(Д. БАШАРКОВ, Москва
)
Как-то один творческий "гигант" и профессор "кислых щей", а следовательно, инженер скотских душ, подрабатывая на телеинтервью, назвал фильмы советского периода трофейными. Тут надо еще посмотреть: фильмы сталинского времени, безусловно, советские и трофейные для нью рашен швайн. Фильмы 60-80-х гг. назвать советскими можно с большой натяжкой по названию государства их производства. Ценность художественного произведения в правдивом художественном изображении эпохи, событий, людей с завязками и развязками сюжетных линий с эффективными правдивыми или правдоподобными действиями. В фильмах застойно-перестроечного времени, отражающих жизнь государства и советских людей 20-40-х гг. красной нитью, за редким исключением, проходит тема репрессий, политических и уголовных. "Дуэль" печатала короткую рецензию на "Долгую дорогу в дюнах".
Посмотрим в рамках небольшой статьи, что происходит в сериале "Вечный зов" (подобных фильмов в 70-80 гг. выпущено много) и как он соотносится с действительной жизнью отображаемого периода.
Столкновение политических сил добра и зла за экономические интересы. Добро побеждает зло и вступает во власть. И начинаются метаморфозы. Руками начальника райотдела НКВД Алейникова мерзавцы изводят честных людей. Нет прокуратуры, суда, партийные и советские органы где-то на отшибе, вне политики, занимаются хозяйственной деятельностью. Гвоздь всей политической борьбы в районе Алейников пересажал часть районного актива, заодно действительных и мнимых преступников, и злостных, и заблудших. Для одного района многовато, но, оказывается, не всех. В своей жестокости Алейников доходит до того, что от него уходит ангел-хранитель, его жена-врач, его осуждают в глаза и за глаза все, даже боевые товарищи и товарищи по партии. Он близок к самоубийству и уходит добровольцем на фронт, дабы искупить свою вину и погибнуть. Через 13 серий режиссер устами другого героя фильма "из народа" напоминает зрителю: "Воюет с невинными на фронте"... (Заметна общая линия: жена И.В. Сталина, запутавшись в интригах "промпартии", застрелилась, как пытаются представить дерьмократы, в знак протеста против репрессий, как оказалось теперь, в отношении дедушек и пап этих самых дерьмократов).
Посмотрим на события своими глазами и вспомним, что же было на самом деле. Бандит Иван Савельев, когда его лично "припекло", убивает своего атамана и его ближайшего помощника-односельчанина и переходит к красным. В банде он не в бирюльки играл и еще до революции был близок к хозяину-атаману. (Как сегодня: то в дерьмократах, то в "патриотах", то в "болоте"). Далее, колхозный пастух становится танкистом, его брат Федор Савельев и их односельчанин, кадровые трактористы со стажем, идут в пехоту. (Война все спишет?) В жизни было наоборот - крутить танком и хвосты коровам не одно и то же: механика-водителя, точнее водителя танка (до механика далековато), готовили в войну ускоренным курсом 3-4 месяца, нужда в грамотных механиках была велика. На учебу отбирали исключительно молодежь, а Ивану-пастуху было за 40 лет.
"Береги честь смолоду", - говорили древние. Если честь утеряна в молодости, какая она в зрелости? Нет ее. В рамках чести и совести такой человек держится под давлением обстоятельств. Пример тому в этом же фильме - Федор Савельев. Понимаю, без вранья жизнь пресновата, но, выступая перед миллионами кинозрителей нескольких поколений, надо быть максимально правдивым. А в фильме сплошные допуски, нелепости и натяжки.
В 30-50-х гг. на весь район в штате райотдела НКВД в той же Новосибирской области, где происходит действие, был один уполномоченный инспектор ОГПУ НКВД с кодовой связью с областным руководством. Ни юридически, ни физически он не мог проводить аресты (да еще массовые) без представления серьезных материалов прокурору и начальнику. Те, в свою очередь, могли ставить этот вопрос перед райкомом или обкомом партии. В селе или маленьком городке каждый человек на виду, и резкие движения местных органов власти вызывали немедленную реакцию населения и парторганизаций. Тогда было куда жаловаться, в том числе в ЦК ВКП(б), лично И.В. Сталину. Поэтому серьезно думали, прежде чем кого-то арестовать, да еще демонстративно. Случались интриги между группировками карьеристов и хапуг. Для буржуазного общества это обычное явление, а не случайность, и никто не бьет в "колокола", хотя всем противно. ("Как гнусны, бесполезны, как ничтожны деянья человека на земле". Шекспир).
Ответработников, особенно прокурорских, чтобы не заедались на одном месте, переводили в другую местность через 3 - максимум 5 лет. На этот счет было специальное положение, неукоснительно выполнявшееся. В то время прокуроры считались в народе самыми честными и авторитетными работниками, принимали посетителей по всем вопросам и заявлениям. Милиции, между прочим, частенько попадало от прокуроров за плохую раскрываемость преступлений или нарушения процессуальных норм. Качество прокурорской работы ухудшилось с введением Н. Хрущевым принципа рассмотрения дел, исходя из личности преступника, а не содеянного им: запасся преступник положительной характеристикой или партбилетом, ходатайством в свою пользу - уголовного наказания может и не быть. С этого и началась командно-административная свистопляска и телефонное право, все более усиливающееся с каждым государственным переворотом.
Председатель колхоза Панкрат Назаров выведен в фильме как носитель народной мудрости. Верно, в те годы выбирали в председатели умных и опытных сельчан, а не из мешка с длинным дипломом. Возможно для придания образу народности Панкрат говорит на московско-рязанский манер. К примеру: "ничаво". Сибиряки всегда говорили "ничиво" или "ничово". Обращение к Богу также не характерно для сибиряков того времени, тем более, председателей. Те поколения сибиряков больше надеялись на себя и к упователям на Бога относились с недоверием. Были в 20-50 гг. старообрядческие поселки и скиты (сохранялись до "перестройки") со своим укладом и обычаями. Но это скромнейшие истинно верующие православные не выпячивали свою веру. Селились они в таежной зоне вдали от дорог. Были татарские деревни со своими колхозами, школами, мечетями. Редко, но встречались баптистские деревни со своими колхозами и молельнями. Кое-где в старых городах работали церкви никонианские и старообрядческие, мечети, костелы и даже синагоги. С каждым новым поколением верующих в богов становилось все меньше, и большая часть этих учреждений закрылась сама собой. Люди вели себя естественно, просто, лицемерить было не принято. Еще в царской России Сибирь отличалась атеизмом.
Когда авторы заставили Панкрата прокормить колхозных коров и овец соломой с крыш, мне стало жалко артиста Лапикова. Колхозы в Сибири создавались по принципу: одни поселок - один колхоз. К 1940 г. и позднее вплоть до Хрущевских реформ поголовье скота в колхозах не уменьшилось. Только в ВОВ резко снизилось поголовье лошадей, подлежащих мобилизации для армии. Самый маленький колхоз Новосибирской области имел 100-200 коров, 200-300 овец романовской породы. Такое поголовье прокормить соломой с крыш, где соломенные крыши большая редкость?! Крыли крыши тесом, дранкой, берестой, редко камышом. Для Сибири соломенные крыши, как и лапти, дело мало знакомое. Сложить крышу из ржаной соломы, где занимались выращиванием пшеницы и лесом, не бедствовали? Что это, для красного словца или окраски колхозной деревни помрачней?
"Бабы на работе сутками пластаются на жидкой похлебке, чтобы дать прибавку хлеба к плану", - говорит Панкрат. Да, в войну бабы чаще стали выходить на прополку, жатву, косьбу, другие работы. Но главная нагрузка с уходом мужчин на фронт легла на оставшихся мужчин, стариков, подростков, девушек-механизаторов. Косить и молотить умели председатели и секретари, прокуроры и милиционеры. Носитель мудрости выглядит слегка болтуном, чего в природе не бывает. Колхозники Сибири, тем более хлебородных районов, к 1941 г. имели солидные запасы хлеба, круп, гороха в личных амбарах и кладовых и всю войну жили на них. Для торжественных случаев гнали самогон из хлеба, новобранцам на фронт в дорогу стряпали целые котомки кренделей, клали сало-шпиг, домашнюю колбасу. Отмечали первую борозду, последний сноп, проводы и встречи, праздники и свадьбы. Часто из госпиталей в отпуск на долечивание приезжали домой раненые бойцы и командиры, быстрее восстанавливали здоровье на домашних харчах, в домашней обстановке и снова уходили на фронт. Конечно, многодетные семьи быстрее подъедали запасы, приходилось колхозу или родственникам помаленьку помогать. Большая часть семей колхозников неоднократно за войну сдавала хлеб из личных запасов в Красный обоз в помощь фронту. Многие горожане в деревне военной поры узнали настоящий вкус пшенной каши с молоком или маслом из русской печи. Трудно стало с хлебом в деревне с 1945-1946 гг.
Закончилась война, и из сибирской глубинки в 1945-1946 гг. военные автороты и автобатальоны вывозили семенную пшеницу из госзапаса. Тогда элеваторов было мало, госзапас хранился годами в государственных рубленых амбарах с высокими полами. (Один мой родственник имел отношение к госзапасу зерна и в 1943 г. соблазнился на дармовщинку. Вместо 8 лет отсидки в ИТЛ попросил суд заменить фронтом. Через год вернулся без ноги. В 60-70-е гг. он работал в народном контроле, как козел в капусте (??), по теперешним временам - доброволец ВОВ!)
В фильме есть прибаутка: "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик", - любимая припевка женщин легкого поведения, которым не хватало любви ни до войны, ни после. Кормить таких жен тогда желающих не было, им ничего не оставалось, как петь: я и лошадь, я и бык... "Панели" тогда не было. Вот такой фольклор с душком.
Вот какие были политики в СССР в те времена: с протянутой рукой по миру не ездили, мерседесов не имели, зато был у народа хлеб, теплые и светлые жилища и права трудиться, учиться, лечиться, отдыхать, выбирать и быть выбранным.
Так какая идеологическая контора санкционировала выпуск советско-антисоветских фильмов: гриба-поганки А. Яковлева или старого подосиновика Е. Лигачева?
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199918/?18_7_1