В ЗАЩИТУ МВФ

Oct 13, 1998 12:48

(А.П. ПАРШЕВ)
После отставки Шохина один из представителей МВФ сделал чрезвычайно интересное заявление. Он сказал примерно следующее: "Напрасно в России считают, что переговоры с МВФ зависят от персоналий участников с российской стороны".
А ведь демократы нам все уши прожужжали, что кредиторы только с Чубайсом и Шохиным будут разговаривать. А оказалось, они врунишки! И тут всплывает один не прояснённый пока вопрос.

Все мы не любим МВФ. Кто с самого начала не любил, кто невзлюбил недавно. В основном причина нелюбви - рекомендации МВФ по реформе нашей экономики. Но есть одна деталь - о сути рекомендаций МВФ мы знаем только в изложении средств массовой информации или наших реформаторов, что ещё хуже. А насколько эти изложения достоверны?

Да и МВФ знает о процессах, протекающих в нашей экономике, тоже во многом со слов их российских партнёров. Чубайс даже хвастался, что он "кинул" эмвээфовцев на переговорах о предоставлении последнего займа в июне 1998 г. Просто обманул, ввёл в заблуждение о реальном положении дел в стране. Я не думаю, что они так уж наивны, но ведь на событиях 17 августа многие западные банкиры погорели, значит, не такие уж они там все семи пядей во лбу. И дезинформация наших гайдаров в какой-то степени могла и дезориентировать руководство МВФ. Дезинформация, на мой взгляд, могла заключаться в умолчании об уникальном характере нашей экономики, в частности, изначально её большей энергоёмкости.

Всё-таки, по признанию того же Чубайса, МВФ - это коммерческая организация, и он хотел бы, наверно, не только нашего развала, но и был бы не прочь получить долги.

Это я пишу не умозрительно, не просто так. Мне пришлось слышать конкретную рекомендацию эксперта МВФ по конкретному вопросу - как госучреждение должно производить закупки у частников.

Оказывается, надо делать не как у нас - через знакомого фирмача, а путём тендера (конкурса). Тендер - это вот что такое. Объявляется о закупке. Желающие поставщики делают заявку на участие в тендере. Их проверяют - не перекупщики ли, не спекулянты ли. Допущенные несколько поставщиков получают условия и предлагают цену и условия поставки. В конвертике. Комиссия выбирает наилучший вариант, а все участники, чтобы не было обид, знакомятся затем с предложениями победителя и с причинами собственной неудачи. Так при правильной организации тендера экономится уйма госсредств и борьба с коррупцией упрощается. А тот вариант, который обычен у нас, должен сразу вызывать уголовное дело.

Кстати, сговор фирмачей при тендере о поднятии цены - уголовное преступление, и должен быть принят заранее соответствующий закон. Такой способ был кое-где практически применен, и даже в отсутствие закона о нарушениях при тендере удалось сэкономить на приобретении небольшой партии компьютеров до 30% против той цены, которая получилась при первой прикидке.

Для кого-то это тривиально, но, уверен - в практике госбюджетных организаций применяется редко. А отсюда и коррупция. Так что далеко не все из рекомендаций экспертов МВФ заведомо неприемлемы, и некоторые из их конкретных советов по устройству налоговой службы, возможно, стоит изучить. Во всяком случае, одно из общих замечаний МВФ - что без нормальной системы взыскания налогов дело не пойдёт - кажется мне обоснованным.

Что же касается моего предположения о недостаточной информированности, то надо вот что иметь в виду: даже давно проживающие у нас иностранцы не знают многих наших реалий, потому что они им и в голову не могут прийти.

Так, один знакомый бизнесмен очень удивился при мне какой-то мелочи, хотя живёт у нас уже несколько лет и даже хорошо освоил русский язык. Я сказал ему: "Не обращай внимания. Это ещё что - у нас могут принять закон и не установить ответственности за его нарушение".

Знаете, что он мне ответил? Ни за что не догадаетесь.

- "Да иди ты?"

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199834/?34_3_4

199834

Previous post Next post
Up