Падение шахского режима.
В Иране 1970-х гг. имелось немало социальных противоречий. Сверхдоходы
от продажи нефти - достояния государства - присваивались частными
лицами, членами семьи шаха и его приближенными, которые, вдобавок,
вкладывали их не в иранскую экономику, а в банки, недвижимость,
предприятия других стран.
Политическая власть была сконцентрирована в
руках шаха и его окружения, осуществляясь через подчиненную лично
монарху армию, кабинет министров и партию чиновников. Другие
политические группы были практически отстранены от участия в выработке
курса страны; символический парламент проштамповывал все решения
правительства.
Шах и его советники ориентировались на
Америку, поддерживали Израиль - при однозначно отрицательном отношении к
этим государствам подавляющего большинства иранского народа.
Ряд социальных проектов, осуществленных по
планам иностранных советников, привел к разорению деревень, росту
безработицы в городах, увеличению разрыва между богатыми и бедными.
Правительство, при поддержке шаха,
последовательно стремилось снизить в стране влияние ислама, однако
устаревшие обычаи и нормы отношений в обществе заменялись не народными
иранскими традициями, а западной масскультурой. Религиозные авторитеты и
патриотически настроенные иранцы критиковали антинациональный курс
властей; в стране распространялись проповеди аятоллы Хомейни и листовки
с призывами к свержению шаха.
Кризис шахского режима наступил неожиданно.
За короткий - порядка года - промежуток времени активизировались и
пришли во взаимодействие все вышеперечисленные факторы дестабилизации.
Участились религиозные и политические демонстрации, поддерживаемые
забастовками рабочих, особенно нефтяников. Сокращение доходов от продажи
нефти, вызванное этими забастовками, создавало серьезные проблемы для
правительства. То и дело закрывался базар. К демонстрациям
присоединялись скопившиеся в городах безработные. Националисты,
либералы, другие партии и движения использовали демонстрации и
забастовки для усиления своих политических требований к властям. Шахские
войска разгоняли и даже расстреливали демонстрации, но они повторялись,
а на сороковой день, в память о погибших, проводились новые шествия. По
мере нарастания кризиса с правительственного корабля побежали крысы -
министры один за другим уходили в отставку, справедливо опасаясь будущей
ответственности за соучастие в репрессиях против народа. Заколебался в
своей поддержке шаха и его главный политический патрон - правительство
США. Позже Джордж Буш- старший скажет, что «шаха надо было спасать любой
ценой». Однако у тогдашнего американского президента Джимми Картера не
хватило решимости - особенно на фоне проводимой им кампании «прав
человека» - поддержать правительство, совершавшее массовые расстрелы
демонстраций. Американцы также начали поиск вариантов «Ирана без шаха».
Надеясь смягчить всеобщее возмущение, 16 января 1979 года шах Ирана
Мохаммед Реза Пехлеви покинул страну.
Кульминацией кризиса стал, как и обычно для
режимов, опирающихся на военную силу, раскол в армии. Большинство высших
офицеров, гвардия и тайная полиция САВАК готовы были поддерживать шаха
до конца. Настроения низших чинов и солдат были, однако, иные. 9 февраля
1979 года вечером в Тегеране начались волнения на учебной базе
военно-воздушных сил. Попытки шахской гвардии силой расправиться с
приверженцами аятоллы Хомейни на базе оказались безуспешными. Восстание
распространилось на весь город; население получало оружие из арсеналов
военных. В ночь на 11 февраля был захвачен крупнейший военный арсенал
Дошан. 30 000 шахских гвардейцев не в силах были противостоять
стотысячным вооруженным толпам, а шахские танки были остановлены
бутылками с зажигательной смесью. Повстанцы взяли штурмом штаб-квартиру
САВАК; захватили главные управления полиции и жандармерии, здания
меджлиса, радио и телевидение, правительственные дворцы.
Крах шахского режима стал неизбежным.
Из высказываний аятоллы Хомейни:
«Мы действующий парламент своим не
считаем, мы это правительство своим не считаем. Все они изменники, все
предают интересы нашей страны.
Они (неоколониалисты) пытались и пытаются
задавить наши традиционные мысли, нашу национальную силу и через свои
разглагольствования и писанину навязать чужие традиции и культуру,
какими бы пошлыми и постыдными они ни были.
Угнетенные народы, сотрите угнетателей с
лица земли, ибо земля - божественная милость, и вы - её наследники».
Преобразования в Иране, произведенные в
начале 1980-х гг., разрешили многие социальные противоречия и сделали
возможным быстрое развитие иранского общества. «В исламском Иране, по
сравнению с шахским, ожидаемая продолжительность жизни поднялась с 50
лет до 68; коэффициент младенческой смертности упал более чем в 5 раз;
удельный вес детей с пониженной массой тела упал почти в 3 раза. На
образование в Иране тратят в относительных цифрах, как в Японии, и
больше, чем в России, Люксембурге, Чехии».
1 Характерной особенностью политической жизни
современного Ирана является деятельность Совета по охране конституции,
следящего чтобы решения чиновников соответствовали признанным
национальным интересам страны. Сама идея контроля народа или каких- то
специальных общественных структур над исполнительной властью не нова.
Она представляет собой обратную связь между народом и властью,
направленную на защиту базовых ценностей общества. В древнем Риме, Китае
имелись цензоры, дававшие представителям исполнительной власти моральную
оценку. Сунь Ятсен, в своем проекте «конституции пяти властей»,
предлагал ввести контрольную власть, основанную на конфуцианстве,
ставшем к тому времени базовой нормативной ценностью китайского
общества. В Иране, в соответствии с представлениями аятоллы Хомейни о
ключевом значении для процветания и защиты иранского общества на
современном этапе исламской идеологии, Совет по охране конституции
формируется из теологических авторитетов.
2 Еще один метод контроля народа над
исполнительной властью предусмотрен в статье 142 иранской Конституции:
«собственность лидера страны, президента, заместителей президента,
министров, а также их жён и детей проверяется главой судебной власти до
и после окончания службы указанных лиц на предмет предотвращения её
незаконного приращения».
Иран и Россия.
Нетрудно видеть, что основные социальные противоречия в Иране 1960- 70-х
гг. и в современной Российской Федерации во многом похожи. Сверхдоходы
от продажи нефти - государственного достояния - в РФ сегодня, как и в
Иране времен правления шаха, присваиваются частными лицами, вкладываются
в экономику других стран. Личные состояния олигархических «семей» в РФ
сопоставимы с личным состоянием шахского окружения - на фоне
пропорционально сходной бедности основной массы населения. Политическая
власть в современной России, так же как и в шахском Иране,
сконцентрирована в руках узкого клана, так же опирается на силовые
структуры и пропагандистский аппарат, так же реализуется партией
чиновников и даже так же проштамповывает законы через столь же
символический парламент. Как из шахского Ирана, так и РФ сегодня
вывозятся капиталы и иные ценности в страну- патрон, США.
3 Псевдопатриотическая риторика нынешних российских - как и тогдашних
иранских - властей так же загадочно сочетается с их антинациональным
курсом, внутренним и внешним. И даже недавнее помпезное празднование
300-летия Петербурга на фоне развала экономики так же напоминает столь
же абсурдное, на фоне средневековой отсталости страны, празднование в
1971 г. в Иране 2500-летия монархии.
Имеются, конечно, и различия. Так, шах не
догадался для сплочения вокруг себя народа организовать маленькую
победоносную войну с Японией или с Грузией. Не додумался он, опять- таки
для консолидации общества, и проплатить пышные церковные молебны.
Впрочем, надо заметить, что шах вообще держался на троне гораздо
увереннее, чем нынешняя российская олигархия. Ведь он считал себя
хозяином страны, так сказать, наследственным, да и референдум по
ключевым вопросам своей политики, хоть один раз, худо-бедно, но все таки
провел. А законность присвоения российской олигархией государственной
собственности глубоко неясна даже ей самой, не говоря уже о том, какие
оценки дает ей - хотя пока и не на референдумах - ограбленный народ.
Заключение.
Социальные системы, содержащие в себе серьезные общественные
противоречия - например, между паразитическими ОПГ и нормальными
производительными структурами, - неустойчивы. Это, в особенности,
относится к системам, правящая верхушка которых сама представляет собой
организованную преступную группировку: криминальную олигархию, мафиозную
клику, авторитарную диктатуру и так далее.
Социальные системы, как и любые другие
природные образования, стремятся к устойчивому и энергетически
оптимальному состоянию. Трансформация управляющих и иных общественных
структур при этом может быть резкой - революции, фазовые скачки… или
более плавной - эволюция, реформы… Периоды критических переходов
характеризуются обострением и взаимодействием- синхронизацией основных
противоречий общества. Для социальных структур, являющихся клиентами
других, условием трансформации в критический период является слабость
или кризис системы- патрона.
4 Сегодняшняя политическая система РФ
неустойчива и во многом подобна, в том числе в отношении действующих
противоречий, шахскому Ирану. Поэтому можно предполагать, что ее
движение к более устойчивому состоянию будет иметь сходные с развитием
событий в Иране черты. В частности, наступление критического периода, во
время которого могут быть проведены существенные преобразования,
разрешающие общественные противоречия, должно характеризоваться
обострением и синхронизацией следующих конфликтов: 1) борьба за
возвращение в государственную собственность основных источников
национального богатства (недра, леса…); 2) борьба за прекращение вывоза
из страны капитала, за возвращение из США т.н. Стабилизационного фонда и
пр.; 3) борьба против этнических ОПГ, контролирующих сегодня рынки,
экономику России; 4) борьба против антинациональной псевдокультуры.
Благоприятным, а может быть и ключевым, условием для трансформации
олигархической социальной системы в России является ослабление главного
политического патрона нынешних российских властей - администрации США.
5 Н.В. ОВЧИННИКОВ
Примечания:
1Цит. по Лунев
С.И. «Сохранение культурных принципов как важнейшее условие гармоничного
развития: пример стран Востока».
(Назад) 2Исламская
идеология и социальные нормы представляют собой в современном Иране
защитный барьер против попыток западных стран и международной мафии
восстановить контроль над Ираном (в том числе путем предварительного
внедрения космополитической масскультуры и потребительской психологии).
Успешное развитие современного Ирана во многом обязано этой «защитной
оболочке».
Аналогичный защитный характер имеет и
конфуцианский/ коммунистически- конфуцианский идеологический барьер в
современном Китае.
(Назад) 3Социальная
система А является клиентом социальной системы Б, если из А в Б
регулярно происходит вывоз капитала или иное неэквивалентное перемещение
ценностей. Это изъятие представляет собой, с одной стороны, дань, явно
или неявно взимаемую патроном с подчиненного клиента, с другой - плату
правящей верхушки системы- клиента за политическую и иную поддержку
своих патронов.
(Назад) 4Например, важным
фактором победы иранской революции стала слабость тогдашней американской
администрации - патрона шаха. Республиканцы могли пойти на гораздо более
жесткие методы, включая прямое вторжение в Иран, чтобы удержать шаха.
(Назад) 5Российская
олигархия в целях собственной безопасности прочно привязала экономику
страны к Западу. Поэтому ослабление или кризис западной экономики
(например, резкое падение спроса на нефть или курса доллара)
автоматически повлечет за собой ослабление нынешнего правящего режима в
РФ; будет содействовать установлению в стране правительства, выражающего
национальные интересы.
(Назад) В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200751/?51_3_3