(Татьяна ЯКОВЛЕВА
)
Настал предвыборный год. Пришло время в последний раз вспомнить год 1996-й и пролистать страницы минувшего, говоря поэтическим языком, а говоря прозой - просмотреть патриотические газеты 3-летней давности. Какие были упования! Результаты социологических опросов Центра исследований политической культуры России, регулярно печатавшиеся в "СР", выходили под триумфальными заголовками: "Стартовые избирательные шансы Ельцина ошеломляюще малы" (15.02.96). Шапкозакидательски критиковались прогнозы других социологических центров ("СР", 30.05.96). ВЦИОМ, к примеру, назывался "основным строителем социологических потемкинских деревень" (06.06.96). 1 июня под заголовком "Последний зондаж. Чудес не ожидается" подтверждается бесспорное лидерство Зюганова.
Но тот самый "социологический брекекекс", относимый "СР" к другим социологическим службам, случился с самим Центром исследований политической культуры России. Этот "брекекекс" стал поводом для критической рецензии В. Казанцева в "НГ", в которой автор утверждает, что работа Центра "изначально была ориентирована на псевдоинтеллектуальную среду, легко поддающуюся на сомнительные социологические изыскания. Если бы же авторы стремились заручиться симпатиями более образованной публики, то им следовало бы придерживаться жестких критериев науки, от имени которой они выступают".
Жалкий лепет оправданья в итоговой статье ("СР", 13.07.96) лишь подтверждает беспомощность патриотических социологических служб. Такое впечатление, что опрос проводился в приемной "Советской России". Мой личный опрос в центре Москвы, проведенный среди сотрудников Комитета по культуре и крупнейших музеев, дал 100% поддержку Ельцину. Да еще и триумфальное празднование его победы - в 96-м, да и в 93-м, после расстрела Верховного Совета.
Оправдание, что предвыборная кампания Зюганова не была рассчитана на изменившееся общество, вызывает вопрос: а на кой овощ она вообще проводилась?! Вы что, не знали, что общество изменилось? Какие вы, к черту, в таком случае прогнозисты?!
На конгрессе общества Российских ученых социалистической ориентации, посвященном поражению на президентских выборах, пришлось слышать сетования, что осталось то ли 8 т, то ли 80 т нераспространенных листовок. Это показывает, что избирательная кампания Зюганова рассчитана была на электорат 1905 г.: кто, помилуйте, будет сейчас читать вялые многословные листовки?! В 1905 г. сама сила печатного слова была другой. На человека, умевшего разбирать буквы, уже смотрели как на пророка. Все перлы литературных красот просто невозможно привести, вот наугад из середины длиннейшей листовки: "А за чей счет собираешься жить ты? За счет безработного соседа или нищего инородца?" В народном языке такие юродивые восклицания исстари получили прозвище "в пользу бедных". Какие эмоции они могут вызвать?!
В век космических скоростей восприятие человека совсем иное, чем в век пыльных тарантасов. Но патриотическая пропаганда с завидным упорством загоняет нас в XIX, а то и в XVII в.
А ведь достаточно было всего двух слов "Ельцин капут!", как ход событий мог бы перемениться. На месте наших партбоссов следовало бы в срочном порядке отыскать гениального автора этого лозунга, промелькнувшего по 6-му каналу во время показа митинга 7 октября 1998 г. Отыскать и назначить самым главным имиджмейкером! Это, небось, посильнее "Фауста" Гете, или победившего многословные листовки лозунга: "Выбирай сердцем!"
Пусть социальные психологи проанализируют этот слоган, достоинства которого, помимо краткости, в эпатажности, что просто необходимо для привлечения молодежи, и связи с поколением дедов, отстоявших Советский Союз и дошедших до Берлина.
Но лидеры патриотов по-прежнему предпочитают пользоваться многословными громыхающими пустыми бочками. На том же конгрессе РУСО в президиум Купцову была подана записка с анализом тавтологического термина "Народно-патриотический союз", тогда еще только обсуждавшегося. Помогло это как мертвому припарки. А оппонентам были отданы ключевые слова, такие как "Честь", "Родина". Теперь среди фундаторов "Отечества" светится Хазанов со своим двойным гражданством. Все это было бы смешно, если бы не было так трагично.
Заключительным аккордом может послужить шедевральный пассаж вышеупомянутой статьи о причинах поражения:
"В конце концов проиграл не Зюганов, а народ, который в очередной раз обвели вокруг пальца, облапошили. Зюганов был лишь тем героем-заступником, кто взял на себя труд и смелость потягаться со всемогущим правителем - обидчиком народа. Так в былинные времена находился богатырь и шел в одиночку сражаться с чудом-юдом. За народ, за Святую Русь".
С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышат?! Нет слов, одни буквы...
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199911/?11_5_3