В
43-м
номере (и в более поздних, которые я не читал) газеты «Дуэль» Леви Шаар
из Израиля, защищая музыку Вагнера, пишет («Письма о Вагнере»,
www.duel.ru), что в Израиле Вагнер запрещался. Это же он пишет и об
СССР, что меня несколько удивило. Возможно, что в течение войны Вагнера
не передавали по радио, но после войны - точно передавали. Я помню оперу
«Моряк-скиталец» («Летучий голландец»), ну и запись исполнения
«Лоэнгрином Лоэнгринычем» Собиновым арии Лоэнгрина. У меня и сейчас
сохранились пластинки середины 50-х годов с увертюрами «Тангейзер»,
«Нюрнбергские мастера пения» («Нюрнбергские майстерзингеры»), я помню с
тех пор из радиопередач «Вступление и смерть Изольды» из оперы «Тристан
и Изольда» и увертюру к опере «Риенци».
Сразу же
нашлось в Интернете описание диска: www.moymir.ru
«Диск
содержит: два мировых музыкальных шедевра - оперу «Аида» Джузеппе Верди
и оперу «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, записанные легендарной труппой
Большого театра в середине 50-х годов XХ в.
…
2.
Лоэнгрин. Рихард Вагнер (1813-1883)
Либретто
композитора.
Генрих -
Г.Троицкий.
Эльза -
Е.Шумская.
Фридрих -
И.Богданов.
Лоэнгрин -
И.Козловский.
Ортруда -
Е.Смоленская.
Глашатай -
Ю.Галкин.
Хор и
Оркестр Всесоюзного радио,
Дирижёр
С.Самосуд.
Запись
1954
1 (6)
Увертюра
2 (7) 1
действие. На берегу Шельды
3 (8) 2
действие. Двор Антверпенского замка)
4 (9) 3
действие. Антракт. Покои Антверпенского замка. На берегу Шельды».
Я
обратился на оперный форум в Интернете: www.classicalforum.ru,
www.classicalforum.ru
Привожу
отрывки из высказываний участников.
Nadejda
После
войны в МАЛЕГОТ (Михайловском, Ленинград. - В.Г.) постоянно шёл
«Летучий Голландец». В 50-60-х Вагнера регулярно ставила Латвийская
опера: «Тангейзер» (1956), «Лоэнгрин» (1958), «Валькирия» (1963),
«Летучий Голландец» (1970). Они привозили Вагнера в Ленинград, когда
театр приезжал на гастроли в конце 50-х. Я сама слушала у них
«Тангейзера».
Mikky
Ариозо
Вольфрама из «Тангейзера» А. Иванов (баритон-солист ГАБТ) исполнял в
1947 г.
Predlogoff
V.V.
Голованов
(умер в 53-м) … и оркестрового Вагнера тоже записал после войны - и
увертюры, и симфонические фрагменты из его опер.
Так что
слова о «запрете» на Вагнера в СССР не имеют под собой реальной почвы.
Другое
дело, что Вагнер не был «коньком» Большого театра и представлялся чем-то
не слишком «оперным» по тем временам и кроме, быть может, «Лоэнгрина»,
который всё же довольно лиричен даже по «чайковско-вердиевским» меркам,
большим успехом у тогдашней публики вряд ли пользовался бы.
Между
нами, мальчиками и девочками, говоря, Вагнер и сегодня-то мало кому
доступен в силу неимоверных временнЫх масштабов своих творений. Его надо
УМЕТЬ слушать в «реальном времени» - я охарактеризовал бы это как
«погружение» в мир его философских условностей, многоречивых и
велеречивых текстов и в его оркестровый «океан».
Между
прочим, в советские годы был ещё один важный репертуарный крен, который
не грех и сегодня было бы возродить - крен в сторону преимущественных
постановок РУССКИХ опер в их классически-консервативном виде. Это была
тоже одна из причин того, что Вагнера не слишком-то почитали на
советской оперной сцене - ведь русский репертуар довольно велик и
разнообразен…
Кроме
того, Вагнер слишком тяжёл ещё и с точки зрения оркестра - и оркестры
большие, и музыки много. Кстати, и вокалистов надо для этого иметь
«пробивных»
*. Помню, читал, как Голованов восхищался зарубежными
постановками «Тристана» - он писал, что голоса, как пушки, пробивают
какой угодно оркестр: (А Изольда здоровенная - получится, если сложить
вместе 4 таких, как Нежданова.)
Так что
для отсутствия Вагнера в советском репертуаре имелись и объективные, и
субъективные причины (я далеко не все перечислил), но «запретов» не
было, несмотря на Великую Отечественную войну с немцами и т.п.
И
свидетельство тому - репертуар и фонограммы той поры.
Постановки
«Лоэнгрина»: Рига (1956), Киев (1958), Ленинград (1962)
Что
касается коннотаций Вагнера и Гитлера и вообще - арийских легенд и
мистики, принятых фашистами в пропагандистской работе, то подобные
связки в СССР не работали: тут вообще мало кто верил в эту чепуху. Да
мало кто и знал о ней. У нас были другие идолы, так что какие-то там
«арии» и их восхваление фашистами не было достоянием широких кругов
публики и никто не думал отменять Вагнера только потому, что его, видите
ли, гитлеровцы подняли, как знамя «немецкой музыки».
Кстати,
Рихард Штраус лично за ручку здоровался с Геббельсом и обнимался с ним -
и что же теперь? «Саломею» с «Электрой» не ставить ?
Штрауса
тоже играли постоянно, а его отсутствие в оперных театрах объясняется
опять же не «запретом», а невостребованностью. (В 50-х у меня была
пластинка с записью его увертюры «Тиль Уленшпигель». - В.Г.)
Другие
«идеалы» были, официально почиталась и превозносилась русская классика и
романтика - что правильно, а тогдашняя публика не особо горела желанием
слушать ни Вагнера, ни Штрауса.
Дабы
окончательно развеять миф о якобы имевшем место «запрете в СССР на
Вагнера», предлагаю послушать увертюры и оркестровые фрагменты из опер
Вагнера, записанные в 40-50-х годах великим русским дирижёром Николаем
Семёновичем Головановым.
Предлагаю
также послушать 5 песен на слова М. Везендонк, записанные М. Максаковой.
… Прошу обратить внимание, что оркестровый аккомпанемент звучит в
исполнении оркестра под руководством Голованова.
По
прослушивании вагнеровских записей Голованова можно сделать вывод, что в
его лице мы имели, без сомнения, потенциально одного из ВЕЛИЧАЙШИХ
вагнеристов. И форсированное звучание всех оркестровых групп, особенно
ударных и медных духовых, столь же любимых Вагнером, сколь и Головановым,
и грандиозные нарастания, вскипающие фортиссимо и тут же «бесконечные
угасания», и волнообразная динамика, и резкие срывы темпов, и
глубочайшие цезуры, ничуть не нарушающие целостности музыкального
повествования - всё это отлично «ложится» на творческую индивидуальность
Голованова. Представляю себе, как он сокрушался, что не может поставить
Вагнера в должном объёме ввиду его (Вагнера) невостребованности.
Но опять
же сам факт фиксации всех этих произведений на магнитной плёнке в
40-50-е годы сомнению не подлежит.
В данном
наборе звучат: увертюра к «Тангейзеру», Вступление к «Парсифалю» и из
него же «Чудо Святой пятницы», увертюра к «Майстерзингерам» и, конечно,
«Вступление и Смерть Изольды» - куда уж без них!
Прослушав,
можно убедиться, что в своём подходе к вагнеровскому оркестру Голованов
не уступает любому западному в том числе немецким дирижёрам, включая
Фуртвенглера, Клемперера и Караяна.
Та же
запись включает и 5 вышеупомянутых песен в исполнении Максаковой и
оркестра под управлением Голованова.
В.Б. ГУБИН
* Оркестр Вагнера - никогда не помеха русским
исполнителям. Наш - пусть не оперный - Скрябин тому подтверждение. А вой
вокалисты... Вагнер рассчитывал на «инструментальную», сфокусированную
по частоте постановку голоса.
В России
же постановка близка к belcanto c широкой амплитудой каждого звука
(отсюда его красота). Это главная причина, почему у нас нет вагнеровских
вакалистов.
Вагнер
всегда был у нас востребованным. (Прим. ред.
(Назад) В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200803/?03_7_2