НЕ ВАЛЯЙ ДУРАКА РОССИЯ

Apr 08, 1997 12:37

(Арсений ТОНОВ)
Скрытое низкопоклонство

Прочитав выступление Ивана Сударева "Не валяй дурака, Америка!", (N 27), признаюсь, я испытал чувство глубокого и полного удручения. Самые разные мнения высказывают люди по поводу того, что одна из сверхдержав выбыла из соревнования: кто-то сетует на то, что Россией управляет Клинтон, и грозится показать ему "кузькину мать", а кто-то, наподобие И.Сударева, считает, что и страны-то такой чуть ли нет на карте - чего уж там перенимать! Дураки все сплошь со своим "Интернетом". И в этом хоре совершенно не слышно голосов, призывающих получше приглядеться к нашему политическому противнику, а раз уж так получилось, что американцы пока что вышли победителями - то и поучиться чему-нибудь у них.

А между тем Сталин в разгар войны не побоялся в своем приказе "Ни шагу назад!" прямо сознаться, что идею штрафных подразделений он берет на вооружение, исходя из опыта вермахта, где они хорошо показали себя после поражения под Москвой. И даже в самые "застойные" годы, когда немыслимо было назвать Гитлера гением (пусть даже "организации масс"), все равно время от времени раздавались голоса о том, что не следует так уж идиотизировать противника, поскольку это принижает значение нашей победы.

Но то Великая Отечественная, где мы были победителями и в принципе могли себе позволить по этому праву все что угодно и измываться над поверженным врагом как угодно. А в настоящий момент мы имеем: американцы нас небрежно откинули к обочине; так как же мы будем выглядеть, если будем из кожи лезть, доказывая, что все они - кретин на кретине?

Главное - это не собственный имидж, а правда. Но и торопиться выставлять себя на всеобщее посмешище не стоит. Поэтому лучше спокойно и трезво проверить: а так ли это, действительно ли Америка - это ничтожная по духу, бескультурная страна?

И.Сударев обращает внимание на то, что Россия - страна довольно древняя, а Америку и открыли-то недавно! Говорит ли это как-нибудь в пользу современных россиян? Нет, конечно, только против них: если у нас такие богатые традиции, то мы могли бы быть и поумнее.

Он видит поголовную бескультурность американцев, например, в том, что какой-то знаменитый тележурналист путает Шуберта с Бетховеном. И что он этим доказал? Да ничего: тележурналист, умеющий делать деньги, обладает эрудицией нашего водителя-дальнобойщика, который тоже умеет делать деньги (по нашим меркам). У нас ведь знаменитые хоккеисты или космонавты тоже, небось не из потомственных интеллектуалов? Да и тележурналистов наших, если потрясти на эрудицию... Это - народ, а народ везде представляет собой почву, на которой распускаются подлинные цветы национальной культуры, тогда как сами его представители живут зачастую весьма примитивными запросами. Приехал бы, допустим, начитавшись Достоевского, какой-нибудь американец к нам знакомиться с "богоносцем", побеседовал бы с представителями класса, который "жажду заливает не квасом", и что бы он подумал? А если наш дальнобойщик носит спецовку, а американский компьютерщик - галстук, очки в тонкой оправе и причесан на правильный пробор, то зачем же покупаться на одежку, как дикарь на бусы? И что проглядывает в этих разоблачениях Сударева? Как ни странно - скрытое низкопоклонство перед Америкой: дескать, стыдно! Американец, а Бетховена не знает! Американец должен все знать, верно?

Кино

Но наиболее ярким показателем уровня культуры, конечно, может служить "самое массовое из искусств", т.е. кино.

Об американском кино сложена масса мифов еще в эпоху "железного занавеса": погони, стрельба и - секс, секс, секс. Что там еще? Ах да, коммерция, конечно. Голливуд - "фабрика грез". И т.д. Это и понятно - время было суровое, военное ( в смысле "холодной войны"). Если что-то из "ихних" фильмов и прорывалось на наши экраны, то только какая-то откровенная бредятина, прорвавшаяся через сети нашей цензуры только в силу своей законченной "прогрессивности". Но вот теперь мы имеем возможность посмотреть "штатовские" фильмы в огромном количестве, не выходя из дома - у нас по ним специализируется канал НТВ. И что же бросается в глаза? Прежде всего - художественный уровень, нередко очень хороший, а в большинстве - просто хороший. Поражает умение американских киношников совмещать показ "текучки" жизни, ее профессионального механизма с правдой человеческих характеров и их глубиной. И ведь это не десяток "прогрессивных" фильмов-лауреатов - это массовый поток. А разве это не признак наличия высокой художественной культуры? (А много вы можете припомнить отечественных лент о советских буднях - без натянутости и слащавости?)

"Да, но чему учат американские фильмы? Разве в них не проповедуются все те же секс, насилие?", спросит иной. Что касается секса, то он фоном часто присутствует в американской кинопродукции (как и в жизни - что есть, то есть), но вот проповеди секса я как-то не встречал. И не видел (имею в виду ТВ - с видеопродукцией не знаком) фильмов о сексе ради секса. Все французские и особенно итальянские фильмы - эти да, сейчас в основном ради этого и снимаются. ("Да какая разница - американские или французские? - спросит иной. - Все одно - не наши фильмы, а ихние, западные". И уподобится тому американцу, который считал, что Владивосток - это столица Китая.) А что до насилия, то оно бывает разное. Когда негодяй избивает хорошего человека - это плохое насилие; когда хороший человек мордует негодяя, - то и насилие становится хорошим. Что, американское кино воспевает подонков, наркоманов и хулиганов? Совсем нет: оно сплошь пронизано идеей активного противостояния злу, как то понимают американцы. И здесь вполне есть чему поучиться: как только Меченый перестройщик начал талдычить про "общечеловеческие ценности", сразу дать бы ему хорошенько в лобешник, по-американски, глядишь, и история пошла бы по-другому.

Все массовое американское искусство пронизано идеей борьбы с несправедливостью во всемирном масштабе. И здесь заключено важнейшее качество американской мощи, которое мы, русские, как никто другой можем понять (пусть и не все согласимся принять), - обостренное чувство справедливости. Оказывается, не только какой-то песенный "хлопец" старался "землю в Гренаде крестьянам отдать" - вся Америка начинает протестовать, когда узнает, что в далеком СССР ущемили очередного еврея-отказника. И надо совершенно забыть возмущение первых поколений советских людей тем, что в "империи зла" - Соединенных Штатах - "мучают негров", чтобы не понимать, что именно движет американцами. А раз есть горячее чувство справедливости - значит есть и духовность. И даже высокая духовность, пусть она нам не всегда по нутру.

Или вот недавний какой-то фильм о "Буре в пустыне". Герой выручает своего брата, захваченного нехорошими иракцами, и заодно... нет, он не обольщает жену местного полицейского сатрапа: он раскрывает ей глаза на мерзость тирании и тем завоевывает ее сердце. В конце он освобождает брата и, взорвав попутно секретный завод, уезжает вместе с возлюбленной и ее ребенком из "этой страны". О чем этот фильм? Да о том, как большевик приехал в Туркестан устанавливать советскую власть, а заодно освободил женщину Востока и с помощью новоприобретенных местных друзей ликвидировал басмаческую банду! Только мы оплевывали "пролетарский интернационализм", а вот "демократический интернационализм", оказывается, прекрасно работает, открывая перед американцами двери во всем мире!

Богатство США - патриотизм!

Еще в американском кино поражает огромное презрение к деньгам и богатству. Вряд ли вы найдете фильм о том, как герой ловко смог разбогатеть; зато лент про то, как герои отказываются от золота ради любви и дружбы - огромное количество. Поневоле вспоминается мысль нашего философа XIX в. Федорова, относящуюся, правда, не к американцам, а к их предшественникам в роли недругов России - англичанам: русские могли бы скорее всего увлечь высокой всемирной идеей именно англичан как народ, познавший тщету богатства. Так вот, американское искусство однозначно говорит о том, что американцы - это народ, познавший тщету богатства. И еще: американцы - глубоко идейный народ с почти религиозной убежденностью в своей исключительности; ведь колонизация Северной Америки пуританами была вызвана как раз религиозными мотивами. И пресловутая погоня за "длинным долларом", якобы пронизывающая всю жизнь в США, оказалась таким же мифом, как и убежденность американцев, будто большевики - это законченные материалисты, поставившие себе целью построить на "вверенной им территории" столь же стопроцентно материалистическое и безбожное общество.

К чему это я? Прежде всего к тому, что все-таки противника полагается уважать. А американцы в борьбе с нами показали себя достойным противником. И не только надо это признать, но кое-чему поучиться у них. Тем более, казалось бы, если тиражируется популярная байка о том, что в 40-е годы какой-то цэрэушник прочел какой-то там доклад о необходимости разрушить СССР - и вот результат... Выходит, уже по одной целеустремленности это совершенно фантастических качеств народ!

Наверное, самое большое богатство американской нации - это настоящий живой патриотизм. Да-да, представьте себе, никто им не полощет мозги на собраниях, не вызывает в ФБР на беседу по любому поводу, а они все равно в массе своей уверены, что Америка - лучшая страна в мире. И им не надо этого объяснять, они сами это видят, как не надо было в 30-е годы большинству советского населения доказывать, что Советская власть тоже лучшая в мире, благо, на их глазах строилось метро и зажигались "лампочки Ильича". И ведь не держат народ в загоне из "железного занавеса", даже отпускают в ту же Европу - и, представьте себе, многие возвращаются! Вот почему то, что мы, объюродившие в отречении от собственных идеалов и помешавшиеся на "эгоистических интересах", принимаем в американцах за напор и наглость, часто является просто желанием помочь всем народам земли зажить счастливой жизнью, т.е. по-американски.

История не кончается

Глубокая ошибка большинства наших людей, развращенных осознанием "непреходящего" величия СССР, переходящим в глупость - это непонимание того, что история не закончилась, неумение посмотреть на нее глобально. Наши сетования на поражение в "холодной войне" просто означают, что мы не знаем, что такое настоящее поражение. И если для Германии в свое время поражение было просто катастрофой, то для "богоизбранной", никогда и никем не завоеванной Японии - настоящим концом света. И что же? А ничего, восстали из пепла и вновь потихоньку грозятся всем дать прикурить.

Нам сейчас надо просто хладнокровно и деловито оценить наше положение. Но вместо этого предлагается примкнуть к одной из двух партий: пораженцев или шапкозакидателей. Если c первыми вся ясно, то И.Сударев принадлежит как раз ко вторым. Не нравится ему Америка и все тут. Даже в войне и то - "примазалась" к победе. Правда, это смотря где: если в Европе, то можно с определенной натяжкой сказать, что США "примазались" к СССР; а если в Азии - то там уже СССР "примазался" к ним. В общем, каждый примазывается, как может...

Так вот, надо честно признать, что мы проиграли (пока) соревнование со Штатами потому, что американцы превзошли нас не только в богатстве или экономических показателях, но и в уровне культуры и патриотизма. Именно американская культура заставила весь мир говорить по-английски, именно она сокрушила и нас. И нечего тут кивать на Пушкина с Чеховым: культура, как и военная техника, не терпит застоя, и уважающая себя нация должна поддерживать свой культурный потенциал, как и военный. А здесь мы оказались не на высоте: если в каждом движении американцев чувствуется их уверенность в том, что у них-то и течет настоящая жизнь, то мы сами загнали себя на периферию и превратили в духовную провинцию.

Но история не кончается. Наш народ, буквально перевернувший мир Октябрьской революцией (давшей огромный пласт культуры, кстати!), сделал очень хорошую заявку на будущее. Так что вслед за одним политиком мы можем так же сказать, поглаживая шевелюру: "Потенциал у нас огромный!" И если мы сумеем правильно оценить наше нынешнее состояние, не опуская рук и не занимаясь "америкозакидательством", то наверняка нас ждет в будущем еще больший триумф. И в области культуры тоже - сумели же американцы за короткое время создать свою!

Пока же у нас предпочитают больше упиваться своей зашоренностью. Ну ладно, в годы "холодной войны" нам рассказывали байки о том, что американцы - это публика, готовая друг друга удавить за цент. Но вот теперь добрый дядя Гусинский, с помощью Малашенко кормит нас кинокартинами о том, как живут - нет, не "буржуи", а обычные американские люди - сиди и смотри. Ну хотя бы ради любопытства посмотри или из желания получше узнать врага! Но нет, наши "патриоты" поступают, как иезуит в споре с Галилеем: "и смотреть не буду!" И правильно, чего там смотреть: один мордобой, погони, стрельба да этот... которого не было... ну, секс, в общем. Впрочем, не хочешь - не смотри. Только зачем оболванивать других, тиражируя свою слепоту? Ведь если слепые начнут вести слепых, к достойному будущему они вряд ли придут!

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199707/?7_6_1

199707

Previous post Next post
Up