(О.Р. ГАЗИЗОВА, Москва)
Пространная статья вышеназванного автора, конечно, точна и справедлива (хотя справедлива лишь с одной стороны), но, с другой стороны, она же чудовищно несовременна и политически - на данный момент - вредна. Оно, конечно, хорошо - призывать к панмонголизму, оставаясь в пределах московской кольцевой дороги, но хотела бы я послушать ту ненормативную лексику, которой за его призывы удостоил бы М. Саяпина русский человек в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане или (чтобы очень уж далеко не ездить) в Татарстане. Вот уж там-то русских "в азиаты" загоняют не пряником публицистических увещеваний, а кнутом политических и экономических санкций (хотя кое-где уже и просто прикладом)! Правда, эпически мудрый Саяпин может в ответ пожать плечами и выразиться в том духе, что, мол, пропитываться азиатским духом русскому человеку нужно было раньше, не дожидаясь ни кнута, ни приклада... Конечно, наш человек не силен даже и задним умом, и все мы без Михал Михалыча, конечно, дураки дураками, но в данной ситуации народу все-таки потребна помощь (хотя бы моральная), а не культурологический плевок.
А теперь по существу. Автор, несомненно, прав в том, что идею государственного и военного строительства русские в течение веков воспринимали от азиатов. Но помимо коллективного сознания, которым народ живет по преимуществу во времена великих переворотов (а также "великих строек"), существует еще и сознание индивидуальное, которое, как ни верти, тоже в итоге оказывается коллективным. Итак, речь пойдет о культурном сознании, которое запечатлено, помимо прочего, в искусстве. Возьмем хотя бы музыку. И пусть тут М. Саяпин, в качестве выпускника музыкальной школы, сделает эксперимент на себе самом. Уверена: оперу Верди или Беллини он прослушает с большим удовольствием, а вот на азиатском песенном эпосе он сомлеет уже на третьей минуте и даже при всем желании не услышит в нем ничего, кроме однообразного шума протекающего унитаза. Дело тут не в том, что восточная музыка-де "плохая", а европейская-де "хорошая". Дело тут в том, что русский человек, несмотря на многовековое свое соседство с Ордой, так и не стал (и, самое главное, не хотел и не мог стать) азиатом. Поучителен в этом отношении вполне этнографический пример Ивана Флягина, героя лесковского "Очарованного странника": хоть он довольно долго жил с татарами (которые относились к нему так хорошо, что даже искалечили ему пятки, чтобы не смог убежать "от Азии"), но все-таки, на больных ногах он дал оттуда, из "Азии", деру. И дело тут не только и не столько в патриотизме и в пресловутой "тоске по родине", дело тут в ином (как это говорят теперь по-русски) менталитете. Да и то: очутившись на Западе, иные наши послереволюционные эмигранты хоть они и тосковали по цветам и колосьям, по лазури и полуденному зною, все-таки не без удовольствия читали местные газеты и путешествовали (у кого были деньги) по Европе. А окажись они где-нибудь... в Турции? Взвыли бы волком (если бы вообще выжили)!
"Отчего это автор с азиатской фамилией так превозносит европейскую культуру?" - может меня прервать известный своим ехидством М. Саяпин. Да от того, что знаю, что говорю, ибо могу гордиться званием чистокровной полуазиатки. Оттого, что чувство азиатской культуры у меня еще и в крови, а не только в сознании. Оттого, что мне уже приходилось выступать пропагандистом азиатской культуры среди таких же, как М. Саяпин, поклонников евразийства и имперской идеи. И, странное дело, никто из них (со всем их пиететом по отношению к "Скифам" Блока) не понимал при этом истоков моей умиленности татарскими и башкирскими народными мелодиями. "Это же дичь какая-то - всего три ноты! Какой-то рев ишака, а не музыка!" - говорили мне теоретические сторонники азиатской идеи. Что ж, я не могла бросить в них камень, потому что "азиатом" невозможно "быть!" - им можно только "быть" (или "не быть").
Или вот другой пример. Теоретически все мы знаем, что где-то на востоке, в Азии, создана "великая литература". Но кто ее читал? Или так: кто у нас в России ее пропагандировал (кроме, конечно, откровенных сатанистов - Блаватской, Рерихов и иже с ними)? А вот, к примеру, сказать, "Божественная комедия" Данте (даже если ее и мало кто читал), давно вошла в наш культурный обиход. Ну еще бы: "Земную жизнь пройдя до половины..." - это же наше все! Так вот - и припомните тогда, сторонники панмонголизма, что-то аналогичное (слету, сходу!) из восточного эпоса! Или так - назовите архитектурные памятники восточной культуры - тоже сходу! Великая китайская стена, Тадж-Махал и... все. Больше среднестатистический русский человек ничего не вспомнит. И это понятно: как ни "пихай" в него "Восток", он в него все равно "не влазит". Западную культуру русское сознание переваривает отлично, а от восточной оно всегда будет икать и "маяться животом".
"Сейчас... Европа представляет собой культурную пустыню", - утверждает М. Саяпин, который с современной Европой знаком, видимо, только по тому, что отражается в кривом зеркале СМИ. Но ведь с таким же успехом (если кто-то извне будет судить о нас по нашим СМИ) "культурную пустыню" будет представлять собой и Россия, с чем М. Саяпин, конечно же, не согласен хотя бы потому, что в ней существуют и такие выдающиеся представители интеллигенции, как он сам. ("Хотя б за то, что в ней Саяпин есть, я говорю: "Россия, ты прекрасна!" - так можно сказать, перефразируя слова Евтушенко). Нет, Европа только кажется культурной пустыней, виной чему, конечно, тот англосаксонский и американский либерализм, который был навязан здоровому, по своей сути жесткому тоталитарному романскому, латинскому миру. Стоит только подняться из руин Европы римскому легионеру (к которому любимые М. Саяпиным чингизиды наверняка отнеслись бы с большим почтением как к носителю аналогичного дисциплинарно-демократического сознания), как расцвет европейской культуры (за счет подавления сионизированного либерализма) будет обеспечен. Потому что это только лишь необразованного обывателя можно стращать Франко и Муссолини, хотя только при них, если быть объективными, Испания и Италия в культурном смысле вздохнули полной грудью: именно при них произошел настоящий всплеск фундаментальных гуманитарных исследований и, соответственно, общий подъем культуры. (И жаль, что в своей теории "заката Европы" автор статьи, сам того не ведая, смыкается со всякими... шпенглерами, которые пропагандировали аналогичную муть). Стало быть, товарищ Саяпин, у нас с матушкой Европой общий враг - либерализм, и в борьбе с ним нам стоило бы объединиться с Западом, которому, право же, ой как далеко до "заката". Вот Ле Пен, лидер французских националистов, это уже понял и потому, подсуетившись, приехал инспектировать Россию, меж тем как известный своим тугодумством М. Саяпин все еще продолжает стращать нас европейской "культурной пустыней" и учит воспитывать в себе азиата.
А теперь вернусь к началу статьи и подведу ее итог. Призывать к "азиатству" русских, половина из которых - на национальных окраинах - и так уже живет в азиатской резервации, в данный момент, по меньшей мере, безнравственно. М. Саяпин - к счастью для него - не видел, как по центральным улицам Казани шествовала, печатая шаг, многотысячная толпа молодых людей в зеленых повязках, которые, выбрасывая вперед плотно сжатые кулаки, дружно (вот она, железная организация чингисхановой орды!) скандировали "асатлык!" (свобода, воля" - тат.). Я уверена, что эти "с раскосыми и жадными очами" ребятишки из гарнизона Фаузии Байрамовой, татарстанской "железной леди", одной живой силой, выступая грудь к груди и плечом к плечу, снесли бы тамошний русский Кремль, если бы возглавлявший это шествие мусульманский лидер не взмахнул бы своей властной десницей и не сказал бы им по-татарски: "Ладно, ребята, пока хватит: русские и так уже в штаны наложили..." Так вот, если М. Саяпин этого не видел, то пусть представит себе эту картинку и пусть (если он, конечно, не захочет стать полицаем в империи "грядущих гуннов") осознает, что побороть объединенную физическую мощь новой азиатской орды можно только объединенной силой европейского и русского (в том числе) сознания, ибо, как известно, "не в силе Бог, а в правде".
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199819/?19_3_1