(К. КОЛОНТАЕВ
)
Обычно ответом на этот вопрос служат строки из одной песни: "Революции знамя цвета крови моей..."
Но данный ответ мало что объясняет, поскольку цвет крови одинаков и у революционеров, и у контрреволюционеров, и у нейтральных обывателей. Поэтому, скорее всего, причины революционности именно красного цвета лежат гораздо глубже, чем может показаться поверхностному наблюдателю.
Становление красного цвета как символа революционности уходит корнями в арийскую древность. В период завоевания арийцами Евразии (II-I тысячелетия до н. э.) у них происходило бурное разложение первобытнообщинного строя и становление общественной иерархии.
В это время арийское общество имело следующую структуру: верхнее сословие - жрецы, имели белый цвет как символ чистоты, благородства, мудрости; ниже шло сословие воинов, их символом был красный цвет (цвет проливаемой крови, как врагов, так и собственной); последним шло сословие пастухов, а в дальнейшем земледельцев, их символом были синий и желтый цвета - цвета земли.
Само понятие "социальная группа" в арийском обществе обозначалось словом "цвет", по-индийски "варна", по-ирански "пиштра".
Во главе арийских государств, созданных арийскими племенами на завоеванных землях, стояли цари. Царь, как ранее вожди, по арийской традиции считался принадлежащим к касте воинов. Однако он занимал особое положение в обществе, считаясь избранником богов, посредником между небом и землей, сыном неба и земли, от которого зависит благоденствие всего народа. Поэтому он считался воплощением всех трех основных слоев общества. Эта его "троесущность" постоянно подчеркивалась одеждой и различными ритуалами. Царь носил красную одежду (цвет воинов) с белой и синей каймой, ездил на белом коне, в день коронации ел похлебку простых пастухов. Данное положение царя - постоянный образ в древних иранских легендах, выглядевший так: мать царя - царевна (это дает ему право на престол), он сам сын или воспитанник пастуха, что является демонстрацией его связи с народом. (Е.Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба - М.: "Наука", 1977 - с. 93-96).
Кроме положительных цветов - белого, красного, синего - существовал и отрицательный цвет - черный (символ страданий и бедствий, всемирного зла).
Эта социальная роль данных цветов получила дальнейшее воплощение в ходе развития политической борьбы во все усиливающихся государствах.
Если какая-то общественная группа выступала не против власти как таковой, а против тягот с ее стороны, то она использовала флаг черного цвета. Позднее эта цветовая символика нашла свое воплощение у европейских пиратов ХVI-ХVIII вв. и у анархистов во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., означая, что люди, выступающие под данным цветом, властью недовольны, подчиняться ей не хотят, но на ее свержение не претендуют.
Если же какой-то вождь или старейшина поднимал мятеж с целью свержения царя, то он надевал одежду царского красного цвета, садился на белого коня и вел свое войско или отряд под красным знаменем. И всем становилось ясно, что данная вооруженная группа настроена серьезно и в переговоры вступать не намерена.
Царь, увидев не принадлежащую ему вооруженную группу, идущую под принадлежащим ему цветом, тоже все начинал понимать однозначно. И если был прост, то тут же, рассвирепев от столь наглого посягательства на свои Богом данные прерогативы, кидался вместе с личной охраной или дружиной в бой, вынося вопрос о власти на острие клинка.
Если царь был умным и, оценив обстановку, приходил к выводу, что силы мятежников достаточно велики и исход предстоящей схватки не очевиден, то он приглашал на помощь жрецов (белый цвет), чтобы они уговорили мятежников прекратить заниматься своими гнусными посягательствами на власть посланца Богов и убраться по добру - по здорову в свои родные кочевья.
Жрец (жрецы) в белых одеждах становился между противоборствующими сторонами и призывал их не начинать битву. Затем жрец в зависимости от своих отношений с царем либо принимал его сторону и уговаривал бунтующих отступить, либо уговаривал царя, что для его и общественной пользы, не доводя дело до битвы, надо ему отказаться от власти.
Результаты этих уговоров могли быть разными и не всегда приводили к мирному исходу. Но, тем не менее, подобная практика была достаточно частой и привела к тому, что белый цвет стал цветом парламентеров и посредников.
Так сложившееся около трех тысяч лет назад в арийских обществах историческое значение различных цветов получило свое воплощение в настоящее время.
Таким образом, сочетание красного и синего цветов на государственных флагах РСФСР и УССР, существовавших до конца 1991 г., явилось воплощением традиционного арийского предания о единении власти и народа - того, что некоторые именуют "народной монархией".
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199918/?18_1_2