КОЛОНКА ПЕДАНТА - ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ "СОВЕТСКАЯ КАРЬЕРА" ("Дуэль" N 20, 21, 22).

Feb 10, 1998 12:32

(С.И. ИНШАКОВ)
В статье о И.Ф. Петрове в N 21 мною было написано, что НИИ ВВС настоял на одноместном варианте самолета Ил-2 при запуске его в серию. К этому заключению я пришел на основании работы В.Б. Шаврова "История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 г", где сказано: "военными был сделан вывод, самолет должен быть одноместным, чтобы за счет массы стрелка увеличить запас топлива". (стр. 259).
После выхода статьи со мной связался подполковник в отставке В.И. Алексеенко, работавший перед войной в НИИ ВВС летчиком-испытателем и представил дополнительный материал, который я излагаю ниже.

19.04.40 г. были завершены государственные испытания двухместного опытного самолета ЦКБ-55 (войсковое обозначение БШ-2).

11.05.40 г. Тех. совет НИИ ВВС дал заключение по испытаниям. Там говорилось, что самолет БШ-2 с двигателем АМ-35 является весьма перспективным. В заключении предлагалось устранить выявленные недоработки (малая дальность полета, недостаточная продольная устойчивость, плохой обзор из кабины, низкая надежность АМ-35) и к 01.12.40 г. выпустить серию самолетов для войсковых испытаний. Также отмечалось, что самолет был предъявлен на госиспытания с опозданием на 1 год и 3 месяца. (ЦГАСА, ф.24708б оп.8, д.895, л.л. 1-3).

Все лето шли доработки, однако добиться надежной работы двигателя АМ-35 не удалось. В качестве варианта, обеспечивавшего требуемую дальность, 12.09.40 г. Главным конструктором С.В. Ильюшиным была произведена переделка одного экземпляра самолета в одноместный с мотором АМ-38.

11.10.40 г. зам. наркома А.С. Яковлев подписал приказ, в котором С.В. Ильюшину поручалось представить на испытания самолет БШ-2 в одноместном и двухместном вариантах, начало испытаний - 15.10.40 г., продолжительность - полтора месяца. (ЦГАНХ, ф.8044, оп.1, д.328, л.10).

14.12.40 г. наркомом Шахуриным подписан приказ, обязывающий директора завода N 18 и Главного конструктора поставить производство самолета в одноместном варианте, двигатель - АМ-35А. Серийный выпуск начать с 15.02.41 г., до 01.03 изготовить 10 самолетов, до конца года - 1200 самолетов. (ЦГАНХ, ф.8044, оп.1, д.340, л.л. 152-153).

Таким образом, решение о серийном одноместном штурмовике было вынужденным, сделано далеко не сразу, и НИИ ВВС не имел к этому прямого отношения. В 1940 г. в крайне сжатые сроки Ильюшин не сумел найти конструктивного варианта по размещению дополнительного топливного бака без ликвидации места стрелка, это ему удалось сделать лишь в 1942 г. Более подробно весь процесс создания и доводки самолета Ил-2 описан в статье В.И. Алексеенко "Черная смерть", напечатанной в журнале "Авиация и космонавтика" N 5 за 1991 г.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199803/?3_6_3

199803

Previous post Next post
Up