Зависимость Европы от России будет расти,
пока все страны ЕС не выработают в отношении нее единой политики,
считают эксперты Европейского совета по внешним отношениям. В
опубликованном в Софии докладе «Аудит силы» эта новая европейская
организация исследовала отношения между Россией и ЕС. В 90-е годы для
европейских государств было легко найти общий подход к Кремлю, потому
что тогда их целью была демократизация бедной страны, которая испытывала
серьезные сложности. После вступления на пост президента России
Владимира Путина, роста цен на нефть и газ, выплаты внешнего долга и
укрепления экономики, Россия стала гораздо сильнее, неуступчивей и
сейчас вообще не стремится к взаимопониманию с Западом. В то время как
европейские лидеры говорят о взаимозависимости России и Европы, для
Москвы эта идея давно приняла формат асимметричной зависимости, потому
что Европа нуждается в России гораздо больше, чем Россия в ней, полагают
авторы доклада. Эксперты - директор Европейского совета по внешним
отношениям Марк Леонард и аналитик Нику Попеску - подчеркивают, что
Москва индивидуально выбирает страны-члены ЕС и связывает их
долгосрочными энергетическими договорами, тем самым подрывая основы
общей стратегии ЕС. Россия блокирует решение по Косово и успела
ограничить влияние ЕС в Центральной Азии и на Кавказе. Россия остается
самым противоречивым вопросом в ЕС, особенно после того, как Дональд
Рамсфелд разделил в 2003 году Европу на «старую» и «новую». Именно это
разделение заставило сообщество самостоятельно оценивать свои
возможности, отмечают докладчики. Реально в Европе проживает в 3,5 раза
больше человек, чем в России, ее военные расходы в 10 раз выше, размер
экономики в 15 раз больше. Однако различное отношение к Москве
стран-членов ЕС отправляет это преимущество на второй план, реально его
обесценивает. Авторы разделили страны ЕС на пять основных групп по
отношению к России. «Троянскими конями» они назвали Кипр и Грецию,
которые имеют с Россией серьезные экономические связи и защищают
российские интересы в ЕС через вето по ключевым вопросам. К
стратегическим партнерам отнесли Францию, Германию, Италию и Испанию,
которые имеют привилегированные отношения с Россией. К дружески
настроенным прагматикам причислили Австрию, Бельгию, Болгарию,
Финляндию, Венгрию, Люксембург, Мальту, Португалию, Словакию и Словению,
которые энергетически зависимы от Москвы, но в то же время отстаивают
европейские геополитические цели, в частности, влияние ЕС в бывших
советских республиках. На «точке замерзания» находятся отношения с
Чехией, Данией, Эстонией, Ирландией, Латвией, Голландией, Румынией,
Швецией и Великобританией, которые преследуют лишь собственные
бизнес-интересы. Ведущими «новой холодной войны» аналитики
назвали Польшу и Литву, которые с Кремлем имеют исключительно
напряженные отношения. Докладчики подчеркивают, что основной способ
решения существующих проблем - формирование единой европейской политики
по отношению к Москве. Если этого не произойдет, то Кремль продолжит
пользоваться формулой «разделяй и властвуй». Авторы не рекомендуют
разрывать заключенные двухсторонние контракты, но подчеркивают, что эти
договоры должны служить общим европейским целям. В качестве рецепта они
предлагают согласовывать проекты договоров в Европейской комиссии,
другую возможность влияния они видят в восстановление встреч лидеров
государств в формате «Г-7», а не «Г-8», как стало традицией в последнее
время. Эксперты советуют усилить влияние ЕС в отношении Украины,
Молдавии и кавказских республик. Причем, это влияние не должно
заключаться в дарениях и туманной перспективе членства ЕС, необходимо
реальное присутствие ЕС в этих государствах - экономическое и
экспертное, а также предоставление реальных стимулов в виде, к примеру,
облегченного визового режима. Европа должна убедить Россию при
заключении договоров действовать по европейским правилам. А европейским
компаниям и странам необходимо пользоваться услугами международных судов
всегда, когда Россия нарушает правила, как, например, тогда, когда
«Газпром» заставил Болгарию пересмотреть условия действующего договора.
Европе необходимо рассчитывать на взаимное выполнение договоров, а не на
приятные встречи в верхах, заключают докладчики.
Игорь ЛЕНКИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200750/?50_7_1