Уважаемая редакция, прошедшей ночью я нечаянно «напоролся» в Интернете
на замечательную статью Дмитрия Горбатого о Рихарде Вагнере. Статья эта
была опубликована в сентябре 2002 г. в альманахе «ЛЕБЕДЬ». Найти Е-мэйл
этого Альманаха я не смог (я - совсем начинающий любитель Интернета). Но
так же неожиданно для себя попал на Вашу газету, в которой увидел статью
из «ЛЕБЕДЯ» (Не о Вагнере и не Горбатова). Я подумал, что Вы, быть
может, одна общая для альманаха и газеты организация. Потому и обращаюсь
к Вам с просьбой: если это только возможно, помогите мне, пожалуйста,
связаться с господином Горбатовым. В вопросе о Вагнере мы с ним
единомышленники. Это видно из моей статьи, которую после двух лет борьбы
мне так и не удалось опубликовать в Израиле. Поэтому пришлось мне
обратиться к Интернету и опубликовать её там. «Привязываю» её к этому
письму. Если просьба моя выполнима, то мне хотелось бы, чтобы и мои
«ПИСЬМА О ВАГНЕРЕ» были переданы господину Горбатову с наилучшими ему
пожеланиями. А если он заинтересуется мною, то и Е-мэйл мой Вы можете
передать ему. С сердечной благодарностью и бесконечными извинениями за
беспокойство. Искренне, ЛЕВИ ШААР
От редактора.
Помочь в поиске Горбатова не можем, но можете передать ему «Письма...»,
опубликовав их.
В истории искусства
«Кольцо нибелунгов» занимает
совершенно исключительное место.
Его можно сравнить с таким многочастным
и многотемным произведением,
каким является
“Человеческая комедия” Бальзака.
И. Соллертинский
По масштабам идейного
замысла уместно сравнить тетралогию
с такими выдающимися
произведениями мировой литературы, как “Божественная комедия“
Данте или “Фауст” Гёте.
И. Соллертинский
1.
Уважаемый господин Баух, в своём эссе «Иск Истории» Вы имели
неосторожность писать о Вагнере. В Израиле уже давно в моде «вечный бой»
этому композитору. Однако все критики Вагнера в Израиле - люди, чуждые
музыке. Момент этот очень существен.
Чужие - это значит, что они не изучали музыку: её язык, формы
выразительности, способы выражения музыкальной мысли, выразительные
средства музыки. Однако всё это, быть может, и не столь важно. Но очень
большое значение имеет тот факт, что они, эти люди (имею в виду и Вас,
господин Баух), ни разу в жизни не слушали «живьем» ни одной
оперы Вагнера. Оперы, поставленной целиком на сцене, они не
видели. Не уверен я и в том, что знают они хотя бы ту малую часть его
музыки, которая исполняется обычно в симфонических концертах.
Ведь в СССР Вагнер был в таком же загоне, как и в Израиле.
Странная, на мой взгляд, параллель: Израиль - СССР.
Как же можно, сломя голову, бросаться в бой против композитора, которого
Вы не знаете? Совсем не знаете!! Так работают только наёмные убийцы:
кого заказали им, того и убьют. Они, наши доморощенные травители
Вагнера, говорят и пишут о нём с чужих слов. И чем меньше осведомлены
они о предмете нашего с Вами спора, тем агрессивней они, тем яростней их
требования и - грязней язык.
Вот и Вы окружили Вагнера Гегелем и Ницше, Марксом и «Лениносталиным»,
Платоном и Танахом, «душкой» Арафатом. Даже Саддамом Хусейном не
побрезговали. Словно Вагнер был философом или политическим деятелем,
партийным вождём или главой государства.
Создав этот ужасный фон, Вы облегчили себе полный разгром ненавистного
«рьяного антисемита», забыв одну деталь:
Вагнер - композитор!
И чтобы судить о нём, следует говорить о его музыке, о музыке
композиторов, с которыми Вы хотите сравнить музыку Вагнера, о
музыкальных стилях той эпохи, особенностях стиля и композиционных
приёмах самого Вагнера, об оркестре Вагнера, наконец. Оркестр Вагнера -
явление совершенно необычайное в истории музыки. Лишь, исходя из
этих данных, можно вершить суд над композитором. Судить же
композитора за то, что он был плохим публицистом, сложной личностью и
совсем не был общественным деятелем - дело дрянь.
Это всё равно, что судить Кишинёв за то, что он - не Париж.
Можно было бы распростаниться в попытке защитить Вагнера от нападок в
русской прессе Израиля. Но это - напрасное усилие. Писать в русские
газеты Израиля, защищая Вагнера, значит уподобляться чеховскому Ваньке
Жукову: «На деревню дедушке». То есть, в вопросе о Вагнере, например, у
нас - демократия антивагнеристов. Они имеют право топтать композитора,
сливать на него все помои мира, на этом делать себе имена и карьеру в
Израиле, получать авторские и не сомневаться в своей правоте. Любителям
музыки Вагнера в этой «демократии» места нет. Наши антивагнеристы даже
не думают, о том, что большинство из них вообще не знает музыки. Не
только музыки Вагнера. Это заметил ещё Пётр Ильич Чайковский.
Вот Вы, например, господин Баух, устроили грубый разнос Вагнеру. И
никого не интересует тот факт, что Вы - не специалист в области
музыковедения, что это Ваше писание есть не что иное, как нагромождение
ошибок, чаще всего - умышленных, целенаправленных ошибок. И направлены
они не на то, чтобы объяснить свою позицию в сложном (действительно
сложном!) вопросе о композиторе. Эти Ваши ошибки направлены лишь на то,
чтобы представить вопрос о Вагнере простым, сбить с толку людей,
затуманить им сознание околофилософскими мудрёностями, устрашить их
отвратительной терминологией, свойственной только двум печально
известным партиям первой половины ХХ-го века.
Я пытаюсь возразить Вам в печати по сути дела, без оскорблений и
нападок. Но сделать это мне не дают. Газета по закону
бросает моё письмо в корзину и по тому же закону «не
вступает в переписку».
Вы, г-н Баух, вроде, частное лицо. Но на письмо моё о Вашем Вагнере -
тоже не отвечаете. Так что, меня даже к дискуссии
о Вагнере не допускают. Так насаждается единое мнение. А русские газеты
Израиля с наслаждением и уверенностью скандируют очаровательное слово,
разбивая его на слоги как торт - на порции:
«Де-мо-кратия! Де-мо-кратия!! Де-мо-кратия!!!»
Это - демократия?..
И всё же, похоронить музыку Вагнера так же невозможно, как нам с Вами
стать юными пионерами.
Поэтому я позволю себе заметить вслух, господин Баух, Ваши передержки,
недотяжки и недосмотры, которые вовсе не означают, что Вы не знаете
материал, над которым работаете и который публикуете.
Вам просто необходимо дрессировать и натаскивать русскую общину
израильской публики, промывать ей мозги в вопросе о Вагнере. Тут не
точность нужна, а умение балансировать на грани между правдой и ложью.
Вы, например, с большим раздражением пишете о понятии «музыкальная
драма». И тут совершенно ясно, что Вы не понимаете, о чём пишете.
Похоже, что это Вы взяли из очерка Ганса Галя. Это он писал, что опера
победила музыкальную драму. Он не увидел ни сути происходящего, ни
смысла произошедшего. Могу предложить Вам цитату не менее осведомлённого
в музыке писателя, чем Галь, более известного и более уважаемого в мире.
Он был, по-моему, менее консервативным и более открытым навстречу иным
точкам зрения.
Я имею в виду известного, конечно, Вам Бернарда Шоу, который был
музыкальным критиком газеты «STAR» и еженедельника «WORLD» в течение
семи лет. В этой своей ипостаси он хорошо известен в музыкальном мире.
Вот его мнение о работе Вагнера:
«Вагнер не возглавил движение: он завершил его. Он был вершиной школы
драматической музыки XIX века, как Моцарт был вершиной (выражение Гуно)
школы XVIII века».
Как Вам нравится сравнение, г-н Баух?
Возьмём другой пример. Вы пишете о «германском национальном духе». Вы не
цитируете текст самого Вагнера, а лишь комментируете его. Но если бы Вы
процитировали великого композитора, Ваш комментарий к нему оказался бы
просто излишним. Там всё ясно, как в самой музыке выдающегося оперного
драматурга:
«Уже тогда я с радостью подметил способность германского духа
оставлять тесные пределы национальности и под любой одеждой схватывать
черты общечеловеческого, что в моих глазах роднило его с эллинским
гением»
(Выделено. - Л.Ш.).
Тут всё ясно.
Но юдофобом Вагнер всё же был. К сожалению. И об этом нам лучше всего
просто не вспоминать. Вагнер - композитор масштабный, глубокий,
самобытный. Как и в случае с Россини, можно интересоваться или нет его
музыкой, но не запрещать её. Всё равно, кроме Израиля, он везде разрешён
и востребован. Как сказал один хороший одесский писатель и мой добрый
друг Валентин Максименко:
«Говоря о Вагнере, нужно уметь отделять зерно от плевел».
Опера на протяжении своего 400-летнего развития претерпела несколько
серьёзных и важных изменений. Иногда их называли реформами, иногда это
слово оставалось в стороне. Так, Моцарт существенно драматизировал жанр
оперы, но реформатором её не стал. А вот Глюка назвали реформатором и
его изменения в структуре серьёзной оперы (или оперы seria) назвали
реформой.
Вагнер тоже заслужил в мировом музыковедении звание реформатора, которое
автоматически ввело его в категорию классиков оперного искусства.
Что же до критики, принципиально избегающей его профессиональной,
композиторской, драматургической деятельности, то идёт она от сложного
характера композитора. А то, что прощается многим великим творцам -
юдофобия, - Вагнеру простить не желают, хотя плохо и значительно больше
Вагнера говорили о евреях многие. Но там зёрна от плевел почему-то
охотно отделяют.
Как видите, г-н Баух, в наше с Вами время и Верди, и Вагнер - две разные
точки, две вершины музыкальной драмы. Есть любители, отдающие
предпочтение Верди. Есть - сторонники Вагнера. Но есть и такие, которые
любят обоих композиторов. Их - множество!
Запрещение музыки определённого композитора - это отказ от демократии.
Это - диктатура. Как бы все израильские противники Вагнера ни
изощрялись, вмешательство власти в вопросы музыки - диктатура. И это
понятно каждому.
Бестактно и грубо язвите Вы и по поводу того, что Вагнер был одолеваем
кредиторами, мечтая о роскоши. И это вновь - баланс на грани между
правдой и её противоположностью.
Мытарствуя по чужим квартирам, нищенствуя, Вагнер мечтал о жизни без
нужды, о жизни композитора, имеющего возможность принять у себя коллегу
по искусству, о возможности сочинять музыку в тиши одинокого загородного
места. Это элементарная потребность творческого человека.
У Вагнера бывали деньги, и он тратил их, не заглядывая в завтра. Он
спешил издавать свои произведения, партитуры и клавиры. Это всегда
стоило больше, чем он получал. Отсюда - его долги. А богато жил он
только тогда, когда появлялись спонсоры, которые снимали ему дом с
роялем. Было это очень редко. Но, в конце концов, ему всё же повезло с
королём Людвигом Баварским, как повезло Чайковскому с фон Мекк.
Неужели Вы не помните, что и Бальзака одолевали кредиторы, и Пушкина, и
Достоевского? Почему над ними Вы не позволяете себе глумиться? Ведь
они-то деньги в карты просаживали!
Вряд ли непонимание Вагнера и сложность его творчества - веские причины
для бойкота его музыки, для остракизма.
Юдофобия же - вообще не причина.
Да, Россини написал «Моисея». Но это не мешало Россини быть юдофобом не
менее откровенным, чем Вагнер, потому что он и не догадывался, что
окружающие его евреи - потомки древних царей и пророков, героев Библии.
Почему мы не бойкотируем Россини, Шопена, Листа?
Да потому что, если бойкотировать всех композиторов-юдофобов, придётся
нам вообще закрыть и симфонические, и камерные оркестры наши, а заодно -
и оперный театр.
Брошюра «Иудейство и музыка» - вещь скверная. Я читал её. Но зачем,
скажите мне, пожалуйста, из пушки по воробьям стрелять? Человек очень
нуждающийся, талантливый и одинокий написал (то ли от злости-зависти, то
ли от желания просто заявить о себе) каких-нибудь 20 страниц,
откровенный пасквиль.
Это не философский трактат, не научно-социальное исследование. Брошюра
эта не что иное, как попытка обратить на себя внимание. Сегодня уже весь
мир знает, что без скандала славы не достигнешь.
Брошюра привлекла к Вагнеру внимание.
От него отвернулся весь Париж.
Потом он всю жизнь стеснялся этого пасквиля и дружил, и сотрудничал со
многими евреями. Зачем сегодня раздувать ничтожную эту брошюрку в нечто
равное по объёму и значению огромной и нудной книге неудачного кандидата
в художники и ефрейтора, командовавшего маршалами?
К сожалению, и в случае с Мейербером Вы, г-н Баух, великолепно
балансируете. Мейербер красиво принимал молодого композитора, писал ему
рекомендательные письма. Но толку от этих писем не было ни в случае с
«Голландцем», ни с «Риенци».
В первом случае Мейербер написал письмо для театрального директора,
который находился в процессе увольнения и к приезду Вагнера в Дрезден
уже уволился. В другом - тот же Мейербер послал Вагнера с
рекомендательным письмом в театр, который обанкротился (парижский театр
«Ренессанс»).
В обоих случаях Мейербер хорошо знал, куда шлёт Вагнера. Откровенно
говоря, он, притворяясь благодетелем, просто водил доверчивого молодого
человека за нос. Это уже потом, через много лет, были обнаружены в
архивах обоих театров письма Мейербера с рекомендациями на Вагнера. На
этом основании и написал Ганс Галь о стараниях Мейербера. Но «старания»
эти ничего не изменили в ситуации Вагнера. Мейербер знал об уходе
директора из театра в Дрездене и о банкротстве театра в Париже. Почему
же он рекомендовал Вагнера именно им? Не было в Париже и в Германии
других театров?
Вы же пишете однозначно:
«Мейербер, который помог Вагнеру поставить…».
Ничем он не помог! Вы, возможно, не знаете и того, что не кто иной, как
Мейербер, является запатентованным изобретателем клаки в Париже. Он
активно использовал её против своих конкурентов-композиторов. Зачем был
ему нужен Вагнер? Он разве не конкурент?
Вагнер - патологический юдофоб. Его музыку играли в концлагерях. Это -
ужасно. Но играли там и Моцарта, и Бетховена, и Иоганна Штрауса и других
композиторов. И это не было повелением или завещанием Вагнера. Он не мог
предвидеть того, что произойдёт через полвека после его смерти.
Вы же травите его за не совершённое им преступление.
Наказывать музыку за человеческие грехи композитора есть то же самое,
что наказывать младенца за грехи родившей его матери.
Вагнер написал «Кайзермарш».
А что, скажите мне, было ему писать? «Ленин - всегда живой»?
Иоганн Штраус-отец написал «Марш Радецкого», а его сын - «Кайзервальс».
Пятый концерт Бетховена для ф-но с оркестром называется «Кайзерконцерт».
А Квартет Гайдна До-мажор называется «Кайзерквартет». Более того: в этом
квартете есть мелодия. Которая стала потом гимном Германии
(«Deutschland, Deutschland uber alles»).
Чем же Кайзермарш Вагнера хуже кайзерпьес других композиторов? Тем, что
он помог сделать картину «входа гостей во дворец Вартбург» светлой,
торжественной, праздничной?..
Просто Вагнер восполнил пробел, созданный недогадливым Штраусом-отцом,
посвятившим свой марш начальнику генштаба, вместо того, чтобы посвятить
его королю.
Уверен, г-н Баух, что если Вы поищете в своём архиве, то, несмотря на
«Лениносталина», тоже найдёте там писания просоветские. Дунаевский,
например, в 1936 году, когда полстраны «сидело», а десятки тысяч
безвинных людей расстреливались, написал «Широка страна моя родная» с
откровенно издевательским текстом:
«Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек».
В самом чёрном моём сне не представлю себе положение, при котором я
позволил бы себе осудить за это любимого моего композитора. Таково было
время. Композитор живёт писанием музыки. Этим объясняется всё.
Германия 1870 года праздновала свою победу. Праздновал её и немец
Вагнер. «Гитлерогеббельса» ещё не было. Некому было промывать мозги
немцам.
Франция переживала боль поражения. Это - тоже понятно. Это -
человеческие чувства в человечески понятных обстоятельствах.
Не мог в ту эпоху немец Вагнер переживать поражение Франции, как
поражение Германии, как своё поражение. Да и чем для Вас Наполеон III
был в той войне лучше Бисмарка? Тем, что он срочно заселил Ниццу
французами? Или тем, что спешно, обманно провёл знаменитый свой
плебисцит, в котором местное население вдруг оказалось в меньшинстве?
Просто Вам хотелось предъявить Вагнеру как можно больше обвинений.
Понимаю Вас, господин Баух.
Но вот, наконец-то, уделили Вы шесть строчек собственно музыке:
«Густав Малер и Арнольд Шёнберг стали продолжателями вагнерианства в
музыке. Последний, создатель двенадцатитоновой музыкальной системы -
додекафонии, - напишет в противовес вагнеровскому «Парсифалю»
оперу «Моисей и Аарон»».
(Выделено. - Л.Ш.).
«Продолжателями вагнерианства» назвали Вы Малера и Шёнберга. Вы не
ошиблись. Вы снова - в балансирующем полёте. Малер был продолжателем
дела Вагнера. Он - композитор. А «вагнерианство» - термин из области
публицистики. Даже не музыкальной публицистики. Вагнерианство - это
юдофобия, фашизм, мизантропия и т.п. То есть, вагнерианство
- это словечко, изобретённое политиканами. Это
искусство унижать и оскорблять великого композитора, даже не
касаясь его музыки.
Это то, что хотели Вы сказать о Малере?..
В этом, хотели Вы того или нет, но поставили на одну ступень с Вагнером
и Шёнберга, и Малера. Вы не ошиблись!
По своей роли в истории музыки все три композитора достойны того, чтобы
находиться рядом!
И всё же, музыка Вагнера - не вагнерианство, как музыка Баха - не
бахианство, а музыка Моцарта - не моцартианство…
Какие жуткие слова, как уродливо их звучание!..
Шёнберг - продолжатель Вагнера? Это несколько спорно.
Шёнберг - открыватель совершенно нового пути в музыке, пути, по которому
никто до него не шёл. Что-то в этом направлении пытался сделать Скрябин
и уже начал делать, но неожиданная болезнь скосила его, когда ему было
сорок три года.
А вот интересное местечко у Вас: «…напишет в противовес
вагнеровскому “Парсифалю” оперу « Моисей и Аарон»».
Какая тут ирония? В чём она?
Последняя опера Шёнберга осталась незаконченной. Вагнера уже полвека как
не было. А прекрасные композиторы-евреи были и при Вагнере: тот же
Мейербер, Мендельсон, Галеви, которого Вагнер любил за его оперу
«Жидовка» (в варианте постановки на русской царской сцене XIX в. - «Дочь
кардинала»). Не странно ли?
Опера Шёнберга не была, да и не могла быть, как пишете Вы, противовесом
никому и ничему. В искусстве вообще нет веса и противовеса. Это - из
области торговли. В искусстве же есть контрасты в рамках одного
произведения: например, Обломов - Штольц, Григорьев - Ромашов. Не может
быть симфония Брамса противовесом симфонии Моцарта. Не может быть
«Иоланта» противовесом «Кармен». Разве можно сказать, что «Незнакомка»
Крамского написана в противовес «Джоконде» Леонардо, а «Давид»
Микеланджело - противовес «Аполлону Бельведерскому» Леохара?
Шёнберг, как пишете Вы, продолжатель дела Вагнера. Зачем ему
противопоставлять себя учителю?
«Парсифаль» - опера христианина Вагнера о христианах. Действие её
происходит в Испании, и никакого «германского духа» там нет и в помине.
Есть там дух Христа и христианства.
«Моисей и Аарон» - опера иудея Шёнберга об иудеях. Иудаизм их религия.
Всё просто и естественно.
Может быть, именно поэтому их обоих и запретили в СССР.
И Вагнера, и Шёнберга.
А противовес понадобился Вам только для того, чтобы унизить Вагнера
перед Шёнбергом и этим доказать, что Вагнер - недостоин внимания.
Не уверен я, что унижением композитора такого масштаба, как Вагнер,
можно доказать то, что хотелось Вам, господин Баух. Мне кажется, что
достигли Вы обратного, и унизили этим только себя.
Вы, в Вашей жуткой фантасмагории, объединили смерть Вагнера и Маркса,
будто они - коллеги, друзья, единомышленники. Или наоборот: непримиримые
враги, равносильные политические противники. Вы, как и многие
пропагандисты до Вас, приписали Вагнеру германский национализм.
Это грех, господин Главный Русский Писатель Израиля.
В операх Вагнера нет национализма. Он, может быть, присутствует в
политических писаниях композитора Вагнера. Не знаю. Их я не
читал.
Политика и юдофобия - есть горькая, трагическая, фатальная ошибка
замечательного, великого, гениального композитора Рихарда Вагнера. Эту
его ошибку невозможно не видеть, невозможно не думать о ней. Тем более -
забыть её. Любой гуманитарий, любой хоть сколько-нибудь образованный
человек понимает это.
Но снять со сцены оперы Вагнера, убрать из репертуара симфонических
оркестров его музыку - это то, что делали с культурой и её ценностями
варвары, гунны, вандалы, инквизиторы, нацисты.
И это - тоже грех. Это - грех, равный нежеланию знать и помнить о
жуткой, судьбоносной ошибке Вагнера, взявшегося вдруг не за своё дело.
А Вы, г-н Баух? За своё ли дело взялись Вы - профессиональный писатель,
гуманитарий, плоть от плоти еврейского гуманизма? С лёгким сердцем и
спокойной совестью пошли Вы во главе отряда крикунов, призывающих
к отказу от великих произведений великого композитора. При
этом Вы даже не замечаете, куда Вас занесло!
Вы потворствуете самовлюблённым политиканам в их расправе с ценностями
искусства, прелесть которых никогда не трогала сердце этих людей.
Никогда не возводила она тёплую, мечтательную улыбку на их квадратные
лица, не освещала их плоские взгляды, лишённые радостной искры
удивления, не смягчала чёрствые жестокие души.
Неужели на такое способен писатель, претендующий на размах, на широту
диапазона своего творчества? Неужели вялые, затхлые лавры Михаила
Шолохова, требовавшего смерти Синявскому и Даниэлю, до сих пор
привлекают Вас?..
Вы знаете, пример Шолохова приведён мною не зря. Он имеет прямое
отношение к нашей с Вами теме. Выступление Шолохова на том самом XXIII
съезде - позорнейшая страница в жизни писателя. Но Михаил Александрович
- действительно великий русский писатель. И это его выступление всячески
прячется от общества, чтобы сохранить имя автора «Тихого Дона», по
возможности, чистым. Берегут русские люди авторитет писателя.
И Чехов, тихий, скромный и великий, вспоминается в связи со всей этой
историей:
«Дело писателей не обвинять, не преследовать, а вступаться даже за
виноватых…»
(Выделено. - Л.Ш.).
Вы - писатель, г-н Баух. Эта фраза Чехова обращена и к Вам.
Мы с Вами уже в том возрасте, когда надо думать, как и с чем предстанем
мы перед Создателем Мира. И если Вас, г-н Баух, интересует будущее
Вашего имени после ухода из этого мира (после ста двадцати лет,
разумеется), Вы обязаны отмежеваться от несправедливой, искусственно
организованной обструкции трудного, невероятно сложного, но гениального,
великого композитора и драматурга - Рихарда Вагнера.
Предлагаю Вам вместо духовных погромов вступить в борьбу за то, чтобы
музыка евреев - композиторов прошлого - таких как Мейербер, Галеви,
Антон Рубинштейн и других зазвучала на наших сценах, в нашем эфире так,
как звучит музыка Вагнера в Германии, Бизе - во Франции, Чайковского - в
России. Почему с таким пренебрежением относимся мы в Израиле к нашему
национальному музыкальному наследству?
Где в этом вопросе Ваш голос?
ЛЕВИ ШААР
* С именами следует уточнить: евреи Мейербер и Галеви - католики, еврей
Рубинштейн - православный. А Бизе - не француз, еврей. (Прим. ред.)
(Продолжение следует)
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200743/?43_7_1