РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

Oct 23, 2007 12:41


Недавно купил книгу Михаила Пойзнера «Корабли моей памяти», изданную в Одессе в 2006 году тиражом 1500 экз. В ней три историко-документальных очерка. Первый - о гибели теплохода «Умань» в январе 1964 г., второй - о захвате тайваньцами нашего танкера «Туапсе» в 1954 году. И в последнем очерке - о бое немецкого тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер» с пароходом «Сибиряков» в августе 1942 г. у острова Диксон. Книге предшествует пролог и эпилог, написанные автором, а также хвалебные предисловие и послесловие, написанные отставными заместителями начальников Черноморского морского пароходства.

Темы очерков меня заинтересовали, это и было причиной покупки.

После прочтения появилась потребность в комментариях, которые и привожу здесь.

В предисловии автор (1949 года рождения) описывает Одессу 50-х - 60-х годов («дети китобоев росли в роскоши»), бесхитростно сообщает о своих детских приоритетах («в те дни нам могла перепасть жвачка из Монтевидео или Лас-Пальмаса») и угощает читателя надоевшей сионистской жвачкой о том, что евреев в СССР притесняли при приёме в Вузы («С пятой графой в Вышку? Туда не то чтобы не брали - туда даже не подпускали»).

Первый очерк о гибели углерудовоза «Умань». В Новороссийске и Туапсе в начале января 1964 года он принял в трюмы железнорудный концентрат и 05.01.1964 снялся на Роттердам, имея 6280 т концентрата на борту. При прохождении Кадисского залива (Атлантика) во время сильной качки произошла сдвижка груза с потерей остойчивости судна, 13.01.1964 в 01час 14 минут оно затонуло. Из 38 человек экипажа погибло 14.

Автор привёл многочисленные воспоминания оставшихся в живых членов экипажа и занялся выборочным анализом «Аварийного дела т/х «Умань» №288. Как выяснила комиссия, гибель судна произошла из-за возникновения жидкого слоя в нижней части концентрата, по этому слою и произошла сдвижка. Были изменены нормы влажности, при которых разрешается перевозить подобные грузы. Затем автор много ёрничает над вполне добротными статьями об этой трагедии, напечатанными тогда в газетах «Известия», «Комсомольская правда», «Знамя коммунизма» и «Водный транспорт». Приводит версию о том, что причиной трагедии было стремление отчитаться по плановым показателям и тут же опровергает эту версию, приводя авторитетное мнение Пелашенко С.И. (замначальника Северо-Восточного Управления Морского Флота по экономике с 1981 по 86 гг.) - при той форме отчётности и тех сроках погрузки отправка одного судна ничего не решала.

Второй очерк - о событии, послужившем основой для фильма «ЧП» (сценарий Г.Я. Колтунова, постановка В. Ивченко, киностудия им. Довженко, 1959 г). Краткая история вопроса. 23.06.1954 года у острова Тайвань ВМС чанкайшистов (эсминец и два сторожевика) захватили советский танкер «Туапсе». Экипаж (49 человек) арестовали и держали 13 месяцев, вынуждая с помощью побоев к бегству в мир «демократии». 20 человек сломались и подписали бумагу о невозвращении в СССР. Другие, несломленные, их осталось 29, были отпущены 25 июля 1955 года. В СССР их встретили как героев, была встреча с высшим руководством страны (Хрущёвым, Булганиным, Ворошиловым), награждение орденами, предоставление квартир - ведь, как и большинство советских горожан того времени, они проживали в коммуналках. Потом, спустя несколько лет, через третьи страны стали прибывать некоторые «подписанты». После непродолжительных проверок часть из них стала по-прежнему работать, часть, активно агитировавшая других за «свободный мир демократии», отправилась на отсидку, главный обожатель демократии Иваньков - Николаев В.М. получил высшую меру наказания (расстрел), но умер в тюремной психушке в 1981 году. Естественно, все осуждённые были реабилитированы в демократическое время. Последние 4 подписанта вернулись в 1988 году, тогда об этом писала «Комсомолка», автору об этом надо бы знать. Их представления о жизни в СССР оставались на уровне 1954 года, газета об этом сообщала. Это к вопросу о доступности информации в странах «победившей демократии». В США осело 3 любителя свободы, на Тайване умерло тоже трое.

Фильм о пиратстве чанкайшистов был снят на киевской студии им. Довженко в 1958 году, в прокат он пошёл в 1959 году с громадным успехом. Одну из главных ролей там играл Вячеслав Тихонов. Кстати, в фильме вопрос с предателями был обойдён - насколько помню, там вернуться хотел весь экипаж, но часть списка была смыта дождём, поэтому их и не выпустили.

Автор привёл интервью со многими участниками тех событий, в том числе и с одним отсидевшим. Он, кстати, совсем не озлобился. Ещё автор сетует на малый гонорар создателей фильма: «за фильм Колтунов получил не то 4, не то 6 тыс. руб. В Америке за такую работу заплатили бы «на всю оставшуюся жизнь». В конце очерка автор выдаёт (стр. 126): «Оболганные… Прожившие жизнь с печатью недоверия. Преданные прежде всего Властью…», ну и т. д. Непонятно, о ком это он. Если о выбравших американскую демократию, так бы и писал. Вдобавок, в конце этой же страницы: «Что видели эти люди за свою жизнь? Тяжёлый морской труд. … Дорогие аптеки и платные больничные койки на старости лет…» Ну так демократия по-американски добралась до Одессы, реабилитировала тех, кто её выбрал ещё в 1954 году, и сделала им (если бы только им!) такой подарок.

Последний очерк о войне, о гибели парохода «Сибиряков» в бою с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» Технические данные и детали боя добавлю от себя, так как автор их даёт не полностью и невнятно. Вооружение парохода было чисто зенитным и состояло из двух 76 мм орудий Лендера, двух 45 мм орудий 21-К и пулемётов ДШК. Максимальная дальность стрельбы 76-мм орудия была 14,6 км осколочно-фугасным снарядом, а у 45-мм орудия она составляла 9,8 км бронебойно-трассирующим снарядом. Крейсер имел шесть 280-мм, восемь 150-мм и шесть 105-мм орудий, бронирование корабля имело толщину от 76 до 102 мм. Дальность стрельбы 280 мм орудия была 40,3 км, 150 мм - 24,8 км, 105 мм - 19 км.

В августе 1942 года немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» был направлен на перехват наших караванов на Северном морском пути. Первым ему встретился 25 августа 1942 года недалеко от острова Диксон ледокольный пароход «Сибиряков», гружёный лесом. Немцы подняли американский флаг и стали запрашивать сведения о ледовой обстановке, но капитан «Сибирякова» Качарава А. А. не ответил на запрос и передал на Диксон сообщение о встрече с иностранным кораблём. После этого немцы начали глушить радиоволну парохода, подняли фашистский флаг и потребовали немедленной сдачи в плен. По-видимому, они решили захватить данные о ледовой обстановке непосредственно на судне. Однако Качарава сумел передать на Диксон сообщение об обнаруженном фашистском корабле и попытался увести свой пароход на мелководье. При этом с дистанции более 10 км он открыл огонь по крейсеру. Немцы с такой дистанции практически в полигонных условиях расстреляли «Сибирякова» из своих орудий, но окончательно «Сибиряков» затонул лишь после открытия кингстонов которые открыл старшим механиком Н.Г. Бочурко по приказу капитана. Часть экипажа погибла во время обстрела, часть утонула вместе с пароходом, часть была захвачена в плен. Затем крейсер направился к Диксону, обстрелял рейд и порт, повредив постройки на берегу и судно «Дежнёв», выбросившееся на мель, но полностью разгромить порт не сумел: буквально накануне на Диксон было доставлено две пушки калибра 152 мм, скорее всего, МЛ-20 (дальность стрельбы 17,2 км). Непосредственно с причала эти орудия открыли ответный огонь, добившись нескольких попаданий, после чего «Адмирал Шеер» ушёл.

Пойзнер обратился к этой истории исключительно потому, что он случайно узнал, что комиссар «Сибирякова» З.А. Элимелах был по национальности еврей. Это был честный коммунист, после ранения капитана он руководил боем и погиб вместе с «Сибиряковым», отказавшись покинуть тонущее судно. Думаю, что националистическое рвение автора было бы ему крайне противно.

Пойзнер критикует всё, написанное до него о гибели парохода такими словами (стр. 137): «Откровенная ложь и чистая правда. Пробелы в памяти. Игра в молчанку с определённой целью. И путаница безо всяких целей». Практически он этим самым дал краткую характеристику всех трёх своих очерков. К примеру, вот как он пытается убедить всех, что Элимелах оставался исключительно один на гибнущем судне (стр. 157). В книге авторов Новикова Л.А. и Тараданкина А.К. «Сказание о «Сибирякове», М., Молодая гвардия, 1961, написано следующее: «На корме у флага стояли комиссар Элимелах и несколько его товарищей, не пожелавших покинуть тонущий корабль». Пойзнер считает, что «если бы это было именно так, то фамилии «нескольких его товарищей» были бы названы. Непременно названы, даже ошибочно. Однако в данном случае у флага кроме Элимелаха никого не было». А на странице 159 он приводит свидетельство датского историка Р. Стенсена из в его книги «Северный морской путь» (издана в Копенгагене в 1957 г.): «Среди русских были и такие, которые сопротивлялись, когда их пытались спасти, и пришлось их оставить на произвол судьбы». Стенсен это писал, основываясь на воспоминаниях капитана крейсера Меендсена-Болькена. Тут же свидетельство французского военного специалиста Юана Клодта: «Несколько русских отказались от предложенной помощи и предпочли погибнуть». А строчкой ниже Пойзнер добавляет: «Это про Элимелаха». Неужели про него одного? Впечатление, что автор даже не читал свои очерки (чукча не читатель, чукча писатель). Далее Пойзнер пишет, как он с 1987 года (год определения им национальности комиссара) выполнял работу по поиску родственников Элимелаха. Занятие, конечно, нужное, раньше этим занимались пионеры - красные следопыты. Правда, они никогда не делили героев по национальному признаку.

В целом все три очерка оставляют тяжёлое впечатление. Объединяет их антисоветизм и святая вера автора в еврейскую исключительность. Свою литературную исключительность автор продемонстрировал весьма наглядно - более занудного и бестолкового изложения вопросов я ещё не видел.

С.И. ИНШАКОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200743/?43_6_2

ИСТОРИЯ, С.И. ИНШАКОВ, 200743

Previous post Next post
Up