(Геннадий БАКСИЧЕВ)
КАК ТОЧНЫ русские пословицы!
Вот эта, например: "Никогда не знаешь, где найдешь и где потеряешь". Так и я: шел побеседовать с человеком, который собрал крупнейшую в нашей стране коллекцию (а точнее - архив) фотографий, открыток, газетных вырезок, журнальных публикаций, старинных афиш и расписаний движения - чего бы вы думали? Пароходов, старых колесных пароходов за всю историю речного пароходства. Начиная - с радостью и гордостью - аж с конца позапрошлого века! И кончая - увы, грустно, точнее, горестно - нынешними нескладными, непутевыми годами, посадившими на "экономическую мель" не только речной флот, но и всю страну. Но об этом - позже, говоря языком речников - поближе к навигации. А сейчас - о самом этом человеке, с которым я шел беседовать и который оказался не простым коллекционером, а талантливым самородком, вернее, драгоценным камнем, любовно ограненным особым, единственным гранильщиком, имя которому - Советский Союз.
Зовут этого человека Григорий Андреевич Павлов.
ФРОНТОВОЙ СНИМОК ГРИГОРИЯ
Он - один из семи братьев, родившихся в большой, многотрудной семье, берущей свои корни в селе Арефино Вачевского уезда Нижегородской губернии. Лежит Арефино в семи верстах от города Павлово-на-Оке, и фамилия их, как сказал Григорий Андреевич, исходит прямиком из названия города. Павловы - да и все тут! Его отец, Андрей Ильич, был часовых дел мастер. Редкая и уважаемая профессия, связанная с точной механикой. Но не только эту работу, требующую чистоты, тишины, покоя и абсолютной собранности, умел делать отец Григория. Когда пришел незабываемый 1917 год - он отдал себя Революции, партии большевиков. По личному заданию товарища Свердлова перевозил по реке Оке большевистскую почту. Был комиссаром по медицинской части в окском городе Касимове в трудные первые послереволюционные годы. Его дважды водили на расстрел(!) белогвардейские офицеры-мятежники - в 1918 и начале 1919 года. И оба раза арестованных большевиков отбивали у белых коммунисты - соседи из города Мурома и Рязани.
Не осрамили чести своего отца и семь его сыновей. Все семеро воевали на полях сражений Великой Отечественной. Двое погибли в боях, трое получили тяжелые ранения. Старший сын Николай вступил в партию большевиков в 1919 году. Он организовал комсомол и отряды ЧОН в Касимове. С 1920 года пошел в Красную Армию, окончил Рязанское пехотное училище и стал красным командиром. Бил белогвардейцев, белополяков, затем белофиннов и под конец - гитлеровцев. Закончил войну полковником. Верный большевик-ленинец, он до последних своих дней вел активную партработу среди молодежи.
Вторым сыном в семье Павловых был Илья. Его короткий жизненный путь оборвала суровая война: погиб в боях за освобождение блокадного Ленинграда.
Третий сын - Андрей - прошел с боями всю войну, вошел в Берлин в сержантских погонах и в последние дни войны был тяжело ранен. Лишь четыре года после Победы довелось Андрею пожить и поработать в гражданской одежде в совхозе на Украине. Скончался третий сын от ран в 1949 году.
Жизнь четвертого брата - Михаила - является как бы яркой иллюстрацией из журнала "СССР на стройке". Сталевар с завода "Серп и Молот", активный рабкоровец. Участник творческих встреч молодежи с Крупской, Горьким, Новиковым-Прибоем. 1941 год Михаил встретил добровольцем в рядах московской дивизии народного ополчения. Военный корреспондент, точно из песни Симонова "С лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом", при штурме Кенигсберга Михаил получил пулю под самое сердце, полтора месяца пролежал в полевых госпиталях, но снова встал в строй и дошел до Берлина. Так, с пулей около сердца - хирурги не брались удалять ее - жил и работал Михаил дальше, с постоянными сердечными приступами, последний из которых оборвал его жизнь в сорок семь лет.
Пятым сыном в семье был Григорий - тот самый, который увлекался пароходами. С детства. Сиплые гудки буксиров и неповторимое шлепанье колесных плиц по окской воде полюбились ему сразу и навсегда. Да к тому же его дядья - по линии отца - были капитанами пароходов! Но раз уж мы ведем речь о войне, то она не обошла краем и Григория: дала ему целый "иконостас" боевых наград за ратные дела, взамен искалечив руку, продырявив спину и почти лишив слуха. Начал войну Григорий под Тулой, под Серпуховом - все окские края! Наступил 1946 год, пора бы уж и снимать погоны, да будучи подполковником, формировал Григорий дивизию войск ПВО. Из молодых ребят, которым и винтовки-то дали не всем. Ведь, казалось, кончилась война... Но украинские националисты-бандиты, маскировавшиеся под бригады для уничтожения ОУНовцев - фашистских прихвостней - имели опыт войны и хорошее вооружение: автоматы, пулеметы, минометы, легкую артиллерию и даже самолеты ПО-2 - и нападали коварно, из засад на наших бойцов. В одном из таких боев и получил свои раны Григорий Андреевич Павлов. Вылеченный военврачами, он снова встал в строй и работал не покладая рук до 75-летнего возраста.
Мы еще скажем о нем в конце статьи.
Шестой брат - Василий - служил в железнодорожных войсках. Кому не известна эта тяжелая работа? Рельсы, шпалы, костыли, сбитые руки, надсаженная спина... Те, кто сейчас назначает пенсии в России, посчитали, что ему хватит 180 тысяч (сейчас 180) рублей. А как вы считаете? Ну не издевательство над рабочим человеком!
И, наконец, седьмой брат - Константин. Самый молодой. Летчик. Белозубый, задорный и веселый. Как и все летчики. Таким он и остался - молодым на последней своей фотографии. Погиб под Ровно. Но не фашистские асы и не зенитчики сбили Константина, нет. Его истребительный авиаполк прикрывал наступление советских войск на Ковель и приземлился на аэродроме невдалеке от Сарны, не ведая, что под видом БАО (батальон аэродромного обслуживания) этот аэродром захвачен ОУНовцами - предателями Советской Украины. Они и расстреляли из пушек и пулеметов находившиеся в беспомощном положении только что приземлившиеся самолеты вместе с экипажами.
Я обещал вам вернуться к рассказу о пятом брате.
Когда я прощался с Григорием Андреевичем и спросил его, что он хотел бы передать читателям нашей газеты, он ответил: "Скажите всем, что старик работает и будет работать и хочет, чтобы люди знали, что есть такой чудак, для которого слово "пароход" священно. Как паровоз, как старый автомобиль или первые самолеты из перкали и жердочек".
При активном участии Григория Андреевича и на его документальной базе - свыше шестисот фотографий! - была написана и выпущена в 1996 году уникальная книга "Пароходъ". Так, с твердым знаком, и написано заглавие книги. Его мечтой является создание книги к 140-летию речного флота, для которой он отдал бы весь свой "богатырский", по его словам, архив. А юбилей этот - не за горами и наступит в этом, 1998 году.
Наверное, не лишним будет и поздравить Григория Андреевича персонально с днем рождения и загодя, досрочно, так сказать, с Днем Советской Армии. Не дожидаясь 23 февраля, дня 80-летия Советской Армии. Ибо родился Григорий Андреевич Павлов 12 февраля и исполняется ему в этом году 85 славных лет! На его груди - 21 медаль, начиная с самой боевой "За отвагу", и четыре ордена, начиная опять же с боевой "Красной Звезды".
Рассказав вам все это, я не могу не упомянуть о верном друге и жене Григория Андреевича: Екатерине Елисеевне. Она как секретарь ведет его архив и, главное, является надежным промежуточным звеном в общении мужа с внешним миром (вспомните его утраченный на войне слух). И, что явилось приятным сюрпризом для меня и, думаю, всех наших читателей. Екатерина Елисеевна, несмотря на свой 75-летний возраст - секретарь партийной организации и общественный распространитель наших газет в Куйбышевском районе Москвы.
Когда я приехал домой к Павловым и нажал кнопку звонка, двери передо мной широко распахнулись не от волшебных слов "Сезам, откройся!", а от простых слов: "К вам корреспондент газеты "Дуэль".
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199803/?3_6_1