ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ СТРАНЫ

Feb 23, 1999 12:35

(А. ЛОХАНОВ, "Русский Вестник" )

В январе этого года в Мурманском морском пароходстве издан приказ о подготовке программы списания в металлолом первого в мире надводного судна с ядерной энергетической установкой - атомного ледокола "Ленин".

Корабли, как и книги, имеют свою судьбу: они рождаются и умирают. Но это корабль-символ, корабль-знак, с исчезновением которого урон понесет, прежде всего, наше самосознание. И пусть при этом нас не смущает его имя. Это надо рассматривать всего лишь как дань времени.

С ледоколом связаны замечательные достижения недавней нашей истории. Построенный трудом более 500 коллективов страны, корабль принял участие в 26 арктических навигациях, провел около 4 тыс. судов, пройдя расстояние, равное 30 кругосветным плаваниям. Первые 16 лет атомоход один работал на самых трудных участках Северного морского пути, доказав, что атомные ледоколы для нашей страны крайне важны и необходимы.

С этим чудо-ледоколом связаны экспериментальные высокоширотные рейсы, вошедшие в историю освоения Арктики. Высадка в Чукотском море научной дрейфующей станции "СП-10" и многое другое, ныне обыденное для моряков Севера, в свое же время - беспрецедентное.

За все время эксплуатации экипаж не допустил ни одного радиационно-опасного инцидента. Ледокол явился уникальной опытной базой для отработки идей и практики судостроения. Накопленный на атомоходе опыт дал возможность спроектировать и построить атомные ледоколы второго поколения - "Арктику" и "Сибирь" покорили Северный полюс в 1977 и 1987 гг. Через атомоход прошло более 5 тыс. человек, многие из которых и в настоящее время работают на атомном ледокольном флоте. Экипаж доказал реальность использования энергии таких судов в сверхтяжелых географических и климатических условиях.

В настоящее время труженик-ледокол находится в Мурманске, у причала, в состоянии отстоя, из реакторов выгружено топливо, судно переведено в разряд неядерных. Экипажем по-прежнему (сейчас в нем только 29 человек) вот уже 36 лет руководит почетный полярник, капитан Борис Макарович Соколов.

Когда ледокол выводился из эксплуатации, планировалось превратить его в музей освоения Арктики с постановкой в городе Ленинграде, ныне С.-Петербурге. Еще в 1990 г. в Совмин было направлено письмо с просьбой сохранить ледокол. Письмо подписали выдающиеся ученые, возглавлявшие ведущие научно-технические общества. Многочисленные письма были адресованы в то время руководству страны от моряков, судостроителей научной и инженерной общественности. В результате по поручению правительства началась проработка данного вопроса.

Сейчас, конечно, за отсутствием денег в бюджете никто уже и не вспоминает об этом. И только неутомимый капитан Б. Соколов все еще не потерял надежду, вновь и вновь пытается спасти атомоход. Сколько судов вызволил из ледяного плена когда-то экипаж! И верится Борису Николаевичу, что найдется выход, что корабль не затрет лед хладнодушия и страна не лишится еще одного своего национального символа.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199908/?8_7_2

199908

Previous post Next post
Up