Былое и думы - ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ

Mar 24, 1998 12:52

(А.П. ПАРШЕВ)
23 ФЕВРАЛЯ - не только день Советской Армии. В истории Военно-Воздушного Флота эта дата также записана золотыми буквами. Но почему-то о событии, которое произошло в этот день ровно 60 лет назад, 23 февраля 1938 года, не вспомнил ни один историк, ни один журналист. Придется сделать это мне, хотя к двум этим уважаемым профессиям я не принадлежу, а на самолете летал всего три раза в жизни. Поздновато, но и промолчать нельзя.
К февралю 1938 г. Советский Союз уже больше года вел военные действия против держав Антикоминтерновского Пакта - с 23 октября 1936 г. против Италии и Германии, с 21 ноября 1937 г. - и против Японии. На обоих фронтах действовали крупные авиационные группировки. Советская авиация решала задачи по прикрытию столиц наших союзников - Мадрида и Нанкина, поддержке наземных войск в оборонительных и наступательных операциях, а бомбардировщики наносили удары и по довольно удаленным военным объектам фашистов. Бомбили Бургос и Севилью, авиационные базы в Сарагосе и под Шанхаем, проводили рискованные рейды на Балеарские острова в Средиземном море, топили японские крейсеры в Южно-Китайском море.

Военные действия велись на территориях союзных нам стран, оккупированных агрессорами. В моральном отношении для наших летчиков это было нелегко - ведь от бомбовых ударов страдало и мирное, дружественное нам население.

Видимо, поэтому у командования советскими войсками в Китае созрело решение нанести удар непосредственно по территории нашего противника - Японии.

Та группа островов, которую мы знаем сейчас как Японию, удалена от территории материкового Китая. К нам относительно близки Хоккайдо и Южный Сахалин, находившийся тогда под японской оккупацией, но в тогдашних условиях их военное значение было невелико. Да и в политическом отношении - ведь мы противостояли агрессии, а не нападали сами.

Зато выбранный нами вариант оказался неожиданным для японцев, хотя и вполне логичен. Объектом была выбрана главная авиабаза Императорских военно-воздушных сил Японии под Тайбэем, на острове Тайвань. Если посмотреть на карту, то видно, что он находится в конце цепи островов Рюкю, и сейчас принадлежащих Японии, а тогда Тайвань был японской территорией, хотя сейчас, как известно, он принадлежит Китаю.

Япония тогда разворачивала стратегическое наступление в Южном Китае, и Тайвань служил тыловой базой для него. На авиабазе был сконцентрирован необходимый для наступления запас авиационного горючего, несколько десятков боеготовых самолетов и складировано несколько сот разобранных самолетов в контейнерах, полученных из Германии и Италии.

Операцию разработал и возглавил Ф.П. Полынин, впоследствии Герой Советского Союза, общее руководство осуществлял командующий советской авиацией в Китае П.В.Рычагов, прославившийся в Испании летчик-истребитель.

"Достать" Тайвань с места постоянной дислокации было нельзя. Поэтому было принято решение использовать аэродром "подскока", расположенный ближе к фронту. Это повышало риск - ведь посадить на незнакомую и не слишком хорошую площадку, дозаправить и снова поднять в воздух армаду в 28 бомбардировщиков нелегко. Многие подобные операции срывались на таких вот приспособленных площадках - вспомнить хоть фиаско американской операции в Иране.

Тем не менее китайские партнеры обеспечили все необходимое. Авиационный бензин Китай закупал тогда за валюту, и в условиях морской блокады доставлялся он на аэродромы обходными путями. Несли его китайские носильщики за сотни километров, горными тропами, в жестяных 15-литровых банках. А бомбардировщик сжигал за полет несколько тонн.

Для повышения надежности был запланирован удар двумя группами - вторая группа, 21 СБ со смешанными советско-китайскими экипажами, должна была идти с другой базы в Южном Китае.

Наши самолеты несли на фюзеляже опознавательные знаки Гоминьдана - белые двенадцатиконечные звезды на голубом фоне. Конечно, японцы представляли себе действительное положение вещей, да и сбитые летчики не раз попадали к ним в руки. Но чтобы расставить все точки над "i", удар был назначен на 23 февраля - 20-летие Красной Армии. Это был крупнейший юбилей всей Советской страны, и в его честь была учреждена, кстати, первая советская медаль - "ХХ лет РККА".

Праздник получился на славу! Сама операция была проведена если не совсем "как по нотам", но очень удачно. До последнего момента наши летчики не были уверены в успехе - океан и землю закрывало толстое одеяло облаков. Но как раз над Тайбэем в облачности оказался разрыв, позволивший сориентироваться - и бомбовый ковер накрыл авиабазу. В небо взметнулись огненные полотнища - это горел трехлетний запас авиационного топлива, закупленного, кстати, японцами у тех же американцев.

"За компанию" наш ведущий прошелся и по японскому крейсеру в гавани Тайбэя, хотя мелкие бомбы особого вреда ему и не причинили.

Когда самолеты вернулись на базу в Ханькоу, в городе уже ликовал простой народ. Китайская разведка работала отлично, и о результатах своих действий наши летчики нередко узнавали по реакции аэродромного персонала (нормальной радиосвязи на самолетах не было). Правда, вторая группа "промазала" мимо острова, что не удивительно - точно выдержать 1500-км маршрут без наземных ориентиров по тем временам было нелегко.

Подобных операций в истории нашей авиации я не знаю, если не считать бомбардировки Берлина в 1941 г. Впрочем, я не специалист в истории советских ВВС.

Позднее были и другие интересные для нас события. Грандиозное воздушное сражение в Трехградье 29 апреля, когда японцы попытались восстановить свое господство в воздухе, или успешная атака бомбардировщиков Т.Т.Хрюкина на японский авианосец (я даже не знаю даты этого события) - никакой информации об этом сейчас не найдешь. Познавательна и информация об уничтожении японцами нашей авиации перед вторжением на монгольскую территорию в мае 1939 г.

Жаль, что ныне живущие военные летчики не дорожат честью авиации, не знают и не хотят знать своей собственной славной истории.

Но вспоминать об этих событиях необходимо. Враги нашего народа и государства не случайно стараются замолчать события первого этапа войны, относящиеся к 1936-1941 гг. Только таким образом возможна фальсификация при объяснении многих внутриполитических событий того времени.

Ведь хотя война велась не во всем мире, а только на территории Испании, Китая, Монголии, Японии, Финляндии, Польши и СССР, это была крупная, серьезная война, требовавшая от нашего народа консолидации и напряжения всех сил и ресурсов. А на повестке дня уже стояло тогда и развертывание самой массовой армии во всей нашей истории. Фактически, начиная с 1936 г., наша страна жила по законам военного времени. А наши "доброжелатели", от Троцкого до генералов германского Генерального штаба, строили свои расчеты на том, что наше общество взорвется, не выдержав этого напряжения. А у них были в нашей стране, на самом верху, и личные друзья, и политические союзники...

Небольшой штрих к обстановке того времени - с лета 1936 г. по разнарядке предприятий направляли молодежь для обучения в аэроклубы. Хорошее дело - аэроклуб, хоть и странно, что по разнарядке.

А в начале 1937 г. какой-нибудь слесарь или гример театра, в новенькой лейтенантской форме, забегал проститься в свой старый коллектив перед отправкой к месту службы. И вскоре с замиранием сердца эти молодые ребята шли в первую свою атаку на фашистские "Савойи" и "Юнкерсы".

Надо вспомнить этих ребят. Это не только наш долг перед ними, но и перед страной, это наш патриотический долг.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199806/?6_2_3

199806

Previous post Next post
Up