Происходящее описывается просто: РФ в экономическом смысле - страна
зависимая, практически колониальная. Невзирая на всю централизацию
политической власти, концентрацию нефтегазовых доходов в руках
государства и сотни миллиардов долларов, проливающихся на Росфедерацию
от экспорта сырья и энергоносителей, перед нами - очевидно
несамостоятельное образование. В РФ не созданы дееспособные структуры,
способные воспринять все эти потоки нефтегазодолларов, превращая их в
инвестиции на приоритетных направлениях, в долгосрочные кредиты для
создания передовых производств.
Где деньги, Зин?
В банковском смысле РФ - колония развитых стран. Обратимся к примеру с
реальным сектором.
Чтобы профинансировать грандиозные (а других в борьбе с разрухой просто
не получается) программы развития страны, нужны мощнейшие
специализированные банки. Аналогичные тем, что имелись в СССР. Один
банк-гигант должен заниматься аграрными делами, другой -
машиностроением, третий - строительством и т.д. Причем такие супербанки
должны выдавать кредиты больших объемов под низкие проценты - и лет на
десять. Необходима трехуровневая банковская система: Центробанк -
специализированные банки-гиганты - банки мелкие, коммерческие,
сберегательные и инвестиционные.
Подобной системы в РФ нет. В ней имеются Центробанк и тысячи мелких,
маломощных «банчков». Причем самые крупные банки Росфедерации не входят
в двадцатку мировых банков. Они - карлики. Выдать большие ссуды,
необходимые для осуществления аграрной программы, они не в силах. Нет
ресурсов.
Государство не создает источника ликвидности для банков. Российские
банки ходят за «длинными деньгами» на Запад. Там они берут большие
кредиты под 4 процента годовых, а потом перепродают их клиентам в РФ
вдвое-втрое дороже. За счет этого предприятия могут брать кредиты, за
счет этого развивались ипотека и потребительский кредит. Если на Западе
брать «длинные деньги» больше не удастся, то для хилой экономики РФ это
- катастрофа.
В то же время на Запад за «длинными» и долгими кредитами пошли и крупные
компании РФ (здесь-то брать не у кого). Пошли и «Газпром», и «Роснефть».
В самые сжатые сроки российские компании нахватали на Западе долгов
вдвое больше, чем РФ за годы правления Ельцина: свыше 300 миллиардов
долларов. Чтобы отдавать такие тяжелые долги, российскому большому
бизнесу приходится все время перекредитовываться. То есть, перезанимать
деньги, брать новые кредиты для того, чтобы отдать старые. И если
источники кредитов на Западе иссякнут, крупные компании РФ окажутся
банкротами.
Беловежская колония
Страна в очередной раз может пасть жертвой «либерального
фундаментализма», коим наши верхи маются с декабря 1991 года. Ну,
скажите на милость, почему взять десятки миллиардов долларов кредитов в
европейских банках на постройку новых трубопроводов «Газпрома» (да еще и
под большой процент!) - это рыночно, а занять те же суммы для того же
самого у собственного государства - нерыночно? Почему лучше отдавать
сотни миллиардов «у.е.» с процентами на Запад, чем возвращать их
Российской Федерации? Почему рыночным считается попадание страны в
опасную зависимость от внешних сил?
Но таково положение РФ: она несуверенна в финансовом плане. Сотни
миллиардов долларов, полученных «беловежской Россией» от экспорта нефти
и газа, попадают не в сильную банковскую систему России (ибо ее попросту
нет), а в так называемые Стабфонд и золотовалютные резервы РФ. То есть -
в финансовую систему Запада (ибо Россия свои резервы хранит либо на
счетах в инобанках, либо в ценных бумагах США и Европы). А Запад из
наших же денег выдает отечественным банкам и компаниям «длинные
кредиты».
Вернее, выдавал. Сейчас из-за кризиса на ипотечном рынке США и падения
доллара западные финансисты перестали кредитовать банки РФ. Им самим
ликвидности не хватает.
Не разрушать, а строить
Чем это грозит РФ? Социально-экономическим крахом. Банковский кризис
из-за прекращения притока «длинных денег» с Запада может породить нечто,
что похоже на финансовую катастрофу 1998 года. Только на новый лад.
Положение государства незавидно: на глазах рушится стабильность, что
выстраивали в 2000-2008 годах. Плюс дорожает продовольствие.
Что делать? Понятно, что нужно экстренно наращивать производство хотя бы
того же продовольствия, чтобы уменьшить зависимость от импорта. Но как?
Дело не только в том, что необходимо составить грандиозные планы и
воплотить их - а в элите РФ уже нет людей с опытом работы по пятилетним
программам. В конце концов, у коммунистов в 1928 году тоже не имелось
подобного опыта, но они смогли справиться. Вопрос в другом: под такую
работу нет кредитно-финансовой системы! Что тогда толку, что сегодня у
Москвы есть полтриллиона долларов во всяких резервах. «Заливать»-то их
некуда. Это как если вы стоите на обочине с огромной канистрой бензина в
руках, но у вас нет автомашины, чтобы ее заправить. Просто раздавать
деньги, не имея системы для их грамотного и хозяйского распределения,
системы для отбора бизнес-проектов и контроля за их исполнением? Не
выход. Деньги просто будут разворованы, вызвав гиперинфляцию.
Значит, нужно экстренно создавать систему мощных
супербанков-индустриализаторов, насыщенных «длинными деньгами».
Укомплектованных специалистами экстра-класса. Но как? Сама собой
(рыночным путем) такая система не сложится. Сама по себе сложилась как
раз нынешняя, полуколониальная банковская система. Значит, выход есть
только один: создавать такие супербанки искусственно, проектно. Усилиями
государства. Закачивать в банки сверхдоходы от нефти и газа. А вокруг
таких банков-гигантов выстраивать сильные производственные корпорации,
реально обеспечивая перелив средств из добычи сырья в сложные
производства, в научно-технический прогресс и аграрную сферу.
Массовая стерилизация
Так строили свою экономику японцы после Второй мировой, так (подражая
им) действовали и южные корейцы. Именно это и нужно было делать после
1998 года.
После дефолта отечественное производство ожило и стало расти. Оно стало
конкурентоспособным. Одновременно пошли в гору цены на нефть,
обеспечивая РФ приток нужной ликвидности. Вот тут-то и надо было
создавать новую банковскую систему, закачивая в нее нефтегазодоллары.
Создавать неоплановую экономику больших корпораций.
Но власть бездействовала. Вернее, действовала - но как будто планомерно
готовила тот кризис, что грозит нам ныне. Итак, те сотни миллиардов
долларов, что притекали в РФ за счет повышения мировых цен на
энергоносители, были объявлены «плохими». Их надо, мол, «стерилизовать»:
откачать в золотовалютные резервы и Стабфонд. И сложить их де-факто на
Западе. Огромные суммы, которые могли бы пойти на создание системы
супербанков развития, оказались выведенными из экономики РФ. Да еще так,
что теперь обесцениваются стремительными темпами из-за падения курса
доллара и фактической доходности облигаций казначейства США (которые
теперь имеют отрицательную доходность). Предложение Торгово-промышленной
палаты РФ (вкачать эти деньги в несколько крупных российских банков)
было в 2003 году отвергнуто.
Нужно было параллельно с выстраиванием новой банковской системы
разрабатывать планы стратегического развития. Но они в РФ появились с
чудовищным запозданием: лишь в 2006-2007 годах, да и то в неполноценном
виде. За это время колоссальные суммы оказались потраченными совершенно
бездарно: например, годовой бюджет Белоруссии истратили на выкуп
«Сибнефти».
Вместо того чтобы превратить нефтегазовые сверхприбыли в источник
развития РФ, власть их «стерилизовала». А фактически - кастрировала
будущее страны. И вот итог: к 2007 году эффект дефолта 1998 года
оказался полностью утрачен - производство в самой РФ стало
нерентабельным. Как и накануне 1998-го, стал ударными темпами расти
импорт. А оставшееся в Росфедерации производство стремительно потекло в
Китай: там выпускать товары гораздо выгоднее.
Что в итоге? Росфедерация оказалась на грани новой
финансово-экономической катастрофы. Угроза кратного роста цен на еду -
налицо. Грандиозные планы реконструкции ЖКХ, развития авиапрома,
судостроения, нанотеха, ВПК, портов и железных дорог теперь могут
рассыпаться, словно карточный домик. Равно как и нефтегазовые планы.
Национальный проект «Доступное жилье» терпит крушение на наших глазах.
Попытки Москвы играть роль великой державы, манипулируя «газовым
краном», могут нарваться на ответный удар в виде перекрытия
продовольственных поставок и «длинных кредитов».
Теперь власть за закрытыми дверьми лихорадочно ищет выхода из
создавшегося положения. Найдет ли? Одно можно сказать: 2008-й имеет все
шансы стать годом чрезвычайной ситуации.
Кризис кадров
Самое же плохое заключается в том, что у Кремля нет запаса компетентных
кадров для исправления положения в экономике.
Кто определял и определяет экономическую политику РФ в период «после
Ельцина»? Во-первых, «птенцы чубайсова гнезда». Это, скажем, многолетний
министр финансов и нынешний вице-премьер Кудрин. Ярый «стерилизатор».
Субъект, который не знает других положений экономической науки, кроме
ультралиберальных, делающий вид, будто в мире нет успешного опыта
проведения нелиберальной экономической политики. Человек, повинный в
нынешнем тупике, по-прежнему определяет финансовую политику РФ.
Такого же поля ягода - глава ЦБ РФ Игнатьев. Они с Кудриным работают в
тесной связке. Поэтому в стране нет полноценной банковской системы, а ее
финансовые резервы служат развитию экономик США и ЕС, а не самой
Росфедерации.
Семь лет Минэкономразвития управлял Герман Греф. Он оказался бессильным
сформировать статегические взаимоувязанные планы развития страны, не
увидел летом 2007 года грозящую перспективу банковского кризиса пополам
с подорожанием продовольствия.
Неизвестно по каким признакам стал главой Экспертного управления АП РФ
юноша Дворкович. Человека, учившегося экономике на Западе по все тем же
либеральным схемам, ни разу в жизни не руководившего ничем серьезным,
назначили «главным экономическим мозгом» сначала Минэкономразвития, а
потом - и президентской администрации. После 2000 года вообще
наблюдается тенденция: молодые люди с безграничной верой в
обанкротившиеся либеральные теории выскакивают как чертики из табакерки
- и назначаются властью на ответственейшие посты. Непонятно за какие
заслуги.
И вот вся эта компания теперь думает, как спасти РФ от накатывающего
кризиса. Что они наизобретают?
Управленческий дефолт в РФ-государстве, о котором с 2002 года
предупреждали многие эксперты (от либерального Сергея Чернышова до
социалиста Михаила Хазина), свершился. Оказалась права рать компетентных
экономистов (к коим не думает обращаться власть), когда говорила, что
политика, проводившаяся с 2000 года, чревата катастрофой. И вот приходит
час расплаты.
Какое-то время можно продержаться. Кризис задолженности крупных
компаний, например, преодолеть за счет того, что на погашение их долгов
спустят накопленные в резервах ЦБ РФ и в Стабфонде сотни миллиардов. Но
вот дальше… Дальше подступают проблемы посерьезнее. Волна за волной.
Нехватка природного газа и его вздорожание до европейских расценок - с
последующим крахом территорий и целых отраслей. Нехватка газа для
электроэнергетики - и отпуск электротарифов на свободу с последующим их
взвинчиванием. Кризис физического износа электроэнергетики, жилья и ЖКХ,
транспорта. Кризис нехватки квалифицированных кадров. И так далее.
Как избежать новой катастрофы? По-хорошему, нужна новая национальная
дискуссия. Но готова ли к ней власть?
В. КУЧЕРЕНКО,
http://gazetanv.ru В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200804/?08_2_1