(Я.М. ВАШПЕР)
А Ваше регулярное напоминание манифеста Армии Воли Народа на видном месте похоже на высеченную в древнегреческом Иллионе каменную надпись еще в 270 г. до н.э.:
"Кто убьет тирана или вождя олигархии или тот, кто ниспровергнет олигархию, получит от города талант серебра в тот же день, а народ должен поставить ему бронзовую статую".
Так что Вы далеко не первый, кто ломает голову над такими проблемами.
С сердечным приветом В.В. САЛАЗКИН
В статье писателя Н.Дружинина из Тулы приводится впечатляющий пример: все его собеседники, с кем он говорил об ответственности государственной власти перед народом, единодушно заявляли, что это утопия. Почему? Потому что примеров в истории нет!
Увы, это типичный случай, товарищ Дружинин! И Вас, и Ваших собеседников просто обманули. Не только были в истории примеры именно такого государственного устройства, к которому призывает Мухин, но, более того, именно такое и только такое государственное устройство является "демократическим".
Демократия означает "власть народа", это знает даже любой демократ. Что такое народ, примерно понятно. А что такое власть? На мой взгляд, наилучшее определение власти дал Иван IV Васильевич: ": жаловать холопов вольны, а и казнити:". То есть можно говорить о власти, только когда властелин имеет право, а главное, возможность как награждать своих слуг, так и наказывать ("казнить" тогда не значило обязательно исключительную меру наказания).
Может ли народ сейчас наказать своих избранников? Нет, такой возможности в рамках "современной демократии" не предусмотрено.
Если же возможности наказать нет, то нет и никакой реальной власти. Отсюда следует, что существующие ныне взаимоотношения народа и "слуг народа" - вовсе не взаимоотношения хозяина и слуги, а что-то совсем другое, во всяком случае не "демократия".
То, что сейчас называется "западной демократией", относительно молодое явление, и по возрасту примерно совпадает со своеобразным обществом Запада. Считается, что образцом служат демократические институты (здесь "институт" значит "порядок", "обычай") античности. Но это не более чем лукавство.
Тот государственный строй, который мы считаем демократией и который существовал, в частности, в Афинах в 6-5 вв. до н.э., был построен на принципе ответственности выборных руководителей перед народом.
Гражданские руководители по окончании срока правления, а военные - по завершении войны держали ответ перед народом в собрании. Чисто технически это было вполне возможно, так как полноправных граждан в Афинах было около 15 тыс.
При сдаче отчета Народное собрание обращало внимание в основном на точное выполнение законов государства. Результаты же, особенно военные, учитывались меньше. Так, полководцу Никию после безоговорочной победы в сражении пришлось договариваться с побежденными о выдаче тел двух погибших солдат. По правилам того времени тот, кто предлагал переговоры, не мог считаться победителем. Но неодержание победы в Афинах не являлось преступлением, а оставление врагу погибших - являлось, и у Никия не было выбора.
В основном же проверялась правильность действий должностных лиц в финансовых вопросах.
Результаты отчетов бывали таковы, что, например, военачальник Лахет в ходе обсуждения его отчета закололся мечом прямо в собрании, несмотря на то, что в военном отношении его поход на остров Лесбос был успешным.
Крупнейшим политическим деятелем Афин, много сделавшим для развития и упрочения демократии, был Перикл. Ради него афиняне делали исключения из закона, позволяя много раз подряд занимать высшие государственные должности. Как американцы для Рузвельта.
Но и ему приходилось несладко во время регулярных отчетов. Так, он подвергался обвинению в расточительстве при строительстве Парфенона.
К счастью, Фидий (главный афинский архитектор при Перикле) по его совету сделал золотые доспехи на статуе Афины съемными, чтобы можно было их впоследствии взвесить и оправдаться в случае обвинений в растрате золота. И, действительно, это потом пригодилось.
Спустя несколько лет военный флот Афин одержал крупную победу над флотом Спарты. Увлекшись преследованием, афинские стратеги не приняли мер к захоронению павших. Их тела остались в волнах Эгейского моря.: По приговору Народного собрания командующий и члены военного совета флота были казнены. Среди них был и единственный сын Перикла.
Не всем тогдашний порядок управления нравился. Так, племянник Перикла Алкивиад (злой гений Афин) однажды посетил дядю, но тот его не принял. Привратник сказал, что Перикл думает над отчетом Народному собранию. Уходя, Алкивиад в сердцах бросил: ":Лучше бы подумал, как вообще не давать отчета!". Так потом, много позже, и произошло, но это отдельная история.
Бывали в истории Древней Греции и возвраты к "тирании". Тираническим считалось не жестокое правление, а незаконное. Незаконно захвативший власть мог иногда править долго, но каждую минуту не мог забыть, что поставил себя вне закона, сам вынес себе смертный приговор. Так, с помощью "Дамоклова меча" - меча, повешенного на волосе над головой - тиран Дионисий объяснил фавориту Дамоклу свою ситуацию.
Каждый гражданин был обязан привести этот приговор в исполнение.
И, например, потомки убийц одного из тиранов 200 лет пользовались в Афинах значительными привилегиями, которые не отменялись даже во времена экономических кризисов.
Был ли демократический строй Афин лучшим из возможных? Сам по себе он не гарантировал рая на земле. Демократия была не для всех, не говоря уже о существовавшем тогда рабовладельческом строе.
Был случай, когда из-за щедрого дара египетского царя гражданам Афин - крупной партии пшеницы возник конфликт при дележе, который закончился принятием "закона о незаконнорожденных", в соответствии с которым несколько тысяч свободных до того граждан Афин (детей от браков с "негражданами" Афин) были проданы в рабство. Совершенно законно с соблюдением всех демократических процедур. И самому Периклу тогда пришлось умолять Народное собрание о спасении своего сына, рожденного от брака с "негражданкой".
Штрихи и отдельные замечания по политической организации древних демократических обществ рассыпаны по страницам, например, "Избранных жизнеописаний" Плутарха. Перечитайте их, это поучительная книга.
Власть, ответственная перед народом - это не утопия, ваши оппоненты, т. Дружинин, введены в заблуждение. Нам с Вами просто не повезло с эпохой, но и эпохи иногда меняются.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199829/?29_1_3