(Ильмар ЛИЕПИНЬШ, г. Томск
)
Люди специфических профессий (моряки, летчики, пограничники, разведчики) не любят фильмы о своей работе. Даже фильмы советского периода - реалистичные, героические, во многом близкие и понятные советскому зрителю. Теле- и газетные болтуны объясняют, что вот де, цензура в СССР не давала развернуться режиссерам. А почему, скажем, у С. Бондарчука, С. Герасимова, В. Шукшина получалось что-то стоящее при той же цензуре? Проще всего объяснить свою бездарность, неграмотность, политическую ангажированность, явную и тайную, внешними причинами. На консультантах далеко не уедешь. Если будущий режиссер рос в тепличных или элитарных, как теперь любят говорить, условиях где-нибудь на Новом или Старом Арбате, в атмосфере столичных и курортных интриг и сплетен, что он поставит для широкого зрителя? Разве для таких, как он сам, да и то вряд ли удовлетворит извращенные запросы единоверцев, хотя, следуя сословно-классовым интересам, те лицемерно будут восторгаться, завидуя или ненавидя в душе.
Ну а что же фильм без особой специфики, советский многоплановый полубоевик - полубытовой? Если фильм отображает исторические события в жизни государства, народа, отдельных людей, он должен быть верным в главном и деталях. Тем более не столь далекого прошлого, когда живы герои тех событий.
В связи с судебным преследованием советских партизан 1941-1944 годов фашиствующими властями Прибалтики на экранах ЦТВ, в очередной раз разыгрывая патриотическую карту, россиянский политпроп запустил фильм "перестройного" периода "Долгая дорога в дюнах". Шажок на носочках: вроде откликнулись на безобразные события и в дипломатическом отношении никаких осложнений. Коснусь некоторых деталей из 6 серии этого фильма, на первый взгляд как будто бы мало значащих или мало заметных.
Напоминаю: героиня фильма - кулацкая дочь и жена германского чиновника Марта едет в качестве спецпереселенки в сибирскую деревню и начинает новую жизнь. Спецпереселенцы из Прибалтики, если не считать переселившихся латышей, латгальцев, эстонцев (чухонцев) еще до Октябрьской революции, появились в Сибири, точнее в Томской области (Сибирь большая), после ВОВ в 1946-1947 гг., когда была установлена и доказана связь с оккупантами, заграницей, бандами и их преступлениями некоторых лиц из местного населения. Из всех трех республик Прибалтики спецпереселенцев, включая евреев, в общем-то, было немного. Расселены они были компактно по деревням и селам (включая райцентры) в 2-3 районах Томской области с развитым сельхозпроизводством как бывшие жители аграрного края. Осуществлялось оно в летние месяцы, тогда можно было задействовать для этих целей любой вид государственного транспорта, в том числе водный. В теплое время года такие мероприятия дешевле обходятся государству, удобнее людям переезжать и обживаться на новом месте. Это давно известно всем, кроме дерьмократически мыслящих режиссеров. Летом с работой для переселенцев проще и до наступления холодов они успевают притереться к коллективу и подготовится к новым условиям. Не надо забывать, что новичков надо было узнать в деле, кому что можно доверить, поручить: заморозить птичник или свинарник, загробить дойных коров, телят в сибирских условиях дело несложное. В эти годы в Томской области еще встречались чудаки под названием крестьяне-единоличники. Земли хватало всем (огороды у колхозников 50-100 соток), только не ленись работай (сам) и плати налог.
Дети школьного возраста должны были успеть к началу учебного года. Так что переселение осуществлялось в соответствии с принципами и законами социалистического государства, а не по прихоти начальника местной милиции или кинорежиссера.
На лесоповал даже в военные годы направляли только бездетных молодых женщин, в основном девушек 20-25 лет, и юношей допризывного возраста 16-17 лет. Другое дело заготовка леса на личные нужды семьи: здесь принимали посильное участие все, кроме малых и старых. После войны на лесозаготовках женщины были только на подсобных работах (повара, уборщицы, медсестры или санитарки, иногда сучкорубы) да и то добровольно. От таких вальщиков и сучкорубов как Марта одна морока: смотри, чтобы не придавило лесиной, не стегнуло подростом, топор в руках - вероятная травма ноги.
Никто никогда в 6 часов утра зимой не выезжал на деляны лесоповала. Заготовка леса в метровом снегу выматывает за световой день и лошадь, и очень сильного человека на калорийном питании. А в фильме женщины в одежде и обуви великанов да на картошке с капустой и огурцами от темна до темна в тайге. Тогдашнее начальство, в отличие от сегодняшнего, головой отвечало за людей, лошадей и план заготовки (если он был). В то время на лесозаготовках были высокие заработки, как у шахтеров, рыбаков и других категорий в добывающей промышленности (лесоруб получал в 3-5 раз больше начальника районного ранга). Работа в лесу считалась материально очень выгодной и на нее рвались спецпереселенцы, особенно из бывших бандеровцев. (Лет 20 спустя с Украины ехали в Сибирь на лесозаготовки добровольно и оседали на постоянное жительство.)
Нельзя не упомянуть об уродливых костюмах героинь: мужские полушубки военного покроя, огромные валенки фабричной катки. (Похоже, из военного реквизита киностудии.) В те годы в сибирской глубинке шили добротные полушубки, бекеши, борчатки, тулупы на загляденье, катали валенки, чесанки, шили сапоги, бродни, бурки фетровые и ватные, стеганые фуфайки и брюки кустари-ремесленники. Причем быстро и дешево. Почти все женщины умели шить, вязать и любую одежду со стороны подгоняли по своей фигуре. В таком рабочем наряде женщина выглядела привлекательней, чем в современном синтетическом или овчинном балахоне. В "уродливых костюмах героинь" трудно работать, да и быстро человек мерзнет. Для современного зрителя, к тому же всю жизнь живущего в Москве, Риге или Париже, и такие картинки сойдут.
И уж совсем уморительная сцена погрузки бревнышка на сани: сразу видно столичных артисток и такого же "прораба" - режиссера.
Местное население относилось к спецпереселенцам настороженно, но корректно. Надо знать, что сибиряки из военных погибали в Прибалтике от подлых рук бандитов из-за угла и после войны вплоть до 50-52 годов.
Почти все переселенцы, за редким исключением, в короткое время построили дома, усадьбы или купили готовые. (Многие из них получали денежные переводы, посылки.) Шло время, дети подрастали, учились, молодежь взрослела, дружили с сибиряками, вступали в браки. Специалисты работали по профессии (врачи, учителя, пивовары, редко инженеры). Позднее при более близком знакомстве некоторые признавались, что выслали их за дело: "Нас к стенке надо было ставить". Русский человек отходчив и воспринимал такое признание как шутку. С 1956 г. когда первый вождь современных дерьмократов Н. Хрущев разрешил выезд спецпереселенцам на родину, многие остались в Сибири: от добра добра не ищут. В годы "перестройки" из Риги в Томск приезжали националистические агитаторы во главе Л. Вайкуле и других "крестообразных" звезд в поисках единоверцев.
В сцене отъезда Марты в гости введены сопровождающие подводу собаки, да еще овчарки, которых в сибирской деревне не держали. А если кто-то заводил овчарку (до первого покуса), держал на привязи в дальнем углу двора. Бытовых и политических ляпсусов в фильме столько, что говорить о несвободе политического или художественного вымысла режиссера просто смешно.
Когда смотришь фильмы застойно-перестроечной эпохи, невольно возникает вопрос: или режиссер абсолютно не знает истории, темы, жизни, или умышленно искажает в большом и малом действительность, правду жизни? Задача каждого советского фильма познавательно-воспитательная и только потом развлекательная. Последние лет 30 в фильмах о войне и послевоенном периоде стало модным показывать голод, холод, нищету, разруху, беспризорность, преступность не только в районах оккупации, но и в тыловых. Герои фильмов о тыле почти все оборванцы, кроме начальников. Население оккупированных районов по х/ф более-менее прилично одето в одежду советского довоенного производства. Откуда берутся такие показы и для чего? Да, было трудно, особенно на освобожденной земле, но не до такой же степени. Кино, да и только! И что же цензоры? Ведь ясно, что для неискушенного зрителя тенденциозный вымышленный показ сердцещипательных сцен тяжелой доли спецпереселнца - это политическое действие во вред государству. Вот вам и строгая цензура. Лепили каждый, что хотел, за счет народа в меру своей серости, подлости, ограниченности и все реже появлялся действительный талант. Страна получила говорухиных, михалковых, а трудящиеся, как минимум, культурный пшик. За что же кормили такую сволочь да еще сытно?
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199908/?8_7_1