(И.А. ПУХОВ, г. Ленинград)
Я не предполагал как-либо откликаться на противостояние Ю. Мухина с В. Бушиным, хотя само чтение материалов на эту тему способно изрядно поднять настроение. Однако в ходе этого противостояния спорящие, сами о том не думая, вышли на очень важную проблему, о которой никто не пишет (чтобы не пришлось писать о самом себе), но которая сыграла слишком большую роль в переживаемых страной бедах, чтобы быть замалчиваемой бесконечно.
Когда-то еще в VIII в. н.э. отец церкви Иоанн Дамаскин писал: "...Закон Божий, входя в наш ум, привлекает его к себе и возбуждает нашу совесть. Но также и наша совесть называется законом ума нашего". (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга IX. Глава XXII). Это положение, кстати, является каноническим для православных христиан. Именно отсутствие закона ума проявилось в литературном творчестве Бушина в "Дуэли".
Однако Бушин, явно не имеющий закона ума, не одинок. В нашей стране сегодня это явление массовое. Практически все люди, имеющие диплом о высшем образовании, прошли школу подготовки к беззаконию ума. Сомневаетесь? Тогда вспомните весь тот вздор, который вы писали когда-то в своих курсовых и дипломных работах. А если у вас есть ученые степени, то вспомните заодно и тот вздор, который вы писали в своих диссертациях. Это в первую очередь касается так называемых гуманитариев, т.е. "инженеров человеческих душ".
Многие могут спросить: а какое отношение имеют старые работы к сегодняшнему дню? Самое прямое. Пройдя школу беззакония ума, люди чаще всего уже никогда не преодолевают ее уроки. Не верите? Тогда прочитайте все те сотни (!) программ выхода страны из кризиса, которые сочинили всевозможные оппозиционеры за годы перестройки, и попробуйте сами решить, есть ли у их авторов закон ума и смогут ли они когда-нибудь сделать для страны что-то полезное.
Зачем же стране нужна была такая система образования, которая отучала людей (и не только с высшим образованием) от закона ума? Дело в том, что эта система преследовала одну главную цель: приучить человека делать то, что нужно начальству, т.е. власти. Это во многих отношениях очень удобно на всех уровнях как начальникам, так и подчиненным. Начальники, имеющие вышколенных таким образом подчиненных, намного облегчают себе работу по управлению ими; подчиненные, со своей стороны, избавляются от необходимости заниматься множеством больших и трудных вопросов и намного упрощают свою жизнь, исполняя лишь полученные сверху указания. В целом складывается обширная, взаимоудобная и вполне работающая система со многими преимуществами. Но у такой системы есть принципиальный недостаток: она может быть дееспособной только тогда, когда начальство правильно определило, что и как нужно делать всем.
Нацеленность человека на выполнение указаний начальства - это тоже своего рода закон ума, т.е. совесть. И пока начальство способно правильно решать за всех, что и как делать, подобные люди (а таких в СССР было большинство) могут благоденствовать с чистой совестью (той, которая у них есть). Но когда начальство утрачивает способность принимать правильные решения для всех, и система рушится, для них наступают трудные времена. Жить по прежней совести становится невозможным, ибо нет теперь надежного начальства, а другой совести в запасе нет. Вот и приходится приноравливаться к новой ситуации. Посмотрите, как это делают "инженеры человеческих душ".
Одни, самые скромные, просто тихо уходят в мир иной или на собственные огороды.
Другие стараются найти себе новых начальников. И когда им это удается, то вдруг оказывается, что вчерашние пламенные борцы за коммунизм охотно прислуживают самым гнусным антикоммунистам; актеры, прежде стеснявшиеся даже чихнуть при свидетелях, готовы теперь публично совокупляться и т.д. Народ изумляется: есть ли у таких совесть? Однако у этих "инженеров человеческих душ" совесть есть. Своему прежнему закону ума они сами не изменили: как служили начальству раньше, так и сейчас служат. У них поменялась не совесть - поменялось начальство. Но на фоне новых начальников вылезают наружу собственные убожества и пустота этих, вполне совестливых, "инженеров".
Но есть третья категория "инженеров человеческих душ" - нескромных и бессовестных. Тех, которые служили прежнему начальству не за совесть, а за страх. Отсутствие скромности не позволяет им теперь с потерей прежних начальников просто уйти с поля общественного зрения, а отсутствие какой-либо совести не позволяет прочно прибиться к новым начальникам. Выработать себе свою собственную совесть они не могут и не хотят. Однако они вполне могут на время пристать к начальнику (если позовут и если это будет выгодно). Но у всех сегодняшних начальников есть одна особенность: они, безусловно, не способны вызывать к себе такой же страх, какой вызывало прежнее начальство. А потому эти "инженеры" могут при удобном случае запросто разругаться и расплеваться с любым новым начальником, вынеся ругань и расплев на всеобщее обозрение, т.е. сделать то, чего ни в коем случае нельзя было им делать по отношению к прежнему начальству. К этой категории "инженеров" принадлежит и Бушин, что продемонстрировала вся его деятельность в "Дуэли", и А. Минкин из "Новой газеты".
Из всего вышесказанного следует, что сегодня общество не может жить по прежнему закону ума. Люди - исполнители руководящих указаний могут понадобиться лишь тогда, когда у страны снова появятся начальники, способные правильно решать за всех, что и как нужно делать. Сегодня такого начальства у России нет. И чтобы вся страна не погибла, народ сам должен выработать себе новую совесть, по которой будет жить он сам, а вслед за ним и его начальство.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199902/?2_4_4