ДЭВИД ДЖОНСОН - НЕТ
ДЖОН МИРШАЙМЕР, СТИВЕН УОЛТ - ДА
Британский внешнеполитический бомонд получил
публичный урок политкорректности: высокопоставленный американский
дипломат заявил вчера в Лондоне, что термин «еврейское лобби», столь
любимый европейскими политиками, является в США проявлением
антисемитизма, передает «Индепендент». В четверг Дэвид Джонсон, второй
человек в американском посольстве в Лондоне, выступал в Королевском
институте международных отношений (RIIA) с лекцией о современных
тенденциях в американской внешней политике. На вопрос, не мешает ли
«еврейское лобби» беспристрастности американской политики в разрешении
ближневосточного конфликта Джонсон возмущенно отпарировал: «За время
моего пребывания здесь меня все больше беспокоит готовность европейской
аудитории использовать антисемитскую лексику для политической критики».
Джонсон пояснил, что считает неприемлемым использование этого термина,
содержащего намек, будто «евреи каким-то образом управляют США».
По словам дипломата, он удивлен, что этот термин до сих пор имеет такое
широкое хождение в Европе, особенно в Великобритании, подчеркнув, что
«это неприемлемая формулировка». 23.01.04, ЛОНДОН, Агентство
еврейских новостей (Соб. корр.)
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЛОББИ США
Предисловие переводчика.
Авторы предлагаемой вниманию читателей работы являются очень известными
и уважаемыми американскими специалистами. Стивен Уолт - профессор
международных отношений престижнейшего Гарвардского университета. Джон
Миршаймер -политолог, профессор Чикагского университета, считающийся
одним из отцов теории «агрессивного реализма» во внешней политике. В
марте 2006 г. ими была опубликована большая статья под названием «The
Israel Lobby and U.S. Foreign Policy» («Израильское лобби и внешняя
политика США)
Характерно, что статья увидела свет не в
Америке, где ни одно издание не решилось на публикацию, снимающую печать
молчания с «запретной» темы отношений США и Израиля, а в британском
журнале «London Review of Books». Уолт и Миршаймер прекрасно знали,
какую цену им придется заплатить за свой неординарный поступок, потому
для них не стали неожиданными регулярные обвинения в антисемитизме или
подстрекательствах к антисемитизму, клеветническая кампания в прессе,
гнев Антидиффамационной лиги, публичные намеки сильных мира сего на
полную научную некомпетентность. Несмотря на то, что резонанс, связанный
с появлением статьи, несколько стих на Западе, проблемы, затрагиваемые
Уолтом и Мершаймером, будут оставаться актуальными на протяжении еще
длительного времени. Потому знакомство с заинтересованных русскоязычных
читателей с работой крупнейших американских специалистов,
представляется, будет не напрасным.
Дмитрий Павлов
Предисловие редакции «Дуэли».
Статья дается с сокращением, заглавием и подзаголовками «Дуэли»,
редакция обращает внимание читателей на идентичность структур и методов
работы еврейского лобби в США и в России. А также на то, что в России, в
отличие от США, этническая лоббистская деятельность является не просто
«неприемлемой формулировкой», она антиконституционна, поскольку имеет
целью заставить чиновников-лоббистов государства ограничить права
остальных этнических групп, а это прямо запрещено статьей 19
Конституции, которая требует: «Запрещаются любые формы ограничения прав
граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности».
На шее США
На протяжении последних нескольких
десятилетий, особенно после Шестидневной войны 1967 г.,
системообразующим элементом американской политики на Ближнем Востоке
были отношения с Израилем. Безоговорочная поддержка Израиля в сочетании
с регулярными попытками продвижения «демократии» в регионе крайне
негативно сказалась на общественном мнении в исламском мире в целом и
арабских странах, в частности. Такая политика ставит под удар не только
американскую национальную безопасность, но и общемировую стабильность. В
американской политической истории подобное положение не имеет
аналогичных прецедентов.
Какой смысл в том, что США пренебрегают
собственной безопасностью и безопасностью многих своих союзников ради
обеспечения интересов третьей державы? Теоретически можно было бы
предположить, что отношения между двумя странами основываются на
взаимных стратегических интересах или абсолютных моральных императивах.
Но подобное объяснение не дает ответа на вопрос о причинах столь
массивной материальной и дипломатической поддержки, оказываемой США.
Вектор американской политики в регионе
практически полностью определяется внутренней конъюнктурой. Речь идет
прежде всего об активности «израильского лобби». Другим лоббистским
структурам также удавалось оказывать влияние на внешнюю политику, но ни
одно из них не имело и не имеет возможности направлять ее в столь
далекое от обеспечения национальных приоритетов русло и одновременно
внушать американцам идею о том, что интересы США абсолютно идентичны
интересам другого государства - в нашем случае Израиля.
Со времени окончания войны Судного дня в
октябре 1973 г. Вашингтон оказывал поддержку Израилю в объемах, которые
несопоставимы с аналогичными показателями у остальных стран. С 1976 г.
Израиль стал крупнейшим получателем прямой ежегодной экономической и
военной помощи. После Второй мировой войны Тель-Авив получил более 140
млрд. долларов (по курсу 2004 г.), что также является абсолютным
рекордом. На израильские счета каждый год поступает около 3 млрд.
долларов только прямой помощи, что составляет примерно пятую часть всех
средств, предусмотренных в бюджете на содействие иностранным
государствам; на каждого гражданина Израиля, таким образом, приходится
около 500 долларов в год. Столь большие суммы вызывают еще больше
вопросов, если принять во внимание тот факт, что современный Израиль
является достаточно богатой индустриальной державой с таким же уровнем
дохода на душу населения, как в Южной Корее или Испании.
Всем государствам мира финансовая помощь
выделяется в виде ежеквартальных выплат, что не мешает Израилю получать
весь объем ассигнований в начале очередного финансового года вместе с
возможностью дополнительно заработать на процентах с этой суммы. В то
время, когда большинство стран обязано тратить субсидии на военные нужды
в Соединенных Штатах, Израилю разрешено переводить около 25%
соответствующих ассигнований на развитие собственной оборонной
индустрии, и только Израилю позволено не давать отчет о том, на
какие цели расходуется американская помощь. Это делает практически
невозможным воспрепятствовать использованию денег в целях, которые
противоречат интересам США. Наконец, США обеспечивают Израилю доступ к
разведданным, которые не раскрываются даже союзникам по НАТО, и сквозь
пальцы смотрят на наличие у Тель-Авива ядерного потенциала.
Вашингтон оказывает твердую дипломатическую
поддержку Израилю. С 1982 г. США наложили вето на 32 резолюции Совета
Безопасности ООН, содержавших его критику; это превышает общее число
всех случаев применения вето остальными членами СБ ООН, вместе взятыми.
Соединенные Штаты блокируют все усилия арабских стран поставить
израильский ядерный арсенал под контроль МАГАТЭ, оказывают помощь во
время войны и занимают строну Израиля в ходе мирных переговоров. Один из
участников переговоров в Кэмп-Дэвиде в 2000 г. впоследствии вспоминал: «Слишком
часто мы выступали… в качестве адвоката Израиля». Стоит добавить,
что стремление администрации Буша изменить ситуацию на Ближнем Востоке
по крайней мере частично направлено на улучшение стратегического
положения Израиля.
Стратегическая обуза
Такую невероятную щедрость можно было бы
понять, если бы Израиль имел жизненно важное стратегическое значение или
поддержка США была бы связана с серьезными моральными обязательствами.
Но ни одно из таких объяснений не представляется убедительным. Кто-то
может заметить, что значение Израиля было очень существенным в дни
холодной войны. Этот союзник США с 1967 г. оказывал помощь в сдерживании
советской экспансии в регионе, он же нанес унизительное поражение
сателлитам СССР - Египту и Сирии. Временами Израиль оказывал содействие
другим американским союзникам (например, иорданскому королю Хусейну), а
его военные успехи вынуждали Москву тратить больше денег на нужды
собственных друзей. Он также предоставлял важные сведения о советском
военном потенциале.
Между тем, поддержка Израиля обходилась
недешево и, сверх того, осложняла Америке отношения с арабским миром.
Например, решение об оказании срочной военной помощи размером в 2,2
млрд. долларов в разгар конфликта 1973 г. привело к тому, что ОПЕК ввело
нефтяное эмбарго, которое нанесло серьезный ущерб экономике западных
стран. Между тем, израильские вооруженные силы сами по себе были
неспособны защищать интересы США в регионе.
Первая война в Персидском заливе показала,
насколько очевидно Израиль стал превращаться в стратегическую обузу. США
не могли использовать израильские военные базы, не расколов антииракскую
коалицию… История повторилась в 2003 г.: хотя Израиль очень жаждал
начала американской атаки на Ирак, Буш не мог обратиться к нему за
содействием, так как последнее вызвало бы сильное недовольство у арабов.
Итак, Израиль снова остался не у дел.
Начиная с 1990-х гг. американская поддержка
мотивировалась тем, что оба государства находятся под угрозой со стороны
террористических группировок, существующих в арабском и мусульманском
мире, и «стран-изгоев», которые оказывают поддержку этим группировкам и
стремятся заполучить оружие массового поражения. Эта мотивировка стала
декларироваться с еще большей интенсивностью после 11 сентября.
Подобная посылка должна означать не только
то, что Вашингтон должен закрывать глаза на действия Израиля в Палестине
и не оказывать давление на Тель-Авив до тех пор, пока все палестинские
террористы не будут схвачены или убиты. Она содержит и другой смысл: США
следует вступить в конфронтацию с такими странами, как Иран и Сирия.
Таким образом, Израиль рассматривается как ключевой союзник в борьбе с
терроризмом, ведь враги Израиля суть враги Америки. Однако на самом
деле, Израиль является обузой в борьбе с терроризмом и только мешает
диалогу со странами-изгоями.
«Терроризм» - это не только враг, но и целая
тактика, используемая широким спектром политических сил.
Террористические организации, несущие угрозу Израилю, не представляют
опасности для США, если только последние не вступают с ними в
непосредственное столкновение (как было в Ливане в 1982 г.). Более того,
палестинский терроризм - это не оголтелая агрессия, направленная
против Израиля или «Запада». В значительной степени, это ответ на
затянувшуюся на десятилетия еврейскую колонизацию Западного берега и
сектора Газа.
Важно отметить еще и другой момент. Когда мы
говорим, что Израиль и США одинаково подвержены террористической угрозе,
то это утверждение имеет обратную причинно-следственную связь, ведь
Соединенные Штаты имеют проблемы с терроризмом именно по причине наличия
близких союзнических отношений с Израилем, а не наоборот.
Что касается так называемых «стран-изгоев» на
Ближнем Востоке, то они не представляют страшной опасности для жизненных
интересов США и даже самому государству Израиль. Если им удастся
овладеть ядерным оружием, возможностей для шантажа Америки или Израиля у
них не прибавится: приведение угрозы в исполнение вызовет несоизмеримый
по силе ответный удар. Зато особый статус отношений с Израилем
препятствует диалогу США с такими государствами. Наличие у Израиля
ядерного арсенала служит для его соседей важным стимулом к обретению
собственного атомного оружия, а попытки произвести смену режимов только
усиливают подобные желания.
Коварство и предательство
Наконец, есть еще одна причина, которая
ставит под сомнение стратегическое значение Израиля. Дело в том, что эта
страна отнюдь не ведет себя как верный союзник. Израильские
высокопоставленные чиновники часто игнорируют требования США,
отказываются от ранее данных обещаний (включая обязательства не строить
поселения и воздержаться от «целевого уничтожения» палестинских
лидеров). Израиль передавал засекреченные военные технологии
потенциальным противникам США, например Китаю. Инспектор
Государственного департамента заявил в связи с этим о
«систематической участившейся практике незаконной передачи информации».
По данным Главного Бюджетно-Контрольного Управления США, Израиль «проводит
наиболее агрессивные шпионские операции против США среди всех их
союзников». После дела Джонатана Полларда, который передал Израилю
огромные объемы секретной информации в начале 1980-х гг. (согласно ряду
источников, она была затем предоставлена СССР в обмен на увеличение
квоты на репатриацию советских евреев), в 2004 г. возник новый конфликт.
Тогда было установлено, что высокопоставленный чиновник Пентагона Лари
Франклин передал закрытую информацию израильскому дипломату. Израиль
вряд ли является единственной страной, которая ведет шпионскую
деятельность против Америки, но готовность заниматься шпионажем в ущерб
ключевому союзнику ставит под вопрос его собственную стратегическую
ценность (Авторы статьи по неизвестным причинам обошли вниманием
случаи прямого терроризма Израиля против США. В 1954 г. разразилось
«дело Лавона». Пинхас Лавон занимал пост министра обороны Израиля и
вынужден был уйти в отставку после того, как агенты МОССАД совершили ряд
террористических атак на американские учреждения в Египте, но перед
проведением более крупных подрывных акций были схвачены. Целью взрывов
было столкновение Египта и США. В 1967 г. , за несколько дней до начала
Шестидневной войны, самолеты израильских ВВС и торпедные катера
атаковали американское разведывательное судно “Liberty”, курсировавшее в
нейтральных водах. В результате нанесенного удара погибли 34 и был
ранены 171 моряк. Госсекретарь Дин Раск и Председатель комитета
начальников штабов адмирал Томас Муккер назвали инцидент преднамеренным
нападением на корабль ВМС США. - Прим. переводчика).
Сомнительная стратегическая ценность Израиля
- не единственная проблема. Адвокаты Израиля утверждают, что он имеет
право получать помощь в неограниченных масштабах потому, что он слаб и
окружен со всех сторон врагами, потому что это демократия, потому что
еврейский народ сильно пострадал в прошлом и заслуживает особого
отношения. Указывают также и на то, что Израиль отличается гораздо более
достойным поведением, нежели его противники. Однако под пристальным
взглядом такие аргументы теряют убедительность.
Это не объяснение
Израиль часто представляют в образе Давида,
сражающегося с Голиафом, однако обратное сравнение будет ближе к истине.
Вопреки широко распространенному стереотипу, сионисты обладали
преимуществом в живой силе, военной технике и эффективности управления
войсками во время Войны за Независимость (1947-1949).
Армия Обороны Израиля без особых усилий
разгромила Египет в 1956 г. и коалицию в составе Египта, Иордании и
Сирии в 1967 г. - и это все до того, как в страну потекла рекой
американская помощь. Сегодня Израиль является крупнейшей военной
державой на Ближнем Востоке. Его обычные вооруженные силы намного
мощнее, чем у соседних стран; только он на всем Ближнем Востоке обладает
ядерным оружием. Израиль подписал мирные договора с Египтом и Иорданией;
сделать то же самое предлагает и Саудовская Аравия. У Сирии больше нет
покровителя в лице Советского Союза, Ирак лежит в руинах после трех
разрушительных войн, а до границы с Ираном сотни километров. У
палестинцев нет даже дееспособных полицейских формирований, не говоря
уже об армии, представляющей какую-то реальную силу.
Согласно оценкам Центра стратегических
исследований Тель-Авивского университета (2005 г.), «стратегический
баланс сейчас явно в пользу Израиля, который продолжает увеличивать
качественный отрыв от своих соседей в области военного потенциала и
средств сдерживания». Если бы поддержка слабых была подлинным
стимулом для оказания помощи, Соединенным Штатам следовало бы поддержать
противников Израиля.
Часто указывают на то, что Израиль - это
дружественный демократический режим, окруженный со всех сторон
враждебными диктатурами. Однако такое объяснение не помогает понять
необходимость сохранения нынешних объемов помощи: во всем мире есть
множество стран с демократической формой правления, однако ни одна из
них не пользуется столь мощной поддержкой. В прошлом США свергали
демократические режимы и сотрудничали с диктаторами, если это считалось
полезным для обеспечения национальных интересов. Да и сегодня
Соединенные Штаты поддерживают хорошие отношения с целым рядом диктатур.
Некоторые аспекты израильской демократии
противоречат фундаментальным американским ценностям. В США считается,
что люди обладают равными правами независимо от расы, религии или
национальности. Израиль, напротив, с самого начала был основан как
еврейское государство, а возможность получения гражданства напрямую
связано с наличием у человека определенных кровнородственных связей.
Неудивительно, что 1 млн. 300 тыс. арабов находятся на положении граждан
второго сорта, а результаты исследования, которое недавно провела
израильская правительственная комиссия, говорят о «пренебрежительном
и дискриминирующем отношении» государства к указанной группе
населения.
В качестве третьего оправдательного довода
приводятся страдания евреев на христианском Западе, особенно в период
Холокоста. Исходя из того, что евреи подвергались преследованиям на
протяжении столетий, и чувствовать себя в безопасности они могут только
в собственном государстве, многие люди полагают, что Израиль имеет право
на особое отношение со стороны Соединенных Штатов. Несомненно, появление
на политической карте в 1947 г. новой страны явилось адекватным ответом
на долгую историю преступлений против евреев, но это же событие открыло
целую серию злодеяний против невиновной третьей стороны - палестинцев.
Это хорошо понимали основатели Израиля. Давид
Бен Гурион как-то сказал Науму Гольдману, президенту Всемирного
Еврейского Конгресса: «Будь я арабским лидером, я бы не искал
компромиссов с Израилем. Ничего удивительного: мы отняли у них страну…
Мы произошли из Израиля, но с тех пор прошло две тысячи лет - какое им
до того дело? Мы повидали антисемитизм, нацистов, Гитлера, Освенцим, но
в чем была их вина? Они видят только одно: пришли мы и украли их землю.
С какой стати они должны мириться с этим?»
Итак, ни стратегические, ни моральные доводы
не объясняют причин американской поддержки Израиля. Тогда какое
объяснение можем дать мы?
Все, как в России
Причины следует искать в огромном влиянии
Израильского лобби. Мы используем слово «Лобби» (здесь и далее
существительное «лобби» применительно к конгломерату произраильских
организаций пишется с большой буквы. - Прим. переводчика)
в качестве термина, означающего широкую коалицию отдельных лиц и
организаций, активно работающих над формированием произраильского
вектора американской внешней политики. Мы далеки от предположения, что
«Лобби» является монолитной структурой с централизованным руководством,
а отдельные его представители не имеют разногласий по некоторым
вопросам. Не все американцы еврейского происхождения входят в это Лобби,
поскольку многие из них не испытывают озабоченности в связи с положением
Израиля. Так, по данным проведенного в 2004 г. исследования, около 36%
американских евреев заявили, что «не сильно» или «вообще не» ощущают
какую-либо эмоциональную связь с Израилем.
Американские евреи также имеют различные
взгляды по отдельным аспектам израильской политики. Многие из ключевых
организаций Лобби, такие как Американо-Израильский Комитет Общественных
Связей (АЙПАК) и Конференция Президентов Главных Еврейских Организаций,
возглавляются сторонниками жесткого курса, которые поддерживают
экспансионистскую политику партии «Ликуд» и разделяют ее враждебное
отношение к мирным соглашениям в Осло. Тем не менее, основная масса
американских евреев с бо?льшим энтузиазмом относятся к уступкам
палестинцам, а некоторые группы, такие как Еврейский Голос за Мир,
активно поддерживают подобные меры. Невзирая на указанные разногласия, и
сторонники жесткой линии, и представители умеренного крыла выступают за
всемерное содействие Израилю.
Давят даже евреев
Не удивительно, что лидеры американского
еврейства часто проводят консультации с израильскими официальными
лицами, дабы удостовериться в том, что их собственные действия идут во
благо Израилю. Как написал активист одной крупной еврейской организации,
«Мы обычно говорим так: это наша политика по определенному вопросу,
но мы должны сверять часы с тем, что думают израильтяне. И наша
община делает это постоянно». Критика политики Израиля считается
предрассудком, а давление на эту страну вообще воспринимается как нечто
из ряда вон выходящее. Эдгар Бронфман, президент Всемирного Еврейского
Конгресса, был обвинен в «предательстве», после того как в середине 2003
г. написал послание Джорджу Бушу, в котором призывал его убедить Израиль
прекратить постройку «стены безопасности». Критики Бронфмана заявили,
что «это отвратительно, когда Президент Всемирного Еврейского
Конгресса рекомендует президенту Соединенных Штатов идти наперекор
политике правительства Израиля».
Подобное произошло в ноябре 2005 г., когда
Сеймур Рейх, президент Израильского Политического Форума, посоветовал
Кондолизе Райс проконсультироваться с Израилем по вопросу возобновления
работы пункта важнейшего пограничного пропуска в секторе Газа. Действия
Рейха были осуждены как «безответственные». Его оппоненты
указывали на то, что «в еврейских кругах совершенно недопустимо
подвергать сомнению политику Израиля в отношении вопросов безопасности».
Стремясь смягчить критику в свой адрес, Рейх заявил: «слово
«давление» исчезает из моего лексикона, когда речь заходит об Израиле».
Структуры
Для влияния на американскую внешнюю политику
американские евреи создали впечатляющий конгломерат организаций, из
которых АЙПАК является самой известной и могущественной. В 1997 г.
журнал Fortune провел опрос среди конгрессменов и их помощников. Их
просили перечислить самые могущественные лоббистские структуры в
Вашингтоне. В итоге АЙПАК занял второе место вслед за Американской
Ассоциацией Пенсионеров, опередив Национальную Стрелковую Ассоциацию.
Исследование National Journal, проведенное в марте 2005 г., дало
аналогичные результаты: АЙПАК снова расположился на втором месте.
Лобби также включает известных христианских
телевизионных проповедников: Гарри Бауэра, Джерри Фолуэлл (скончался
летом 2007 г. - Прим. переводчика), Ральфа Рида и Пэта Робинсона. К
ним примыкают бывшие лидеры партии большинства в Конгрессе - Дик Арми и
Том Делей. Все они верят, что возрождение Израиля является исполнением
библейских пророчеств, и поддерживают его экспансию. По их мнению,
выступать против Израиля означает противиться воле Бога. Неоконсерваторы
нееврейского происхождения, такие как Джон Болтон, бывший редактор Walt
Street Journal Роберт Бартли, бывший министр образования Уильям Бенетт,
бывший представитель США в ООН Джин Киркпатрик и влиятельный колумнист
Джордж Уилл являются твердыми сторонниками Израиля.
Дефекты продажной власти
Система власти в США открывает
заинтересованным лицам много возможностей влиять на политический
процесс. Лоббистские группы могут оказывать влияние на представителей
исполнительной власти, выделять деньги на предвыборную кампанию,
участвовать в голосовании, прикладывать усилия для формирования
общественного мнения. Они имеют особенно сильное влияние в тех
ситуациях, когда огромное большинство населения равнодушно относится к
их планам в той или иной сфере. Политики будут склонны оказать
содействие реализации планов лоббистских групп, ибо они (политики)
уверены, что это никак не скажется на их имидже в глазах народа.
Общий характер действий израильского лобби
ничем не отличает его от фермерского лобби, профсоюзов сталелитейной и
текстильной промышленности, других этнических лобби. Нет ничего
предосудительного в том, что американские евреи и их христианские
союзники предпринимают попытки повлиять на американскую внешнюю
политику. Деятельность Лобби - это не плод заговора, описанного в
трактатах типа Протоколов сионских мудрецов. По большей части, частные
лица и группировки, образующие Лобби, делают те же вещи, что и все
подобные им структуры. Но они делают их гораздо эффективнее. Проарабские
группы, если такие вообще существуют, чрезвычайно слабы, что еще больше
облегчает задачу израильского Лобби.
Лобби реализует две важные стратегические
линии. Во-первых, оно пользуется значительным влиянием в Вашингтоне,
проводя необходимые решения через Конгресс и органы исполнительной
власти. Каковы бы ни были взгляды отдельно взятого конгрессмена или
политического деятеля, работающего вне стен парламента, каждому из них
Лобби старается представить поддержку Израиля наиболее «разумным»
выбором. Во-вторых, оно стремится создать такой общественный дискурс, в
котором государство Израиль будет освещаться в позитивных тонах
посредством повторения мифов о его создании и декларирования нужной
точки зрения в различных дебатах: нельзя допустить честного
обсуждения критических комментариев в политическом пространстве.
Контроль над полемикой гарантирует американскую поддержку, ведь
беспристрастная дискуссия об отношениях США и Израиля может привести к
серьезному сдвигу в общественном мнении.
Главный фактор успехов Лобби заключается в его силе в Конгрессе, где
Израиль практически полностью защищен от какой-либо критики. Этот момент
интересен сам по себе, поскольку Конгресс редко уклоняется от дебатов по
спорным вопросам. Однако как только дело касается Израиля, потенциальные
критики замолкают. Отчасти это объясняется тем, что ряд наиболее
влиятельных конгрессменов являются христианскими сионистами. Один из
них, Дик Арми, в сентябре 2002 г. сказал: «Своим основным
внешнеполитическим приоритетом я вижу защиту Израиля». Вообще-то,
можно предположить, что основным внешнеполитическим приоритетом каждого
конгрессмена должна быть защита Америки. Кроме того, в законодательной
власти представлены еврейские сенаторы и конгрессмены, работающие над
формированием такого курса внешней политики, который будет обеспечивать
соблюдение израильских интересов.
(Окончание) В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200744/?44_4_1