ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И НИЦШЕ: СОЗДАНИЕ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Mar 13, 2007 12:48


ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И НИЦШЕ: СОЗДАНИЕ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Известный германский философ последней трети ХIX века Фридрих Ницше в  своих книгах "Так говорил Заратустра" и "Автобиография", немало места уделил рассмотрению проблем будущего коммунистического общества, хотя сам по своим политическим и философским взглядам коммунистом не был.

При рассмотрении западной версии научного коммунизма, созданной Марксом и Энгельсом, Ницше в книге "Так говорил Заратустра" подверг резкой критике присущие марксистской версии научного коммунизма потребительско-мещанские черты.

Членов марксистской версии коммунистического общества Ницше называл "последними людьми": "Смотрите! Я показываю вам последнего человека. Земля стала маленькой, и по ней скачет последний человек, который всё делает малым. Род его неистребим, как род земляной блохи. Последний человек живёт дольше всех. "Мы нашли своё счастье",- говорят последние люди и моргают. Они покинули страны, где было холодно жить: ибо им нужна теплота. Они любят соседа и трутся около него, ибо нуждаются в тепле. Быть больным и недоверчивым  считается у них грехом: ходят осмотрительно. Дурак тот, кто ещё спотыкается о камни или о людей! Иногда им нужно немного яду; он вызывает приятные сны. И, в конце концов, много яду для приятной смерти. Ещё они работают, потому что работа - забава. Но заботятся о том, чтобы эта забава их не утомляла. Нет больше бедных и богатых. И то, и другое слишком затруднительно. Кто ещё хочет управлять? Кто ещё повинуется? И то, и другое слишком затруднительно. Ни одного пастыря, одно только стадо. Каждый стремится к равенству, все равны: кто чувствует не так, тот добровольно идёт с сумасшедший дом. "Прежде мир был безумным", - говорят лучшие и моргают. Умны и знают, что произошло: поэтому без конца смеются. Ещё происходят ссоры, но вскоре наступает примирение - иначе это вредно желудку. У них есть маленькая забава для дня и маленькая забава для ночи: но они чтят здоровье. "Мы нашли счастье", - говорят последние люди и моргают. Здесь кончилась первая речь Заратустры, которую также называют предисловием: ибо на этом месте он был прерван криком и восторгом толпы. "Дай нам этого последнего человека, о Заратустра! - так восклицали они. - Преврати нас в этих последних людей! Мы оставляем тебе сверхчеловека!""

А вот что писал по поводу такой реакции окружающих на речь Заратустры о коммунистическом обществе ("обществе последних людей") ничего не знавший об этой книге Ницше Н.Г. Чернышевский: "Коммунистическая теория горазда проще социалистической. Поэтому неразвитая масса усваивает себе коммунистические стремления гораздо легче, чем социалистические. Но нечего обольщаться этой лёгкостью, с какой овладевают мыслями массы коммунистические идеи. Нравы, обычаи, понятия, нужные для коммунистического быта, чрезвычайно далеки от нынешних людей, и при первой же попытке устроить жизнь на коммунистических тенденциях люди находят, что эти тенденции для них непригодны".

При этом сам Ницше отнюдь не был антикоммунистом. Он так же считал государство явлением временным и подлежащим исчезновению: "Там, где оканчивается государство, там начинается человек, который не является лишним. Там, где оканчивается государство, - там смотрите! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку?"

Что касается упомянутого здесь Фридрихом Ницше "сверхчеловека", то в творчестве Н.Г. Чернышевского этому понятию соответствует понятие "разумный эгоист".

Раскрывая понятие "разумного эгоизма" и "разумного эгоиста", Н.Г. Чернышевский писал следующее: "При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и плохие, благородные или  низкие, геройские или малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководствуется расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды для получения выгоды большей. Конечно, этой одинаковостью причины, из которой происходят дурные и хорошие дела, вовсе не уменьшается разница между ними".

А вот как объяснял отличие "разумного эгоизма" Чернышевского от обычного эгоизма А.В. Луначарский: "Чернышевский рассуждал приблизительно так: новый человек, революционный демократ и социалист - разумный человек и совершенно свободен. Он не признаёт над собой бога и долга. Он сам себе верховный трибунал. Если он пойдёт на величайший риск и даже гибель ради будущего своего народа, то он при этом всё-таки поступает как эгоист, говоря: "Я не корчу из себя святого подвижника или героя. Я сделал это потому, что всякий другой поступок причинил бы мне страдания, а этот причиняет мне радость, даже если при этом разрушает жизнь"".

А вот как похоже писал об этом Ницше: "Любовь к ближнему, жизнь для других и другого может быть охранительной мерой для сохранения самой твёрдой любви к себе. Это исключительный случай, когда я против своих правил и убеждений становлюсь на сторону "бескорыстных инстинктов": они служат здесь эгоизму и воспитанию своего Я".

Такие вот схожие взгляды двух философов из двух различных стран, ничего не знавших друг о друге.

Что касается описания Фридрихом Ницше в книге "Так говорил Заратустра" коммунистического общества "последних людей", на смену которым придёт общество "сверхчеловеков", то это описание было заимствовано спустя сто лет советскими фантастами Стругацкими в качестве сюжетной основы их романа "Волны гасят ветер".

Относительно "сверхчеловека" можно отметить, что в политико-публицистическом творчестве Чернышевского за почти 15 лет до написания Фридрихом Ницше "Так говорил Заратустра" появился образ человека, стремящегося стать "сверхчеловеком". Это герой романа "Что делать?" -Рахметов.

Это, конечно, не означает, что Ницше позаимствовал идею "сверхчеловека" у Чернышевского, поскольку, как достоверно известно, он ничего не знал ни о его личности, ни о его творчестве. Но весьма показательно когда два мыслителя в разных странах, ничего не зная друг о друге, приходят к общим взглядам на то или иное явление.

К. КОЛОНТАЕВ

От редакции. При более глубоком чтении Ницше и Чернышевского становится очевидным, что Рахметов Ченрнышевского и «сверхчеловек» Ницше - антиподы.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200711/?11_4_3

К. КОЛОНТАЕВ, 200711, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ

Previous post Next post
Up