Приятно упоминание своего имени кем-либо,
хотя и сказанное с сарказмом и иронией (Р.Б. Жданович, «Дуэль»,
№7(506)). Обращение как к знатоку вопроса грамотности в Древней и
средневековой Руси к чему-то обязывает, но в то же время осознаешь свои
ничтожные знания в этом историческом вопросе по сравнению с
профессионалами. Ведь с точки зрения осведомленности в отечественной
истории знания о ней можно разделить на несколько уровней. Самый
массовый уровень - те, кто живет в практическом мире и знание истории
для них ни к чему. Следующий слой - те, кто хоть немного со школьной
скамьи смутно помнит о каких-то исторических деятелях и событиях. Далее
следует слой людей, увлеченных историей, краеведы, любители исторических
романов, биографий и т.п., здесь же находятся те, кого можно назвать
коллекционерами, кто коллекционирует исторические факты и сведения,
складывая из них ту или иную историческую картину согласно своему
представлению или решая историческую головоломку. А над этим
историческим миром находится мир профессионалов, тех, кто посвящает
жизнь изучению той или иной области истории, для которых обязателен
проблемный подход, решаемый на основании фактического материала,
и который после ответов на вопросы «Когда? Где? Кто?» - обязан ответить
на вопрос: «Почему?». Такой ответственный историк не скажет: «Я знаю,
как это было на самом деле», а скажет: «Основываясь на своем
опыте и знаниях, я представляю себе дело следующим образом...»
(Борисов Н.С.). Нам же, использующим в рассуждениях своих чужие мысли,
исследования, предположения, данные, я думаю, можно высказывать только
свое мнение. Поэтому в вопросе о грамотности на Руси можно и любителю
истории высказать некоторые свои сомнения, тем более, что в данном
вопросе и среди профессиональных историков нет единого мнения (Медынцева
А.А., Окладников А.П., Сапунов Б.В., Хорошкевич А.Л. и др.).
Желание приукрасить собственную историю,
показать величие и значимость предков весьма похвально и понятно, но
ведь любые комплексы и в первую очередь национальные - губительны.
Поэтому нельзя грешить то наивным высокомерием, то постыдным уничижением
перед Западом или кем-либо еще. Комплексы - детская болезнь, и взрослому
человеку стыдно болеть детскими болезнями.
Возвращаясь к вопросу о грамотности,
попытаемся ответить на вопрос: «Для чего нужна грамотность?». Вполне
возможно, что всеобщая грамотность жизненно была необходима людям X-XI
вв. для общения в быту, написания жалоб, сообщения различных сведений
друг другу и т.п. Тем более, что материала для письма было достаточно -
береста, как и в древнем Египте дикорастущего (cuperus papyrus)
папируса, с той лишь разницей, что всеобщая грамотность египтянам не
грозила, хотя изготовление папируса, описанное Плинием Старшим (I в
н.э.), не было сложным. Как известно, первая берестяная грамота, на
которой обнаружили буквы, была найдена в Новгороде 26.07.1951г., на
следующий день нашлись 2-я и З-я грамоты. «...С увеличением числа
находок увеличивалось финансирование самих раскопок. Архива берестяных
грамот ...не обнаружено. В 1953 г. найдены грамоты, адресованные
историческим деятелям. ...Самая ранняя грамота XI в., самая поздняя
XV-XVI вв.». (Арциховский А.В.). Таким образом, береста
использовалась для письма 400 лет. За это время Новгород пережил
различные катаклизмы и потрясения, вот некоторые из них: «...В 1215
г. - большой голод... трупы лежали на улицах, население бежало из города
(Древняя Русь. Город, замок, село. М. 1985)». «В 1230 г. на Новгород
обрушился страшный голод, затем страшный мор. ...Всего в Новгороде
померло 48 тыс. чел. (НПЛ. М.-Л. 1950 г., стр. 33)». «В 1364-1370
гг. упоминается голод, в 1352, 1390, 1414 - мор (Ключевский В.О.),
1418 г. - чума в Новгороде (ПСРЛ. Т.П., с.232)». «1421 г.
гибель урожая, 1422 г. болезнь... 3 скудельницы (10 тыс. чел.) были
заполнены умершими с голоду (ПСРЛ. Т.11., с. 238)». Голод и мор не
раз возвращался в 1431, 1436, 1442, 1445 гг. и по некоторым оценкам
(Аграрная история Северо-Запада России, с.326), общая численность
новгородского и волостного населения уменьшилась в 2 раза и составила
примерно 250 тыс. чел. К XI в., как известно, произошел переход от
подсечного земледелия к пашенному, требовавшему приложения больших
усилий для земледельца (Шапиро А.Л.), что не способствовало появлению
свободного времени для изучения грамоты. Наличие всеобщей грамотности не
объясняет того, что не известны русские средневековые карты, школы,
буквари, библиотеки, способы доставки письменных сообщений и т.п. (Чекин
Л.С.).
Однако имелась сфера деятельности того
времени, где знание грамоты и наличие грамотных людей было необходимо -
это христианская вера. С принятием христианства славянами Киевской Руси
возникла потребность в грамотности, так как для богослужения по уставным
книгам требовались люди, умеющие читать. Князь Владимир, крестивший
Русь, грамоты не знал, как и его дружинники, поэтому в летописях его
звали «невеждой» (ПВЛ. СПб. Наука. 1996 г., с.176). Первыми
священнослужителями были греки и болгары, люди с Запада, у которых были
развиты церковное образование и книжность. Овладение грамотой и письмом
было истинным христианским деянием, служившим для распространения веры.
Попытки открыть школу для обучения грамоте относятся ко времени князя
Владимира, но свидетельства той эпохи говорят о трудности
распространения христианства и грамотности (ПВЛ. с 190).
В домонгольской Руси неизвестны школы,
созданные церковными или княжескими властями. Так в «Уставе» Владимира
Святославовича, содержащего перечень различных церковных заведений, нет
сведений об официальных школах (Российское законодательство Х-ХХ bb. T1.
M. 1984 г. с 149), хотя такие школы должны были открываться в первую
очередь в монастырях и при соборах. Возможно, это было связано со
строгостью монастырских уставов (Архангельский А.С.). Настоящий
христианин должен был быть не только грамотным человеком, но
«просвещенным» (что означало освещенным светом Господним), т.к. само
слово означало «крещение» (Дьяченко Г. Полный церковный словарь.
Репринтное издание. М. 1993 г.), а также начитанным в «божественных
книгах», т.е. «образованным», подобным образу Христа. Иными словами,
грамотный человек мог только распространять веру, а человек образованный
имел право судить о религиозности и объяснять те идеи, что были заложены
в христианском учении, говоря по-современному, «овладел всеми знаниями
человечества». Грамотный человек того времени черпал из книги только
одно - христианское миропонимание, других книг не было. Некоторые ученые
(Мордовцев), однако, делают вывод, что на Руси в средние века
существовали училища, так, в «Стоглаве» есть раздел об образовании, где
указано, что училища разрешено содержать лицам духовного звания по
разрешению церковного начальства. Однако сведений об учебниках как
таковых не имеется. Из рукописных «Азбуковников» (XVII в.) можно понять,
что в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету, т.е. это, по
сути, руководство учителю и наставление ученикам (Ярхо В. История
педагогики и образования. М.2003 г.). О школах нет упоминания и в «Киево-Печерском
патерике», документе Киево-Печерского монастыря.
Обучение грамоте - занятие дорогостоящее,
достаточно вспомнить, сколько сил и средств потратило молодое Советское
государство на ликвидацию безграмотности, однако оно работало на
перспективу, т.к. требовались люди для работы в промышленности и на
производстве. В средние века на Руси грамоте учили частным образом и
богатые люди. «…Создание и поддержание монастыря было делом
трудоемким» (Борисов Н.С.), а «русский торгово-ростовщический
капитал и в поздние времена ни в XVI, ни в XVII вв. не стремился
вкладывать капитал даже в военную промышленность», а тем более в
образование (Копанев А.И.). Простым людям хватало своих забот в
ежедневной борьбе за существование (Нефедов С.А. ж. «Клио», №3, 2002 г.,
Пашуто В.Т., Горский А.Д., Милов Л.В., и др.). Кроме того, требовалось
знать многое, без чего нельзя было обойтись в обыденной жизни. Например:
сколько саженей в версте Новгородской или Московской (Рыбаков Б.А.), что
такое обжа - мера поверхности, от величины которой зависел налог
(Абрамович Г.В.), объем кади (Никитский А.И.), мера зерна - дежа, пуз,
зобница, емкость новгородской бочки и московского ведра и т.д.
(Арциховский А.В.), меры веса - берковец, гривенка, почка, пирог (Кочин
Г.Е.). Сколько и чего можно купить на куну, ногату, резану, векшу,
деньгу, алтын, рубль (Спасский И.Г., Янин В.Л.), какая разница между
рублем новгородским и московским (Федоров Г.Б.) и многое, многое другое.
А по поводу грамотности приведем пример из недалекого прошлого. В 1903
г. приходским церквям в Москве принадлежало 908 зданий, 146 зданий
монастырей... В то же время половина москвичей была неграмотна.
Об уровне и распространении грамотности,
образования и просвещения можно судить по следующим признакам: Древняя
Русь не дала ни одного Отца церкви - общепринятого писателя-богослова,
причисленного к лику святых. Крупный знаток русской церкви (Голубинский
Е.Е. История русской церкви. Т. 1. М. 1997 г.) писал в начале XX в.:
«Став народом христианским, мы вовсе не стали народом просвещенным».
И далее - просвещение в домонгольский период и «...все последующее
время старой Руси до Петра Великого, именно - при совершенном отсутствии
всякого действительного просвещения или научного образования. Одна
простая грамотность, одно простое умение читать...».
Н. ВЕЛЬГА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200750/?50_6_1