НЬЮ-ЙОРК. В газете "Ньюсдей" под заголовком "Не вполне свободная печать" опубликована следующая статья Сюзан Сакс, присланная из Москвы:
Полгода назад ветеран российской журналистики Игорь Голембиовский ушел с поста главного редактора самой влиятельной в России ежедневной газеты "Известия", разочаровавшись в ее новых корпоративных владельцах и их сращивании с Кремлем. Позже он создал газету "Новые Известия", уже выходящую в цветной печати; газета появилась в киосках, ее авторский коллектив - бывшие сотрудники "Известий", которые, как сказал Голембиовский, "не могли согласиться выполнять указания нефтяной компании и банка".
В действительности журналисты просто поменяли одних патронов на других. Сейчас они ведут переговоры о продаже "Новых Известий" магнату Борису Березовскому, политическому сопернику владельца старых "Известий".
Экономические факторы просто не позволяют нам иметь 100-процентную гарантию своей независимости, признался 62-летний Голембиовский, который до этого проработал в "Известиях" 31 год. Средства массовой информации стали политическим орудием в руках финансовых групп, сказал он далее, и эти группы борются, чтобы укрепить свои политические позиции, что в России перерастает в денежные отношения.
Появление "Новых Известий" открывает новый этап в соперничестве российских плутократов, стремящихся содействовать своим интересам и атаковать конкурентов, используя для этого свой контроль над печатью и телевидением страны.
Когда в 1991 году Советский Союз распался и началась приватизация, большинство газет перешло в собственность их сотрудников, у которых не было капитала, чтобы поддерживать, а тем более расширять операции.
За пределами Москвы это вынудило местные небольшие газеты полагаться на субсидии местных властей и, таким образом, соглашаться на политический контроль. В Москве дешевые акции газет скупали становящиеся все более влиятельными нефтяные и газовые монополии, разбогатевшие банкиры и быстро растущий класс корпоративных скупщиков акций.
Например, один банкир, владелец группы "Мост" Владимир Гусинский, контролирует популярную телевизионную компанию НТВ и выходящую массовым тиражом газету "Сегодня". Владельцу банка СБС-Агро Александру Смоленскому принадлежит влиятельная финансовая газета "Коммерсант".
Владимир Потанин, владелец "ОНЭКСИМбанка", имеющий обширные связи и инвестировавший средства в самые разные отрасли - нефть, никелевую промышленность и телекоммуникации, контролирует газеты "Известия" и "Комсомольская правда". Магнат Березовский, сфера интересов которого распространяется на нефть и российскую авиакомпанию "Аэрофлот", контролирует так называемое общественное телевидение ОРТ и ежедневную "Независимую газету".
До недавнего времени магнаты выступали относительно единым фронтом, когда речь шла об их политических целях. Богатые бизнесмены финансировали предвыборную кампанию президента Бориса Ельцина в 1996 году. Они также настояли на том, чтобы Ельцин вернул в правительство реформатора Анатолия Чубайса, приватизация которым государственных компаний по явно заниженным ценам, собственно, и помогла им разбогатеть.
Но сейчас эти магнаты воюют друг с другом и с Чубайсом, который, в качестве первого вице-премьера, заявил, что время дешевой приватизации закончилось. Эти баталии все больше определяют освещение политической жизни принадлежащими им средствами массовой информации.
Средства массовой информации ведут себя, как пилоты истребителей: они атакуют людей в правительстве, не поддерживающих их владельцев, говорит декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский.
Бергер пришел в принадлежащую Гусинскому газету из "Известий", где он курировал экономический отдел. Он ушел в начале лета, когда "ОНЭКСИМбанк" купил контрольный пакет акций. "Я считаю, что журналист должен уважать интересы своего владельца. Не может быть так, чтобы кто-то ему платил и он писал об этом человеке всякие гадости, - сказал Бергер. - У каждого владельца есть свой круг интересов. Однако, когда речь идет об "ОНЭКСИМбанке", этот круг - настоящая энциклопедия. Он имеет интересы почти во всех сферах национальной экономики: от никеля до нефти, продажи оружия, счетов государственной таможенной службы".
"Как редактор экономического отдела, я вряд ли мог бы писать на какую-то тему, которая не затрагивала бы интересы "ОНЭКСИМбанка", - говорит он. В то же время его новый босс Гусинский передал свой банковский бизнес своим сотрудникам, а сам занимается исключительно группой "Медиа-Мост", своей телевизионной компанией и издательской империей. "Его главный бизнес - средства массовой информации, - сказал Бергер. - Я думаю, что хорошее будущее ждет газеты как раз с такими владельцами".
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199806/?6_6_2