркс не смог увидеть того, что промышленный предприниматель не только эксплуататор наемного труда, но и организатор производства, выполняющий важные общественные функции. Его теория привела к искусственному противопоставлению управленцев, служащих и рабочих. Поэтому в Советской России попытки рабочего самоуправления закончились привлечением "буржуазных" спецов, без которых обойтись не удалось. Форд на деле доказал, что частная форма собственности на средства производства способна обеспечивать реализацию общественных интересов. Практика социалистического строительства показала, что общественная по форме собственность может использоваться в чьих-то частных интересах вопреки интересам общества. Первостепенное значение имеет качество управления.
Пора, наконец, сказать правду о том, что индустриализация СССР в гораздо большей степени обязана идеям Форда, чем Маркса. В 1924 г. книга "Моя жизнь, мои достижения" была издана в России. В 1926 г., выступая перед ленинградскими рабочими, Сталин, отвергнув возможности развития отечественной промышленности за счет иностранных кредитов ("российский путь"), военных захватов ("германский путь") и неэквивалентной торговли с колониями ("английский путь"), указал на американский путь, суть которого в ориентации на внутренний рынок. Промышленность может нормально развиваться, если все, что она производит, будет скупаться на внутреннем рынке. Емкость внутреннего рынка определяется покупательной способностью населения и расчет на базе систематического снижения цен. Снижение цен обеспечивается снижением издержек производства вследствие научно-технического прогресса.
Под лозунгом "Кадры решают все" был совершен прорыв в области народного образования и подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов. При этом в создании системы фабрично-заводского обучения явно использовался опыт основанной в 1916 г. Промышленной школы Генри Форда. В СССР нашла практическое воплощение мечта Форда о плане, охватывающем всю национальную экономику: "Нынешняя система не дает высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах, у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана. Все зависит от степени планомерности и целесообразности". Впрочем, плановая система управления отвечала историческим традициям российской экономики, и здесь ключевую роль сыграла политическая воля Ленина, поставившего перед учеными задачу разработки плана ГОЭЛРО.
Для преодоления слепой веры в марксизм полезно сравнить два прогноза. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс писали: "Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем... На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга".
Прямо противоположным было мнение Форда: "Внешняя торговля приводит ко многим заблуждениям. Следует пожелать, чтобы каждая нация научилась, насколько возможно, сама удовлетворять свои потребности. Вместо того, чтобы стремиться установить зависимость других наций от продуктов нашей промышленности, нам следовало бы желать, чтобы каждая нация создала свою собственную промышленность и собственную культуру, покоящуюся на твердом основании... Человеческая раса не будет вечно состоять из эксплуататоров и эксплуатируемых. Это ненадежное положение вещей будет сохраняться до тех пор, пока мы не станем одновременно продавцами и покупателями, производителями и потребителями, поддерживающими это равновесие не ради прибыли, а ради взаимных услуг".
Таким образом, если, по мысли Маркса и Энгельса, буржуазия путем формирования всемирного рынка должна сбить все человечество в глобальное общество, а уничтожить эксплуатацию призвана мировая пролетарская революция, то, по Форду, уничтожение эксплуатации возможно при условии, когда каждая нация создаст свою промышленность и научится обходиться собственными силами. В конце XX в. нет никаких оснований сомневаться в правоте Форда. Именно проведение индустриализации и переход к существованию за счет продуктов собственного производства освободило Россию, Китай, Индию и многие другие страны от экономического закабаления и позволило резко поднять жизненный уровень населения.
Нынешнее жалкое положение России связано с катастрофическим падением качества государственного управления, разрушением внутреннего рынка и деиндустриализацией. Дальнейший ход событий ведет не к усилению эксплуатации человека человеком, а к планомерному освобождению территории страны от населения. В этих условиях мечтать о коммунизме и перечитывать его классиков может только неисправимый идеалист. Апелляция к марксизму-ленинизму есть, по сути, констатация собственного творческого бессилия. Апеллировать надо к истории России, а пути в будущее искать самим.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199706/?6_4_4