ПИСЬМА О ВАГНЕРЕ

Dec 04, 2007 12:40


(Продолжение. Начало в №№43, 45, 47)

4

ВАГНЕР И РУССКИЙ ИЗРАИЛЬ

Клевета, сударь! Вы сами не понимаете, чем собираетесь пренебречь. Я видел честнейших людей, которых клевета почти уничтожила.

Поверьте, что нет такой пошлой сплетни, нет такой нелепой выдумки, на которую в большом городе не набросились бы бездельники, если только за это приняться с умом, а ведь у нас здесь по этой части такие есть ловкачи!.. Сперва чуть слышный шум, будто ласточка перед грозой, pianissimo *, шелестящий, быстролётный, сеющий ядовитые семена. Чей-нибудь рот подхватит семя и, piano, piano, ** ловким образом сунет вам в ухо. Зло сделано - оно прорастает, ползёт вверх, движется - и, rinforzando, ***  пошла  гулять  по свету чертовщина! И вот уже, неведомо отчего, клевета выпрямляется, свистит, раздувается, растёт у вас на глазах. Она бросается вперёд, ширит полёт свой, клубится, окружает со всех сторон, срывает с места, увлекает за собой, сверкает, гремит и, наконец, хвала небесам, превращается во всеобщий крик, в crescendo **** всего общества, в дружный хор ненависти и хулы. Сам чёрт перед этим не устоит! Пьер Огюстен де Бомарше

Нет мне покоя. Люблю музыку Вагнера, и не могу понять, почему у нас делается всё возможное для того только, чтобы заставить публику ненавидеть её. Писатели и журналисты в Израиле, пишущие по-русски, не знают ни музыки этого композитора, ни обстоятельств его жизни, ни многогранности гения.

Они, умышленно скрывая все положительные качества Мастера, вознесшего Музыку к вершинам, к которым прежде никто не поднимался, настойчиво, я бы сказал настырно, порочат и шельмуют творца. Они злокозненно и изощрённо увиливают от серьёзного разговора о Вагнере и не допускают диалога с оппонентами.

35 лет живу я в Израиле. Не раз, не два и не три писал во все русские газеты статьи и письма в защиту музыки Вагнера. От старых "НАШЕЙ СТРАНЫ" и "ТРИБУНЫ" до возникших в начале 90-х "НОВОСТЕЙ НЕДЕЛИ" и "ВЕСТЕЙ". Ни разу не дали мне ясно и определённо объяснить читателям, в чём и почему расходимся мы с воинственными, чувствующими чью-то властную поддержку, а потому дерзкими и безнаказанными, врагами (истинно так!), врагами Вагнера и его музыки.

Совсем недавно, словно, выстроившись в очередь за правом обругать композитора, выступил целый ряд русских писателей Израиля. В статьях и книгах своих, не имеющих никакого отношения к теме Вагнера, они дружным, одноголосным хором хулили покойного. Как будто в начале той очереди хулителям гения давали сребреники не десятками, а - тысячами. Это выглядело диффамацией между прочим, в шуточку, так сказать, вне связи с текстом и смыслом книги (статьи).

И подумал я: что с нами происходит на этой кровавой, жестокой нашей земле? Дело ведь не в свободе слова, не в душевной потребности этих писателей излить свою жёлчь на давно покойного композитора. Но тогда - что же это? Почему за столько лет жизни в Израиле ни разу не читал я статей против Вагнера в книгах Аарона Мэгеда и А.Б. Йогошуа, Аарона Апэльфэльда и Мэира Шалева, Аммоса Оза и Йогошуа Соболя, поэтов Шлёнского, Альтермана и многих других всемирно известных израильских писателей?

Ведь у них с нами в этом вопросе - одна и та же проблема!

Почему им хватило мудрости не делать из национальной трагедии, из неслыханной катастрофы древнего народа и жуткого краха идей человеческого братства - фестиваль политиканствующих хулиганов и влюблённых в себя демагогов, праздник фразёров-пустозвонов, жаждущих хоть в чём-нибудь проявить себя?..

Почему нам, прозелитам сионизма, не хватило мудрости отмежеваться от бесконечного, как perpetuum mobile, и злобно несправедливого, как власть Сталина, шельмования Вагнера, от агрессивного бойкота его неповторимой музыки?..

Вот и опять одна популярная писательница, обаятельная, любимая прессой и публикой, выступила против Вагнера. Читал я этот её материал несколько лет назад. В то время он был подан кратко, но броско: "НОВОЕ О РИХАРДЕ ВАГНЕРЕ" ("НОВОСТИ НЕДЕЛИ"). То, что это "новое" было хорошо запомненным старым, неважно. И всё же, в последнем интервью ("ВЕСТИ", "ОКНА") за 15.03.2007 то же самое "новое" подано в развёрнутом виде.

Новей от этого оно не стало.

Подача композитора читателю та же, что и всегда: "противоречивый, несносный для себя и для других, одновременно отталкивающий и притягательный".

Вот. В этом-то "притягательном" и хитрость писательницы. Себя она рисует объективной. Будто бы. Её Вагнер - "противоречив" в отрицательном смысле, так как за ним следует "несносный" без намёка на противопоставление, потом - "отталкивающий". Всё это делает портрет Вагнера отвратительным. Однако тут выступает, словно из ночной тьмы, эпитет "притягательный". Чем же он притягательный при всех остальных определениях, если во всём интервью нет ни единого слова о музыке композитора?

Дальше всё разбито по пунктам.

"Почему о роли Вагнера в революции (имеется в виду дрезденское восстание 1849 г.) его биографы говорят так туманно и несогласно?"

Потому, уважаемая писательница, что он душой поддерживал революцию, но почти ничего для неё не делал. С точки зрения королевских властей, он определённо подлежал наказанию, так как находился в центре событий. Но, как говорят юристы, состава преступления в его "деле" практически не было. Присутствие не означает участие. Это Вы и без меня знаете из "множества прочитанных страниц", как имеете и остальные ответы на все вопросы. Но читатели Ваши этого не знают. И Вы не позволите им узнать и понять то, ради чего Вы настраиваете их против творца замечательной музыки. Все Ваши усилия направлены на то, чтобы запутать читателя, оболванить его и отогнать от него даже самую робкую мысль о Вагнере.

"Почему Вагнеру так легко удалось удрать в Веймар, а потом - в Швейцарию?"

Прежде всего, это не было легко. Посмотрите на карту Германии. Дрезден, где жил и работал Вагнер в то время, находится очень близко к Австро-Венгрии (не более 50-60 км). А композитор ехал в телеге сначала в Хемниц, оттуда - в Альтенбург, и лишь затем - в Веймар (и тоже - не сразу). Было это долго, опасно и трудно. Да и сам вопрос Ваш неверен и неуместен. Тут важен другой вопрос: зачем Вагнер стремился в Веймар, когда ему нужно было срочно уносить ноги из Германии?!

Ответ тут не менее сложен, чем вопрос. Полиции было безразлично, где бытует Вагнер в данный момент. Главное, чтобы он не уехал заграницу. Только в этом случае удастся полиции изловить его. А он не только не уехал. Он значительно отдалился от границы.

Зачем?

В Веймаре был Лист - его друг и поклонник. Как Вы пишете? "Несносный и отталкивающий"? Ну да. Конечно. А Лист там, в Веймаре, не только гостил у герцога, но и ставил в местном театре оперу. Не свою Симфонию "Данте", не свои концерты для ф-но и оркестра. Оперу! Не Моцарта, не Доницетти, не Глюка и не Сальери.

Оперу Вагнера он ставил! "Тангейзер"! Ставил по личной своей инициативе и дирижировал ею! И это Вы - писательница - должны  понять и оценить. Вы на месте Вагнера тоже поехали бы в Веймар, если бы там ставили Вашу пьесу. А композитор был тогда мало известным и не столь любимым, как в наши дни. И этот спектакль мог стать для него поворотным моментом в жизни.

Лишь после представления "Тангейзера", с помощью всесильного Листа, он ушёл пешком в Иену, отдохнул в доме профессора Вольфа, получил паспорт профессора Видмана и под этим именем пересёк границу.

Ваш третий вопрос: почему Вагнер не встречался с Бакуниным в Швейцарии? Почему он "не сделал ни одной попытки повидаться со своим бывшим другом?" - с наивным, несколько ехидным удивлением спрашиваете Вы.

Разве они успели подружиться за несколько месяцев поверхностного знакомства, сдобренного с обеих сторон иронией, но всего один месяц сотрудничества и относительно частых встреч? Именно об этом кратчайшем периоде из их колких взаимных замечаний Вы безосновательно вывели, что Вагнер был другом Бакунина.

Он, Вагнер, сам записал, характеризуя Бакунина, слова последнего: "Привести в движение разрушительную силу - вот цель, единственно достойная разумного человека". И ещё: "Разрушение современной цивилизации - идеал, который наполнял его (Бакунина. - Л.Ш.) энтузиазмом". И это не всё. Вот ещё один "перл" Бакунина: "Теперь необходимо думать только о том, как отыскать силу, готовую всё разрушить".

А помните ли Вы едкую, ироничную заметку Вагнера о том, как грубо и невоспитанно ел в обществе идеолог разрушения, аристократ, белая кость - голубая кровь? Заметка эта явно указывает, насколько "дружественно" относился к Бакунину Вагнер. Вы же просто влюблены в этого мизантропа и каннибала. Как там у Вас в последнем интервью?..

"Очень впечатлительная пара - почти двухметровый красавец Бакунин рядом с крошечным уродом (рост 152 см) Вагнером".

Прародитель «Аль-Каиды», вдохновитель убийств и разрушений, злой враг цивилизации у Вас - "двухметровый красавец". Человек же, обогащающий культуру, работающий много и радостно, оплодотворяющий её и оставивший после себя столь богатое творческое наследие - "крошечный урод Вагнер".

Бакунин "провёл 14 ужасных лет", а "Вагнер не сделал ни одной попытки повидаться с бывшим другом". А почему ""бывший друг" не сделал ни одной попытки «повидаться» с Вагнером?

Бакунину Вагнер не был нужен ни в Дрездене, ни в Швейцарии. И Вагнеру Бакунин нужен был не более, чем революция, в которую он ввязался, не подумав, и лишь потому, что его держали в дрезденском театре на минимальной зарплате, не давая денег на расширение оркестра и обогащение театра певцами, пригодными для пения его опер. Он надеялся, что новая власть сделает для него больше и оценит его творчество выше, чем власть короля.

То, что сегодня ясно всему миру, Вагнеру приходилось доказывать в тяжёлых спорах, в невыносимых конфликтах с безразличным к нему начальством. Он был принципиален и бескомпромиссен в искусстве и творчестве. За что и "награждали" его эпитетами, которые Вы с радостью подхватили.

Но вернёмся к Вашим пунктам о Вагнере. Четвёртый Ваш вопрос:

"В чём причина чудовищно иррационального антисемитизма Вагнера, завоевавшего ему горячую любовь Адольфа Гитлера?"

Странно, но Вы сами, уважаемая оппонентка, на свой вопрос не ответили. Гайер (Так по-немецки произносится фамилия отчима Вагнера) не был и не мог быть полным и убедительным ответом на поставленный Вами вопрос. Он, Гайер, как это уже проверено, на три поколения вглубь, не имел евреев среди своих родителей, дедов и прадедов. То, что было ещё глубже , проверить не дано. Всё разрушено и перекопано войнами. И получается, по-Вашему: если Вагнер ариец, то антисемитизм его - явление нормальное.

Если же он - еврей!..

Вот и славненько. Сделаем этого антисемита евреем! Разделаем его так, что и родная мать не узнает!

Сексуальные мотивы поведения Вагнера меня не интересуют, если они доказательно и очевидно не влияют на события жизни и творческой деятельности композитора. Вас же они интересуют, как приманка для того читателя, который вообще падок на "клубничку".

Портреты Гайера, которые Вы нашли, никак не могут подтвердить или опровергнуть старую, как пальто бомжа, давно всем известную "гипотезу" об "отцовстве" Гайера. А то, что Ницше первым "обнаружил", как Вы пишете, этот "факт", нужно было проверять, а не спорить.

Но какое значение для нас с Вами может иметь национальность антисемита? Зачем, говоря о художнике, выискивать тёмные пятна, не относящиеся к его творчеству? Зачем эти пятна выдавать за главное в нём, а истинно главное - его творчество! - вообще замалчивать?

Отцовство Гайера во времена Ницше можно было проверить. Но этим серьёзным делом никто не хотел заниматься. И меньше всех - евреи. Они боялись того, что предположение подтвердится. А теперь, как говорила моя бабушка:

"Ваша поезд уехала".

Последнее. Вагнер не выдавал своих товарищей по "революции". Это уже известно. Давно и хорошо известно, кто именно выдал их, когда и каким образом, что он за человек, его фамилия и положение - всё известно.

Мне кажется почему-то, что всё это известно и Вам. Но надо же представить что-нибудь "новое" о Вагнере! Нужен же какой-то повод ещё раз поглумиться над композитором. Но, как всегда, не говорить о музыке, о поэзии или драматургии Мастера.

Надо жизнь его превратить в пошленькое криминальное происшествие.

И Вы легко, без трепета в сердце, превращаете великого композитора в мелкого, ничтожного предателя.

Зять Вагнера (муж его сестры Клары) не был начальником полиции Хемница. Он был полицейским в младших чинах, и, чтобы спасти брата жены, даже начальнику полиции не нужны были приёмы КГБ. Нужно было лишь пожелать спасти человека.

Когда Вагнер вернулся в Хемниц после безуспешной попытки вновь пробраться в Дрезден, он не знал ещё, где находятся Хюбнер, Бакунин и Мартин. Поэтому и не мог он, даже если бы очень хотел, выдать этих руководителей. Но, вернувшись в Хемниц, Вагнер пошёл домой не к зятю, а к шурину. Того не оказалось дома. Он стоял на посту. Стоял ли он на посту как полицейский или как представитель коммунальной гвардии, я так и не понял. Да это и не столь важно. Главное здесь то, что именно он - шурин Вагнера, Вольфрам - в своём экипаже вывез Вагнера из Хемница в Альтенбург, куда, кстати сказать, вывезла полиция и пойманных реальных руководителей восстания.

Дальше, до Веймара (тут, как и в Гайере, немцы произносят "Веймар", а не Вэйзмир) Вагнер добирался сам.

В Дрезден из Хемница он хотел вернуться, так как в городе пошли слухи, что Дрезден не пал, как думали горе-руководители восстания, а наоборот, теснит прусские войска. Но слухи оказались ложными, и Вагнер вернулся в Хемниц, откуда ночью и вывез его Вольфрам, а не муж Клары.

К выдаче Бакунина Вагнер не имел ни малейшего отношения.

Это невольно совершил честный и порядочный человек, не знавший секретов подпольной деятельности, по интеллигентской своей доверчивой наивности и неосторожности. Имя его Карл Август Рекель. Был он директором саксонской музыкальной капеллы, издателем "Народного листка", коллегой и приятелем Вагнера.

В своё время, выполняя поручение Бакунина, Рекель в Праге не передал Фричу адресованное тому письмо "двухметрового красавца". Он дал лишь почитать его, но затем оставил письмо у себя.

Арестовали Рекеля ещё 7-го мая, задолго до поездки Вагнера, Бакунина и других руководителей восстания в Хемниц. В те дни руководители восстания ещё не знали об аресте Рекеля и недоумевали по поводу его исчезновения.

Письмо Бакунина к Фричу, оставшееся в кармане у директора капеллы, а также и записная книжка самого Рекеля, открыли следствию картину действий Бакунина в Праге и Дрездене. Дополнил её совершенно сознательным предательством студент из Праги, почитатель идей Бакунина и его чичисбей Иосиф Фрич, который участвовал в пражском движении и встречался с Бакуниным по революционным делам. Он, Фрич, своим сознательным предательством облегчил себе наказание. Тогда как все руководители восстания получили по 20 лет каторги, Фричу дали только 18. Вот она, цена предательства.

А то, что Вы взвалили предательство на Вагнера - это, по-моему, откровенная провокация. Не могу представить себе, что Вы, перерыв "горы бумаг", не нашли истинных предателей Бакунина.

Возвращаюсь к вопросу бойкота в Израиле музыки Вагнера. Обратите внимание на тот странный факт, что в последние 20-25 лет с европейской и американской оперной сцены исчезли прекрасные оперы Мейербера и оригинальная по содержанию, любимая публикой и даже Вагнером опера Фроманталя Галеви "Еврейка" *****.

Когда мы с Вами, милая оппонентка, приехали в Израиль, эти оперы ещё ставились во многих театрах Европы и Америки. У меня даже сохранились с тех пор видеозаписи двух опер Мейербера.

Не знаю причин их исчезновения. Но мне кажется, что оперы еврейских композиторов-классиков не исчезли из репертуара театров случайно. Они не знали спектаклей без аншлага. Поэтому говорить о том, что они устарели, просто смешно.

Преследуя Вагнера, мы его не уничтожили. Мы лишь повысили интерес к нему. Кроме того, на мировой оперной сцене не ставят оперы наших композиторов, что и подтверждает тезис Вагнера: евреи не имеют своего оперного искусства.

С горечью думаю я, что это - единственное достижение израильских вагнероедов - жёстких, упрямых, злобных, не умеющих слышать музыку и наслаждаться ею, воюющих лишь за право видеть свои имена под газетными статьями. Статьи же эти есть ничто иное, как обратная сторона знаменитого пасквиля "Иудейство в музыке".

ЛЕВИ ШААР

*pianissimo - очень тихо (назад)

**piano - тихо (назад)

***rinforzando - сильнее (назад)

****crescendo - постепенно усиливающийся звук (назад)

*****Имеется в виду опера «Жидовка», которая на русской сцене шла под названием «Дочь кардинала» (назад)

(Окончание следует)

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200749/?49_7_1
Previous post Next post
Up