(В.В. КУЗНЕЦОВ)
Юрий Игнатьевич! Ни для кого не секрет, что некоторые товарищи считают Ваш проект конституционных преобразований, который позволил бы объявлять высших чиновников преступниками путем референдума и привлекать их к строгой ответственности, либо наивной утопией, либо декларативной, пропагандистской приманкой для рядовых граждан, т.е. так называемой "экзотерической" частью Ваших истинных целей.
На мой взгляд, это - новаторская, чисто республиканская идея. Насколько я понимаю, Вы предлагаете ввести обратную связь между населением и избираемой им администрацией, причем самую жесткую. Является ли народ источником власти, может ли он судить и карать своих начальников и правителей - вопрос спорный, неоднозначный, но я хочу привести историческую аналогию, доказывающую практическую реальность, нефантастичность Ваших теоретических построений.
Предтечей европейской цивилизации считается Древний Рим, с 509 г. до воцарения Юлия Цезаря, как известно, бывший республикой с необычайно сложной, причудливой системой государственных органов, причем эта структура госуправления действовала весьма эффективно и безотказно.
Республиканский строй античного Рима был той политбазой, на которой стояла вся латинская мощь и культура. Одним из наиболее важных элементов этой конструкции являлся институт так называемых "народный трибунов". Древнеримским правящим классом были патриции, казалось бы, им и все карты в руки, они занимали все начальственные посты, а кроме этих самых трибунов, их было всего 10, и избирались они плебсом и только из числа плебеев. Трибуны заставляли патрициев считаться с интересами плебейской массы, властных решений они не принимали, но могли отменить любое кадровое назначение и любое постановление консулов и сената. Роль этих должностных лиц была столь велика, что известны случаи, когда патриции за определенную плату усыновлялись плебеями, чтобы перейти в их сословие и получить возможность быть избранными трибунами. К примеру, так поступил некто Клодий - приятель самого Цезаря, правда, еще до того, как тот стал императором.
Сейчас выражение "народный трибун" обычно применяется к митинговым ораторам, таким, как Анпилов. Думают, оно пошло от слова "трибуна", на самом деле наоборот и, главное, смысл самого этого понятия в массовом сознании полностью искажен, а ведь это была одна из форм той самой обратной связи, причем законодательно закрепленной и действенной, в отличие от "народного контроля" в СССР. Кстати, трибуны в Риме имели право в некоторых случаях для решения судьбы наиболее важных законов и кадровых вопросов объявлять всеобщее голосование плебеев - плебисцит, т.е. референдум.
Таковы факты, дела дней минувших, предания седой старины, они заставляют задуматься, насколько реалистична Ваша инициатива в нынешних российских условиях, в "третьем" Риме. В нем живут не этруски и латиняне, а другой человеческий материал, но, возможно, Вашим читателям будет любопытно познакомиться с исторической справкой.
Может быть, Вы плывете в Индию, а приплывете в Америку, по крайней мере, на этом пути Вам удалось создать "Дуэль" - трибуну взглядов и мнений, из которой можно узнать, чем забиты головы у трудящихся.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199826/?26_4_2