(М.М. САЯПИН)
НАЦИОНАЛИЗМ, НЕМЦЫ И ЕВРЕИ
Хочу поспорить с одним из положений в статье Ю.И. Мухина "Одураченный Гитлер" (1998, N 34). Там прочитывается та мысль, что де евреи - это самые главные и единственные настоящие на Земле националисты, а Гитлер просто так накачался еврейским вопросом, что перенял этот национализм от своих врагов.
Мне представляется, что это совсем не так, хотя в популярных антисемитских брошюрках такая мысль встречается довольно часто.
Начну просто с замечания, что евреи - вовсе не такие уж ярые националисты и носители национальной исключительности. И лучше всего это доказывает та огромная степень ассимиляции, которая свойственна современному еврейству и которая равно удручает как борцов с еврейским засильем, так и ревнителей чисто еврейских традиций. Хотя евреям свойственно и тяготение к своим с постоянным желанием показывать своё превосходство любой ценой. Но это уже от сволочизма. В общем, евреи умеют совмещать очень большую открытость (а это главный показатель отсутствия настоящего национализма) с национальной сплочённостью, что довольно далеко от настоящей, въевшейся в кровь, идеи расового превосходства. (Более того, знатоки поговаривают, что в перерывах между погромами евреи наиболее ревниво относятся именно к своим соотечественникам). А тот, кто знает немножко японцев, согласится, что уж эти-то в смысле сознания национальной исключительности дадут евреям изрядную фору: они до сих пор инстинктивно воспринимают тех, кто живёт "на континенте" как в общем-то не совсем людей, а как чем-то средним между айнами и обезьянами. Но я сейчас не о японцах и не вообще о человечестве, а конкретно о немцах.
Возможно, мне захотят привести такой аргумент: а в Талмуде написано то-то и то-то, что и доказывает человеконенавистническую сущность еврейского менталитета. Вот поэтому я и хотел бы вспомнить про Вебера.
ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ
Макс Вебер написал знаменитую книгу про то, что капитализм - это порождение протестантского духа. После перестройки подобные крамольные мысли, связанные с запретной религиозной темой, стало можно высказывать открыто, и теперь это утверждение стало дежурным в разных статьях и выступлениях на "круглых столах". После чего, как правило, следовали либо порицания князю Владимиру за выбор "не той" веры (иначе жили бы сейчас, как в Швеции), либо призывы "укоротить" протестантских миссионеров надлежащим "Законом о свободе совести" (а то будем жить, как в бездуховной Швеции) - в зависимости от предпочтений выступающих.
При этом (как и при всяком модном психозе) никто не задаётся вопросом: а откуда этот протестантизм взялся, откуда он свалился на головы капиталистов? Посты, наверное, не соблюли до конца отцы-основатели или молились мало, что ли... Вот и впали в бесовскую ересь, следствием которой стал капитализм (недаром же Лютер, говорят, швырял чернильницей в чёрта). А тогда такой вопрос: как же Япония стала преуспевающей капиталистической державой без этого самого протестантизма? "А-а-а... - чешет репу интеллектуал, - там сказался фактор конфуцианских традиций, заменивший протестантизм!" (С подобным видом шукшинский персонаж, наверное, произносил на суде красивое слово "самовозгорание".) То, что конфуцианство - это национальная китайская религия, что в Японии оно было таким же маргинальным явлением, как и баптизм в России, что конфуцианский Китай почему-то вовсе не стал лидером капиталистического развития (хотя ему, вроде бы, и карты в руки) - неважно. Главное - учёное слово произнесено.
И вообще чувствуется, что Вебер плохо изучил наследие Маркса-Энгельса. А ведь классики писали, что итальянские города эпохи Возрождения представляли собой самые настоящие раннекапиталистические общества, хотя идеологической основой тогда был тесно связанный с католицизмом гуманизм, а вовсе не протестантизм.
Построения Вебера - типичный пример постановки телеги впереди лошади. Потому что не протестантизм породил капитализм, а немецкий национальный характер изобрёл себе религию, которая и получила вид протестантизма. Ну а что касается "капитализма", то это понятие просто оказалось связанным с определённым этапом в развитии человеческой цивилизации, когда на историческую авансцену вышли германские народы. Потом историческое лидерство перешло к США (которые до недавних пор были достаточно ярко выраженно протестантской страной и тем самым хорошо подтверждали теорию Вебера) и на Дальний Восток (где протестантизма не было и в помине, что должно веберовские построения просто похоронить). Россия (ещё один исторический лидер) как бы не в счёт - ведь после 1917 г. капитализм здесь не строили (хотя Ленин и обзывал неоднократно советский строй "госкапитализмом"), так что Вебер может спать спокойно...
Вот германским национальным мышлением и стоит заняться поплотнее.
ГЕРОИЧЕСКИЙ АСКЕТИЗМ ПО-НЕМЕЦКИ
Прежде всего, хочу отметить, что чувство "местечкового" национализма свойственно многим народам. Наверное, большинству. По крайней мере, таких народов, наверное, больше, чем "открытых", "интернациональных". Ведь вообще родство по крови - это древнейший и универсальный общечеловеческий принцип. Поэтому кровно-родственный национализм можно считать первичным естественным состоянием, тогда как его слабую выраженность - продуктом исторического развития.
Так получилось, что основой немецкого сознания стало расовое. Возможно, это связано было с тем, что германские народы жили в северо-западном углу Евразии, куда не докатывались волны нашествий иных расовых групп. Но факт остаётся фактом. (Тынянов в конце жизни вспоминал о том, как он во время Брестского мира совершил поездку в занятый немцами Псков. Его поразило, что уже тогда от немцев постоянно слышалось: Arien und nicht Arien!)
Вот исходя из понимания первичности расового сознания для немцев и можно понять сущность протестантизма. Протестантизм - это национальная религия немцев. Под личиной многострадального христианства, разумеется...
Какие чужеродные вызовы побудили к жизни немецкую религию? Два. Один из них очевиден - это известное всем господство еврейского ростовщического капитала в Средневековье. Второй - это засилье итальянцев в господствующей Церкви, "приватизировавших" католицизм.
Если ситуация с еврейским ростовщичеством в особых комментариях не нуждается, то об итальянцах в рясах надо сказать особо. Прежде всего поражало их двуличие в весьма щекотливом вопросе ростовщичества. "Деньги в рост давать нехорошо, не по-христиански", - учила Церковь. А на естественное недоумение: "А эти-то (с пейсами) ведь дают!" - следовало логически безукоризненное разъяснение: "Так они же нехристи, им можно!" Очевидно, что самим церковным иерархам приходилось (в "исключительных случаях", разумеется) вступать в конфиденциальные отношения с "нехристями". Прибавьте сюда настойчивую проповедь аскетизма в сочетании с роскошными соборами и капеллами в Ватикане с многочисленными "архитектурными излишествами" и свободные нравы среди "просвещённой" части церковников - и вы поймёте отношение основной массы немцев к господствующей церкви.
Да и сами эти "итальяшки" не внушали доверия. Чернявые, носатые, любители карнавалов и сомнительного искусства, они выглядели не столько преемниками римской имперской традиции, как пытались из себя представить, сколько разновидностью этих самых... Ну вы понимаете кого.
По всей видимости, немцы были просто поставлены в угрожаемое положение как нация (как обычно и случается перед национальным возрождением) - прежде всего, надо думать, финансовым засильем еврейского капитала. И они решили: с этим надо кончать. И негласным лозунгом немецкого возрождения стал как раз этот: Arien und nicht Arien!
Ариец на арийской земле должен поступать по-арийски. Быть честным, дисциплинированным и бдительным, беспрекословно выполнять приказы старших - только так немцы могли не попасть в кабалу.
Огромному ростовщическому капиталу можно было противопоставить только строжайшую бережливость, ставшую как бы формой внутреннего займа. Сказал "сделаю завтра" - значит сделал завтра, как и полагается арийцу. Сказал "приду в шесть" - приходишь в шесть ноль-ноль, а не в шесть ноль-одну. А если начнёшь волынить, если поддашься разгильдяйству - послезавтра твоя семья окажется в долгу, как в шелку, у ростовщика-еврея. Никаких карнавалов - мы не "итальяшки"; скромность, умеренность и трудолюбие - вот что приведёт народ к победе. Ариец должен всегда быть арийцем. Arien und nicht Arien!
Результат не замедлил сказаться. Банковские дома Фуггеров и Вельзеров на долгое время стали приятным исключением среди довольно однообразной "расцветки" банковского мира.
Как было сказано, официальная Церковь стояла на пути германской программы возрождения, потому что была давно уже в тесном контакте с еврейско-банковской мафией. Значит, она должна уйти с дороги. Так появился протестантизм..
Идейная составляющая протестантизма отразила состояние общественного сознания накануне Промышленной Революции с резким возрастанием роли прикладной науки. Науке было тесно в рамках библейского начётничества, она требовала свободомыслия; в рамках протестантской богословской модели она как бы получила благословение на него. А вот в бытовом плане евангелическая церковь очень чётко прочитывается именно как национальная церковь немецкого народа, а в силу неизбывной немецкой привязанности к вопросам крови в какой-то степени носила даже расовый оттенок.
Лютеранская церковь - это церковь немцев. Это церковь умеренности, трудолюбия и аккуратности. Вместо золочёных куполов (на кредиты Ротшильда) - скромная (но со вкусом) обстановка кирхи; купец получил прибыли - вместо того, чтобы сорить деньгами в ресторанах, а потом замаливать кутежи милостыней разным проходимцам - деньги пустил в оборот, а сам сходил в воскресенье в церковь и чинно, прилично прослушал проповедь.
Никаких гулянок, богомерзких карнавалов и расточительных нарядов. Одеваться нужно скромно, жить тоже скромно; семья должна быть по-арийски крепкой, чтобы основа нации была прочной. Итальяшки монополизировали всё религиозное образование - итальяшек вон. Библию в каждую семью - и не на латинской абракадабре, а на простом понятном немецком языке.
Arien und nicht Arien!
Эта черта намертво въелась в немцев и осталась у них до сих пор. Германия уже давно стала богатой и обеспеченной страной. Но немец, даже разорившись на крупную международную благотворительность, всё равно будет отчитываться в быту за каждый пфенниг и приходить на встречу "с началом шестого сигнала точного времени".
НАЦИЗМ
Есть достаточно избитая тема для интеллектуалов: язычество Гитлера. Время от времени об этом вспоминают и пишут целые книги (например, хорошо известная "Утро магов" Повеля и Бержье). Из них вытекает, что Гитлер на 12 лет выбросил Германию в какое-то другое измерение: дескать, из христианской цивилизации в какую-то неведомую оккультную... Цель муссирования этого сюжета очевидна: Европа хочет всячески откреститься от своей органической связи с нацизмом; дескать, это, конечно, не немецкое явление, а... ну, например, тибетское. И СССР воевал вовсе не с Объединённой Европой, а с какой-то "коричневой чумой".
Но если понять сущность лютеранства, то видно, что Гитлер просто довёл до логического конца Лютеровы построения. Лютер создал максимально приспособленную для немцев Церковь внутри христианства (так сказать, национал-христианство); Гитлер, не отягощённый предрассудками человек XX в., пошёл дальше: он выбросил всю эту имевшую вселенский привкус "христианскую шелуху" ("любить врагов", "подставить щёку"), заменив её более подходящими для национальной квазирелигии принципами - раса, арийский дух, Германия. И объекты поклонения немного более подходящие, чем у Лютера: Вотан, валькирии... (Стоит отметить, что Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии быстро взяла под козырёк перед фюрером: видимо, лютеранское священноначалие быстро почувствовало созвучность нацистских установок глубинным лютеранским положениям. Тогда как Римско-Католическая Церковь в общем находилась в оппозиции нацистам.)
На Гитлера нечего пенять другим детям 20-го столетия. В Англии, например, церковь давно превратилась в этически-охранительный институт, в какой-то мере в непременное занятие для джентльмена - спорт. (В Российской империи, как известно, - в бюрократический придаток самодержавия). XX в. не способствовал процветанию традиционных религий. Просто немцы поступили в соответствии со своей негибкостью и прямотой: нужна Церковь для арийцев - так пусть это будет настоящая Церковь для арийцев, а не какая-то очередная переделка христианства.
ГРАЖДАНСКИЕ РЕЛИГИИ
Итак, на примере Германии видна несостоятельность широко распространённой концепции о якобы чуть ли не решающем влиянии вероисповедания на характер народа. Дело обстоит как раз наоборот: характер народа (в случае с немцами - ощущение чистоты породы) решительно влияет на физиономию национальной конфессии. В случае с русскими это отчётливо проявилось в XVII в., когда они стали интенсивно контактировать с нерусскими православными и почувствовали, что... что-то не то. Даже украинцы не ощущались родными, не говоря уже о греках. Это и вызвало, казалось бы, дикое суждение протопопа Аввакума в адрес греческих авторитетов: "У вас Православие пестро стало от Магметова насильства!".
И только в 20-м столетии в научный оборот было введено понятие гражданской религии. Это всеохватывающая национальная идеология, имеющая черты квазирелигии. В США - это Американский Образ Жизни; в СССР - Советский Образ Жизни. Это если говорить о светских проявлениях гражданской религии. Но и традиционные "национальные" религии логичнее рассматривать именно как гражданские религии в религиозной оболочке! Тогда и аввакумовский выпад становится понятным и даже естественным.
В заключение - о двух народах, непосредственно связанных с гитлеровской эпохой: о евреях и русских. И здесь, на мой взгляд, совершенно такая же картина. Ни характер еврея не определяется Талмудом, ни характер русского - Евангелием. Это раввины тщетно пытаются категорически заявлять, что еврей тождественен иудею (и сетовать, что "евреев" осталось очень мало); за ними и православно-интеллигентская агентура пыжится доказать, что Православие сформировало русскую культуру и сам характер народа. XX в. опять же, наверное, раз и навсегда показал, что, грубо говоря, и те и другие плевать хотели на те религиозно-культурные резервации, к которым они когда-то были приписаны.
Я думаю, что настала пора чётко осознать этот важнейший методологический пункт и начать по-новому осмыслять каждую национальную культуру - более глубоко, чем просто через притягивание её к той или иной конфессии.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199839/?39_4_1