(Окончание, смотри
[1] )
В свою очередь, среди защищавших Зимний
находились так называемые ударники - солдаты и офицеры, поклявшиеся
воевать до победы. Наиболее боеспособной группой защитников Зимнего были
офицеры. Но основная их масса вечером 25 октября была настолько пьяна,
что плохо ориентировалась в пространстве и занималась выяснением
отношений друг с другом.
Отдельную группу защитников Зимнего дворца
составляли женщины-ударницы. Среди этой разношерстной группы были и
еврейки.
Наиболее боеспособную группу могли
представлять казаки. Но вскоре почти все они покинули дворец, оставив
там часть своего вооружения юнкерам. В Зимний казаки пришли с боевым
настроением обороняться от Ленина, ибо у него вся "шайка из жидов". Но
вскоре "еврейский" фактор опять изменил их настроение: они увидели, что
обороняющиеся не представляют сколько-нибудь реальной силы. Тогда казаки
заявили, что и Временное правительство состоит "наполовину из жидов", а
защищают его только "жиды да бабы", "а русский народ там, с Лениным
остался". Возможно, казаки тогда "обиделись" на юнкера, оказавшегося
евреем и не пустившего их в царскую молельню, ибо строго следовал
приказу никого в нее не впускать.
Среди защитников Зимнего, оставшихся до конца
верными Временному правительству, большинство составляли юнкера, среди
которых было немало евреев: Гольдман, Шварцман, Шапиро, братья Эпштейн и
другие. После падения самодержавия и ликвидации всех форм дискриминации
евреев еврейская молодежь устремилась в юнкерские училища, еще недавно
закрытые для приема евреев. Еврейские газеты сообщали, что "люди,
ворвавшиеся в Зимний дворец по приказу Троцкого-Бронштейна, выкрикивали
с яростью: "Дайте нам жида Керенского!". Солдаты считали, что первым
делом после переворота надо "резать жидов", а на замечание, что и среди
большевиков они тоже есть, отвечали: "Спасибо, научили, а теперь они нам
ни к чему!"
Многомиллионое российское еврейство ощущало
резкое усиление антисемитских настроений и опасность погромов в стране.
В своей массе оно оставалось консервативным, желая, насколько это было
возможно в условиях войны, сохранить традиционный образ жизни, следовать
указаниям авторитетных раввинов. Евреи не поддерживали радикальные идеи,
которые могли привести к необратимым изменениям в устоявшейся веками
жизни. Они понимали, что любые народные волнения и смуты несут евреям
тяжелейшие бедствия. Еще свежи были в памяти акты кровавого насилия в
революцию 1905 г. Еврейская масса предпочитала оставаться в стороне,
сохранять нейтралитет и не вмешиваться в дела других народов, среди
которых евреи жили.
Еврейские национальные партии, как вся
демократическая Россия, решительно осудили большевистский переворот.
Даже занимавшая наиболее близкую к большевикам позицию Еврейская
социал-демократическая рабочая партия (Поалей Цион) враждебно отнеслась
к перевороту и потребовала передачи всей власти в стране Учредительному
собранию. На заседании сионистского "мерказа" - ЦК сионистской
организации России - прозвучали призывы к борьбе с "узурпаторами" и
созданию "всероссийской еврейской обороны". Газета сионистского
направления "Тог блат" заявляла: "В марте месяце революция была
народной в полном смысле этого слова, теперь она представляет только
солдатский заговор".
Другой сионистский орган "Рассвет" писал: "Большевизм
ведет к анархии, враждебный к всему интеллигентному, к всему
буржуазному, он, конечно, не сможет вести столь сложный государственный
механизм. Разруха неизбежна; голод и усобица; грабежи и погромы. И мы,
евреи, самая слабая, самая неустойчивая и беззащитная часть
многомиллионного населения России, - мы не можем не содрогаться перед
столь близким и столь неизбежным будущим".
Бунд, находившийся в решительной оппозиции
сионистам, на этот раз выступил в унисон с ними, решительно протестуя
против насильственного захвата власти большевиками. Представители Бунда
покинули заседание Второго съезда Советов. Печатный орган Бунда "Арбетер
штиме" писал: "Большевистский переворот есть безумие". Орган
Еврейской народной группы, руководимой Максимом Винавером, газета
"Еврейская неделя" констатировала: "Висевшая на краю пропасти Россия
свалилась в бездну. Анархия проникла в центр. Правительство исчезло.
Огромная страна распалась на куски, которые валяются в пыли и мусоре
пронесшегося над ней большевистского урагана".
Аналогичную позицию к перевороту заняли
евреи, игравшие видную роль в ряде партий и выражавшие, разумеется, не
только свою, но позицию своих партий. Абрам Гоц, лидер фракции
социалистов-революционеров, стал председателем Комитета спасения родины
и революции и одним из руководителей вооруженного восстания юнкеров в
Петрограде 29-30 октября. Газеты сообщали, что революционные солдаты и
матросы с особой жестокостью расправляются с юнкерами-евреями.
Сообщалось, что на Преображенском еврейском кладбище в Петрограде
тысячная толпа сопровождала пятьдесят жертв большевистского переворота.
Впрочем, еврейская масса не готова была
протестовать против новых хозяев. Как и русская либеральная
интеллигенция, многие евреи исходили из того, что большевики долго у
власти не продержатся и ситуация разрешится созывом Учредительного
собрания.
Было немало и тех, кто стремился
дистанцироваться от событий в российской столице и начавшегося перехода
власти к радикальным ультаралевым элементам на местах.
Дело в том, что к середине ноября стало
известно о Декларации Бальфура - заявлении британского правительства о
поддержке создания еврейского национального очага в Палестине. Это
известие воспринималось как подлинный праздник и обращало взоры
значительной части евреев в сторону Палестины... Любопытно, что
переворот поддержали некоторые черносотенные газеты. Захват Зимнего
вызвал восторженную реакцию черносотенно-популистской "Грозы": "Слуга
англичан и банкиров еврей Керенский ...метлой вышвырнут из Зимнего
дворца... 25 октября большевики объединили вокруг себя все полки,
отказавшиеся повиноваться правительству из жидов и банкиров,
генералов-изменников, помещиков-предателей и купцов-грабителей".
Со стороны монархических сил были иные оценки
произошедшего переворота, но все они опять же сводились к зоологическому
антисемитизму. Один из будущих вождей белого движения генерал С. Марков
записал в своем дневнике: "Как пала Россия - шпион стал во главе ея,
а жид - во главе армий".
Среди большевиков было немного евреев,
значительно меньше, чем, скажем, среди меньшевиков, которые решительно
осудили захват власти узурпаторами. Перепись среди членов РКП(б),
проведенная в 1922 г., свидетельствует о том, что только 958 евреев
вступили в большевистские организации до 1917 г., что составляло около
4% всех членов партии накануне падения царизма. Между февралем и
октябрем 1917 г. к большевикам присоединилось, судя по той же переписи,
еще 1175 евреев. Все это были в своем абсолютном большинстве, как назвал
их один историк, "нееврейские евреи" - "интернационалисты", далекие от
еврейской традиции и культуры. В самом начале 1918 г. участник Третьего
Всероссийского съезда Советов рабочий-еврей из Москвы, отвечая на вопрос
о национальной принадлежности, объявил себя "интернационалистом", указав
в анкете, что "революция отменила национальности".
Несмотря на весьма незначительное число
евреев в партии, захватившей власть, среди высшего большевистского
руководства евреи составляли около двадцати процентов. Абсолютное
большинство среди них отвергали или считали несущественным свое
происхождение. Они страстно ждали победы мировой революции, которая
окончательно покончит с разделением людей по национальному признаку.
Самым известным среди большевистского руководства был Лев
Троцкий-Бронштейн - пламенный трибун и организатор, будущий создатель
Красной Армии. Он так же, как и его товарищи других национальностей,
считал себя интернационалистом. Но для всей белой и монархической
пропаганды, обретшей второе дыхание в наши дни, имя Троцкого стало
воплощением еврейского господства в России, еврейского характера
большевистской власти. Между тем, в 1918 г. большевистскому руководству
оказалось невозможным найти среди евреев-большевиков людей, которые бы
знали идиш, для того чтобы начать издавать еврейскую коммунистическую
газету. Однако большевики еврейского происхождения, ставшие в мгновение
ока у кормила власти, как и их русские, латышские и польские
единомышленники, были фанатично преданы идеям мировой революции,
пролетарской солидарности и интернационализма.
В условиях крушения моральных норм
большинства населения, еврейские массы стали объектом невиданного
насилия. В кровавых погромах, в которых были зверски убиты до двухсот
тысяч евреев (на Украине, в Белоруссии и европейской части России),
участвовали все противоборствующие в Гражданской войне силы - от белых
до красных. Николай Бердяев вспоминал, что в разгар коммунистической
революции его сосед-еврей при встрече с ним часто говаривал: "Какая
несправедливость, вы не будете отвечать за то, что Ленин русский, я же
буду отвечать за то, что Троцкий еврей". Говорили, что мудрый
московский раввин Яков Мазе заметил тогда, что "революцию делают
троцкие. А расплачиваются за нее бронштейны".
Взятие Зимнего, казавшееся многим
современникам незначительным эпизодом тех бурных событий, обернулось
установлением одной из самых кровавых диктатур, которые знала история.
"Алеф", № 967, 2007 г.
"Алеф", № 967, 2007 г. "Алеф", № 967, 2007 г.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200806/?06_5_1