ПИОТРОВСКИЙ И РОДЕН
Уважаемая редакция!
События посвященные кражам национальных ценностей в Эрмитаже, не просто
вызывают изумление и гневный протест, они заставляют задуматься о
метаморфозе, произошедшей с интеллигенцией, к которой мы относим и М.Б.
Пиотровского.
Нравственные, моральные принципы нашей национальной интеллигенции всегда
были связаны с честью, с достоинством. Нет чести - нет жизни, поэтому
интеллигентный человек жить с грузом вины и запятнанной совестью не
может. Таким был академик Легасов, известный ученый-физик, не
выдержавший трагедии Чернобыля. Есть и другие примеры.
К сожалению, поведение М.Б. Пиотровского вызывает удивление. Ни капли
раскаяния, ни переживаний. А ведь он как руководитель Эрмитажа отвечает
за все, и главная вина лежит на нем. Складывается впечатление,
что этого он даже не понимает.
Я часто бываю в Эрмитаже вижу, что М.Б. Пиотровский больше занят
коммерческими аспектами жизни, созданием торговых павильонов,
магазинчиков, участием в светских тусовках.
Существенно сократилось количество зарубежных выставок и тематических
выставок, организуемых самим музеем. В июле 2002 года по решению М.Б.
Пиотровского был уничтожен великолепный зал скульптур Родена. На мой
взгляд, эта коллекция была представлена в Эрмитаже великолепно. Однако
М.Б. Пиотровский вместо скульптур Родена организовал в этом зале
очередной магазинчик.
На мой запxрос в Министерство культуры РФ я получила совершенно
неубедительное объяснение М.Б. Пиотровского о преимуществах этого
магазинчика расположенного на III этаже музея среди полотен
импрессионистов (запрос и ответ на него М.Б. Пиотровского прилагаю).
Учитывая все вышеизложенное, считаю недопустимым оставлять М.Б.
Пиотровского на посту директора национального достояния России
Государственного музея Эрмитаж. Необходимо объявить конкурс на замещение
этой должности достойным человеком.
И.А. Архипченко,
доктор биологических наук,
профессор ВНИИСХ
Микробиологии
* * *
В Министерство культуры Российской Федерации
г. Москва, 6 сентября 2002 года
Государственный Эрмитаж по праву является гордостью не только нашего
города. Он принадлежит всей России и входит в сокровищницу лучших музеев
мира. Для меня зал скульптур Огюста Родена всегда был одним из любимых в
Эрмитаже. Я часто принимаю коллег из зарубежных стран и во время
знакомства с Эрмитажем считаю необходимым показать на третьем этаже зал
Родена, где собраны его лучшие работы - мировые шедевры.
На мой взгляд, коллекция работ Родена в Эрмитаже производит даже более
сильное впечатление, чем его музей в Париже. В Парижском музее собрано
много работ не только Родена, но и его учеников, они представлены в
большом доме, на нескольких этажах и в саду. Все это перегружает, и
впечатление несколько распыляется.
В эрмитажной коллекции, напротив, собраны лучшие работы Родена, если не
ошибаюсь, 8 скульптур, и большинство их относится к периоду, когда Роден
и его ученица и натурщица Камилла были охвачены безумной любовью,
всепоглощающей страстью. Это скульптуры «Поцелуй», «Вечная весна»,
«Ромео и Джульетта». Объединенные в маленьком уютном зале, они оказывали
очень сильное впечатление и позволяли прочувствовать и силу страсти и
силу любви этих талантливых людей.
Однако в середине августа во время очередного посещения Эрмитажа я с
изумлением увидела, что скульптуры из зала Родена вынесены и
распределены по картинным залам импрессионистов. Одна-две скульптуры в
каждом зале размешены напротив окон, соответственного освещения уже нет,
свет бьет в глаза, воспринимать работы Родена уже невозможно.
А что же теперь находится в уютном, интимном зале, ради чего были
вынесены из него скульптуры?
Банальный магазин с матрешками, хохломой, книгами об Эрмитаже. Только в
здании Государственного Эрмитажа подобных ларьков можно насчитать около
30. В непосредственной близости (5-8 м) от этого вновь открывшегося
магазина, на лестничной площадке существует аналогичный киоск.
Таким образом, торговля активно вытесняет искусство, демонстрируя
вопиющее пренебрежение к мировым шедеврам, к нашим чувствам, эмоциям. Я
не уверена, что это происходит с согласия и разрешения директора
Эрмитажа М.Б.Пиотровского. Мне кажется, что уровень его образованности и
интеллигентности не должен позволить ему столь циничное отношение к
доверенной коллекции национальных сокровищ.
Поэтому я буду весьма благодарна, если получу через Ваше министерство
объяснения М.Б. Пиотровского по поводу ликвидации зала скульптур Родена
в Государственном Эрмитаже.
И.А. Архипченко
* * *
Многоуважаемая госпожа Архипченко!
Спасибо за Ваш интерес к коллекциям и экспозициям Эрмитажа. Хочу,
однако, обратить Ваше внимание на то, что в Эрмитаже не уничтожен зал
Родена, а произведена значительная реэкспозиция галереи французского
искусства. Мы вернулись к старой эрмитажной традиции показывать
скульптуру вместе с живописью.
Если это окажется неудачным, мы, как и всегда в подобных случаях,
предложим иное решение. В будущем же всю экспозицию французского
искусства 19-20 вв. предполагается перевести в Восточное крыло здания
Главного штаба. Там ей будет еще уютнее и просторнее.
Что же касается маленькой комнатки, где ютились скульптуры Родена, то
уже давно ее художественное решение, а особенно ее состояние вызывали
справедливые упреки многочисленных зрителей. Сейчас там единственный в
Эрмитаже собственно Эрмитажный магазин, где продается особая музейная
продукция, столь искомая всеми посетителями современных музеев.
Думаю, что Вы в этом магазине не были. Матрешки и прочая подобная
дребедень вообще запрещены мною к продаже во всех киосках Эрмитажа.
С открытием этого магазинчика мы и в этой области музейного дела перешли
от простоватой самодеятельности к мировому уровню. Очень надеемся, что
Вы это оцените.
Что же касается до способов показа Родена, то мы о них подумаем. Через
некоторое время и на третьем этаже появятся новые помещения.
М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200703/?03_7_5