Отдел разных дел - НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О НАУКЕ И УЧЕНЫХ

Mar 24, 1998 12:38

(С.С. СЕМЕНОВ, Санкт-Петербург)
Ю. МУХИН справедливо пишет о том, что в советской науке широкое распространение получила "вавиловщина" - занятие наукой без отдачи для производства и общества.
Но при этом он не остановился на процессе формирования научных кадров, который во многом определил низкий КПД науки как таковой. В дореволюционный период российская наука, имея целый ряд выдающихся ученых, не занимала ведущего положения в мире, в особенности в области техники и сопутствующих ей дисциплин. В годы гражданской войны наука понесла большие потери: часть ученых оказалась в эмиграции, часть погибла от пуль и голода, часть сумела сохранить жизнь, не всегда работая по специальности.

Посему, когда советская власть в двадцатых годах стала проявлять заботу о создании собственных научных и инженерных кадров, то столкнулась с недостатком преподавательского состава для институтов, а также с низкой образовательной подготовкой поступающих в вузы. К тому же проводилась политика социального отбора поступающих, при котором отсеивались дети бывшей интеллигенции и зажиточных слоев населения. Исключение делалось для детей евреев, которых принимали без какого-либо ограничения по социальным мотивам. Поэтому срочно создавались рабфаки, которые ускоренными темпами готовили поступающих в вузы, мало обращая внимание на общеобразовательную подготовку. В вузы, включая технические, ринулись и женщины, которые, благодаря своей усидчивости, забивали мужчин при конкурсном отборе да и учебе.

В результате в предвоенные двадцатые и тридцатые годы сложились следующие недостатки науки, которые и стали влиять на ее результаты: сионизация, феминизация, пролетаризация; чего нет ни в одной стране мира, в таком сочетании в особенности. К этим недостаткам надо еще добавить "коммунизацию" и "национализацию" науки, при которых преимущества при комплектовании вузов, НИИ, академий отдавали предпочтение членам КПСС, ВЛКСМ и национальностям округов, автономии, нацреспублик. Особенно это было уморительно при создании академий в каждой республике, кроме РСФСР. Война еще более усугубила перекосы в науке, так как женщин, в основном, на фронт не брали; многие евреи оказались белобилетниками да и другие нацменьшинства легко избавлялись от фронта. К моменту перестройки этот перекос был достаточно большим, что резко снижало уровень научной работы.

Господа евреи зря жалуются на притеснения при внедрении в научные учреждения, где их было предостаточно, так как вся система комплектования этому содействовала. В вузах среди преподавательского состава евреев было очень много, и они тянули своих в науку через аспирантуру, в которую евреи шли охотно, несмотря на низкую плату. Подготовка диссертаций была поставлена так, что евреи, нацмены довольно легко, пользуясь и чужим трудом, преодолевали барьеры для проникновения халтуры в диссертации. Среди кандидатов, докторов наук евреи занимали первое место по количеству после русских.

Низкому качеству научных исследований и диссертаций способствовала сама организация науки, коей не было за рубежом. У нас академические институты, отраслевые НИИ, проектно-конструкторские НИИ и вузы занимались исследовательской работой, финансируясь из бюджета и по хоздоговорам с предприятиями, что приводило к дубляжу, разбросанности и низкому качеству разработок, многие из которых шли в корзину. Создавали эти НИИ, как правило, на голом месте, так как до революции их не было; подобных НИИ не было и за рубежом: там научные исследования ведутся в лабораториях учебных заведений и предприятий. У нас сами предприятия имеют мощные КБ, но не имеют лабораторий, а отраслевые НИИ, имея лаборатории, не могут выполнять зачастую полноценные конструкторские разработки, что приводит к двойной работе в НИИ и заводских КБ. В оборонной промышленности, на которую наша наука работала более чем с 50% загрузкой, этот дуализм преодолевался более хорошей организацией и материальным обеспечением. В других отраслях обстояло хуже, в результате чего центральный котлотурбинный институт в Ленинграде, к примеру, не пользовался никаким авторитетом среди заводов, производящих турбины, котлоагрегаты. Смешно выглядело также то, что коммунальщики имели свои НИИ, которые придумывали научные названия для метлы, лопаты, совка и т. п. техники.

Существовал определенный перекос в части образования институтов, занимающихся общественными науками, КПД которых оказался нулевым из-за идеологической основы на базе марксизма-ленинизма. Если в области техники марксизм-ленинизм не мог принести прямой ущерб науке, то в области общественных наук урон был колоссальным и трудно восполнимым. В результате за 70 лет в СССР не вышло ни одного труда по истории, экономике, философии, литературе, искусству, юрисдикции и т. п., равнозначных тем, что были написаны до 1917 г.

Большое значение для развития науки имеет доступность информации о работах в зарубежных странах. Наши институты до сих пор не имеют возможностей для получения полной информации обо всем сделанном за рубежом из-за отсутствия соответствующего финансирования, допуска в лаборатории, институты зарубежья и из-за незнания, как правило, специалистами иностранных языков. Отсюда дубляж уже сделанного за рубежом. Оборонка этот ущерб восполняет через органы разведки, но "гражданка" этого не может делать, хотя по этому пути идут все зарубежные фирмы.

Вузы готовят специалистов без учета направления их работы после учебы: могут направить в НИИ, проектный институт, в КБ или цех завода, на монтаж, наладку и эксплуатацию. В результате склонный к науке прозябает на монтаже или эксплуатации, а несклонные ни к чему делают потом диссертации в аспирантурах и академических институтах. Как правило, редкая диссертация имеет широкое применение, хотя требуется отзыв о практическом использовании, многие диссертации пишутся по исследованиям других, - этим грешат господа директора и прочие начальники, включая живых министров.

Если сегодня проверить всех живых докторов и кандидатов наук, то окажется, что более половины их выполнили диссертации для зарплаты и престижа, а науке ничего не дали.

Чтобы добиться успехов от науки, в особенности гражданского профиля, необходимо менять систему ведения научных работ, сосредоточив их в учебных заведениях и лабораториях при КБ предприятий. Также надо изменить систему подбора учащихся вузов, их подготовки и распределения. При этом сионизация, феминизация, пролетаризация, коммунизация, "национализация" должны быть исключены в полном объеме. Мы не должны готовить бесплатно кадры для Израиля и США... Здесь хочется развенчать тех, кто доказывает, что в науке у евреев - наивысшие конечные результаты. Опыт США, где их больше всех, показывает, что их вклад минимальный. А у нас, где в НИИ и КБ больше всех представлены евреи (электроника, химия, легкая промышленность, медицина и т. п.), отставание от Запада самое большое. Коренным образом должна меняться система разработки диссертаций, - они должны быть действительным долговременным вкладом в науку с практическими результатами. При сегодняшней коммерциализации учебы, научных исследований и производства у нас может оказаться много ученых, но пешек в науке и производстве.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199806/?6_5_1

199806

Previous post Next post
Up