ЗАГОВОРА НЕ БЫЛО

May 25, 1999 12:36


ЗАГОВОРА НЕ БЫЛО

В "Дуэли" N1 за 1999 г. напечатана статья ветерана-подводника, капитана I ранга В. Кулинченко "Заговор против будущего". Основная идея статьи: у острова Рюген в конце войны немцы положили на относительно небольшой глубине на длительное хранение несколько подводных лодок XXVI серии, чтобы использовать их в будущем. Лодки снабжены двигателем системы Вальтера. В 1956 г. 447 отдельный дивизион аварийно-спасательной службы (АСС) Балтфлота делал попытку подъема, но начало было неудачным. Автор утверждает: "...сколько немецких субмарин было поднято и какова их дальнейшая судьба, сказать трудно. Неизвестно и полное оснащение этих лодок, их реальные боевые возможности." В. Кулинченко обращается к ветеранам 447 дивизиона АСС, судостроителям и всем, кто может ответить на поставленные вопросы.

Я не ветеран 447 дивизиона АСС (в 1956 г. мне был 1 год), но ряд вопросов прояснить могу. Для тех читателей, которые далеки от проблем подводного плавания, придется начать издалека. По определению подводная лодка строится для плавания под водой. В таблице приведены основные характеристики послевоенной дизель-электрической лодки 613 проекта. Они взяты из книги А.Б. Широкорада "Советские подводные лодки послевоенной постройки", М, 1997 г.

Тип

Норм водо-изм.

м3

Эки-паж,

чел.

Макс. глуб. погр.

Число ТА, (число торпед)

Vэк. надв.

(даль-ность, мили)

Vэк. подв. (даль-ность, мили)

V макс. подв. (даль-ность, мили)

Энерговооруж, квт/т

надв.

подв.

613

1050

52

200 м

6 (12)

10 уз. (8580)

2 уз. (353)

13.1 уз (13.35)

2.80

1.48

612

400

29

125

6 (6)

8 уз. (4000)

2 уз. (170)

8.4 уз. (9.0)

3.31

1.11

А615

405.8

33

120

4 (4)

8.3 уз. (3150)

3.5 уз (360)

15 уз. (56)

4.17

3.39

616

694

33

150

10 (10)

-

2 уз. (122)

19.6 уз (130)

-

7.15

617

950

51

200

6 (12)

8.5 уз. (8500)

14.2 уз. (198)

20 уз (120)

-

4.20

С максимальной скоростью под водой лодка может идти всего 1 час, после чего необходима зарядка аккумуляторных батарей, производящаяся во всплытом состоянии в течение 6-8 час. Вдобавок скорость экономического надводного хода (10 узлов) существенно выше экономической скорости под водой (2 узла). Эти цифры объясняются различной энерговооруженностью лодки в надводном и подводном положении (2.80 квт/т и 1.48 квт/т). Энерговооруженность - это мощность, которой мы располагаем для перемещения единицы массы подводной лодки. Естественно предположить, что если под водой добиться той же энерговооруженности, что и на поверхности, то это существенно улучшит характеристики лодки. Поэтому в ряде стран еще до II мировой войны делались попытки применить дизель не только для плавания над водой, но и под водой, обеспечив его работу подачей кислорода. Эта очень сложная задача была решена лишь в середине 50-х годов. Ниже приведены сравнительные характеристики лодки проекта А 615, снабженной таким "единым" двигателем (была на вооружении советских ВМС в 50-60-х гг.) и дизель-электрической лодки 612 проекта (серийно не строилась).

Это все, что касается работы дизеля под водой.

Другим направлением, которое разрабатывал с середины 30-х годов немецкий инженер Гельмут Вальтер, было применение на подводной лодке парогазотурбинной установки (ПГТУ). Он предложил использовать в качестве рабочего тела продукты разложения перекиси водорода, которые вращали турбину, а она через редуктор вращала винт. Это схема "холодного цикла" Вальтера. В 1938 г. была заложена опытная лодка W-80 водоизмещением 80 т, которая на испытаниях в сентябре 1942 г показала подводную скорость 28.1 узла (мировой рекорд). После этого руководство ВМФ Германии принимает решение о реализации "горячего цикла" Вальтера, т. к. в "холодном" нерационально использовался выделявшийся кислород - он просто стравливался за борт. Теперь в него подается углеводородное топливо, что существенно увеличивает мощность и снижает заметность.

В 1943 г. разработана и испытана лодка XVII серии водоизмещением 330 т, она была способна идти подводным ходом 25 узлов 4 часа или 6 часов 22-узловым. Было построено 9 лодок этой серии. По своей сути они являлись опытно-учебными и предназначались для отработки систем и подготовки экипажей. ПГТУ не являлась единым двигателем, как иногда ошибочно указывается в литературе, а была лишь ускорительной установкой подводного хода, т. к. запаса перекиси хватало лишь на несколько часов. Поэтому в боевой лодке XXVI серии, разработанной в 1944 г (норм. водоизм. 853 т), помимо ПГТУ была и дизель-электрическая установка мощностью 1400/198 л. с., которая обеспечивала дальность плавания экономическим ходом 7300 миль(10 уз.)/100миль(4 уз.). ПГТУ мощностью 6500 л. с. при запасе перекиси 97 т должна была обеспечить скорость 24 узла в течение 6 часов. Лодка имела 12 торпедных аппаратов. На испытаниях она показала 21 узел. Всего в Германии было построено 11 лодок с ПГТУ (1-W80, 9-XVII, 1-XXVI), из которых боевой была лишь последняя. В боевых действиях они участия не принимали.

После капитуляции Германии лодка U-1406 серии XVII оказалась в США, лодка U-1407 той же серии - в Англии, остальные лодки с ПГТУ были затоплены экипажами, возможно, что и у острова Рюген.

В 1945 г. из американской зоны оккупации перебежал в советскую доктор Статецни, один из руководителей фирмы Вальтера. С его помощью и с помощью других немецких специалистов была полностью восстановлена проектная документация лодки XXVI серии. В 1946 г. ЦКБ-18 приступил к работе над ней под названием "лодка проекта 616". Ее основные характеристики приведены в таблице.

Одновременно в ЦКБ-18 приступили к созданию отечественной лодки с ПГТУ. Это была лодка проекта 617. Ее характеристики: заложена она была 05.02.1951г,спущена на воду 05. 02 1952г, гос. испытания завершены 20. 03. 1956 г. В том же году лодка проекта 617 (С-99) вступила в опытную эксплуатацию на Балтийском Флоте. Стоит отметить, что в то время она была первой в мире боевой подводной лодкой, достигшей 20 узлов под водой (английская лодка с ПГТУ "Эксплорер" не имела вооружения и боевым кораблем не являлась). За 1956-1959 гг. было 98 выходов в море, пройдено 6000 миль в надводном положении, 800 в подводном, из них 315 под ПГТУ. 17 мая 1959 г. на лодке произошла крупная авария, после которой она не восстанавливалась, т. к. требовался дорогостоящий ремонт, а в эксплуатации уже была атомная лодка 627 проекта (Ленинский комсомол).

Таким образом, никакого "заговора против человечества" немецкие подводники выполнить с помощью затопленных у острова Рюген лодок не могли, поскольку лодки с двигателем Вальтера к 1945 г. так и не смогли стать боевыми кораблями.

Наиболее удачной немецкой подводной лодкой являлась дизель-электрическая океанская лодка XXI серии: нормальное водоизмещение 1628 т, дальность плавания экономическим ходом 10 уз. - 15500 миль, рабочая глубина погружения 170 м, оборудована шнорхелем - устройством, обеспечивающем работу дизеля в перископном положении, на ней впервые использовалось покрытие, уменьшающее отражение радиоволн. Всего их было изготовлено 126, однако лишь одна из них - U-2511 вышла в боевой поход из Брегена. Это было 30 апреля 1945 г. Технические решения, найденные немцами при создании этой лодки, широко использовались странами - победителями при разработке лодок новых проектов. А.Б.Широкорад пишет, что несколько трофейных лодок XXI серии были в составе советских ВМС до начала 60-х годов.

С.И. Иншаков

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199921/?21_6_3

199921

Previous post Next post
Up