(Окончание. Начало в
№5)
ЭРУДИТЫ
Чрезвычайно динамичен также Клейст.
Однажды я упомянул, что имею орден Сталина. Клейст выскочил тут же:
«Никогда я не слышал об ордене Сталина…». Ну, разве это довод - не
слышал? И генерал-фельдмаршал Клейст, командующий 1-й танковой армией
вермахта, тоже отродясь не слышал о Владимирском централе, а жизнь под
ударами Красной Армии повернулась так, что пришлось вплотную
познакомиться с ним и даже дни свои там скончать, проклиная фюрера.
Дальше - кошмар для идиотов: «Этот орден,
наверное, тов. Проханов из человеческих костей выпиливал для друзей».
Воображение у вас, господин Кleist, бедновато. Можно было
придумать что-то поужасней посредством конкретизации, например - из
свеженьких костей Ельцина и Яковлева...
А орденов Сталина у меня даже два: один
прислали украинские братья, второй вручили здесь, в Москве. Но уж,
конечно, не те, кто даже в день юбилея Победы не смеет произнести имя
Верховного Главнокомандующего Красной Армии, под чьим руководством она
сокрушила фашистскую орду. Да еще и Ленина со Сталиным и полководцев
Гражданской войны и Великой Отечественной отгородили фанерой от
недавнего парада на Красной площади. Можно себе представить, как
ликовали на том свете московский новосёл Деникин и Колчак, Гитлер и
Муссолини, Антонеску и Маннергейм, Гудериан и Клейст, конечно.
«А как насчёт настоящих боевых орденов у
лейтенанта Бушина, впоследствии члена ЦК? Или за время боевого пути от
Калуги до Кенигсберга обстоятельства у смельчака не сложились».
А какое ваше барбосье дело? Вас же никто не
тормошит по поводу ваших орденов, ни даже геморроев. С чего вы взяли,
что я должен вам отчёт давать о моей солдатской молодости? Если так
невтерпеж, пошарьте в Интернете, авось, сыщите. И всё вы, Kleist,
врёте и путаете: лейтенантом был ваш учитель Яковлев, он вернулся с
войны безо всяких наград, но вскоре из обкома очутился в ЦК и получил
там кучу орденов. Я же почти до конца оставался рядовым, а членом ЦК
КПРФ стал лет через пятьдесят после войны. Но долго меня там тов.
Зюганов не вытерпел. А ордена мои (не те, а эти) не государственные,
т.е. не горбачевско-ельцинско-путинские, а общественные. Я их получил от
людей и организаций, которые родину не предавали, на международных
аэродромах не мочились, в душу согражданам не какали, американского
заказа по развалу страны не выполняли, законов, разрешающих присутствие
НАТО на нашей земле, не принимали, гнусный спектакль со знаменем Победы
не разыгрывали - словом, это честные советские люди. Так что, у
смельчака всё сложилось.
Ныне Клейст возникал раз пять, если не
десять, и всё с такими пылкими речами, что Икар не сдержал
восторга: «Господа! Поздравляю! У нас появился эрудированнейший и
остроумнейший собеседник!». И даже в экстазе меня благодарит за то,
что я «открыл глаза» ему на это сокровище, хотя до настоящего
открытия было далеко. Только теперь мы этим и займёмся всерьёз.
Некоторое представление об эрудиции
Клейста мы уже получили. Надо продолжить. Она из него так и прёт.
Вот его оппонент - Шилов - неверно написал фамилию поэта
Заболоцкого: вместо «ц» у него «тс». Казалось бы, какая мелочь!
Во-первых, произносится это одинаково. Во-вторых, Шилов тут же осознал
свою опечатку и признался в ней. В-третьих, ведь с некоторыми фамилиями
происходят неожиданные вещи. Например, когда-то писали «фон Визин»,
стали - «Фонвизин», писали «Баратынский», стали - «Боратынский», писали
«Фридман», стали - «Бакланов» и т.д. Наконец, ведь корень фамилии поэта
- «болото», и логичнее было бы именно «Заболотский». Возможно, когда-то
так и было, но со временем в силу таинственных закономерностей языка
«тс» почему-то перешло в «ц». А вот в фамилии Бродский, где корень
«брод», этого не произошло, не возник Броцкий, - так и осталось «дс».
Как интересно, правда, друг Горацио?
Но Клейст не мог упустить этот
грошовый повод для демонстрации своей великой учёности и при каждом
появлении гвоздит оппонента: «Вы продемонстрировали элементарное
невежество и неуважение к поэту… Ещё и врёте, как третьеклассник… Вы
держите других за дураков… Как после этого к вам относиться?»
Вы только подумайте, из-за одной
орфографической ошибки шьёт обвинение в невежестве и вообще ставит
личность оппонента под сомнение. Какой кадр пропал для известных
структур. Вот в Петрозаводске студентка Ольга Аверкиева не пожелала 8
октября примкнуть к ликованию начальства по поводу дня рождения
президента - и её в суд. А в суде её ждёт вот такой Клейст.
И не соображает дорогой товарищ, что при этом
сам-то «демонстрирует» своё крохоборство, невоспитанность и злобность. В
приличном обществе такие промахи, как грамматическая ошибка, просто не
замечают. Ведь бывают ошибки куда посерьёзней. Гершензон целую книгу
написал - «Ошибки гениев». А ведь ещё какая высокомерная
самовлюбленность этого товарища, какое глумление : «Аргументы
добываются из головы. Если у меня их больше, чем у Вас, не моя
вина…Вышли бы Вы прогуляться, подышать свежим воздухом, что ли. Всех Вам
благ и хорошей кормёжки». Как к нему после этого относиться? На
какой кормёжке он возрос? Не на пареной ли репе, слаще которой ничего не
видал?
Но, между прочим, его единомышленник,
упомянутый al, пишет: «Чем Городецкий лучше, чем КузЬмин»,
но вторая фамилия имеет два написания, и в данном случае «ь» здесь
лишний. Значит, тоже орфографическая ошибочка. А его друг Икар пишет
«ГроСман». Опять двадцать пять! Но где же свирепая эрудиция Клейста? Она
сомкнула вежды…
И при новом появлении он кочевряжится:
«Эх, милай!.. Хороши же вы, как ценитель поэзии, если не знаете, как
пишется фамилия любимого поэта; умны же вы, как критик» и т.д.
Вполне естественно, что Шилов не вытерпел такого занудства этого
грамотея: «Как с вами скучно, Альфред Терентич! Вы мне неинтересны,
Альфред Терентич».
Не в силах Терентич понять, что стихи или
песни можно ценить и любить, не только ошибаясь в написании имени
автора, но даже вовсе не зная, кто автор. Ему непременно нужен паспорт
со штампом о прописке. И не слышал он, что в мире бродит немало текстов
и песен неизвестного происхождения.
Да вот хотя бы:
Лёгкой жизни я просил у Бога:
Посмотри, как тягостно кругом…
И Господь ответил, глядя строго:
Скоро ты запросишь о другом…
Я иду…Всё тяжелей дорога…
С каждым днём невыносимей жить…
Лёгкой жизни я просил у Бога -
Лёгкой смерти надо бы просить.
Каково, Альфред Клейст! А кто? Вы же не
знаете. А я вам не скажу. Пусть у вас за ваше высокомерие начнётся язва
желудка.
Но демонстрация ума и образованности
продолжается: «Есть Эренбург, Казакевич, Эфраимсон - они средненькие.
А есть любимый детьми Маршак (еврей) и не уступающий ему русский
Чуковский». Какая уверенность! Всё-то он знает, даже неведомого мне
Эфраимсона. А Чуковский и сам-то не знал, кем себя считать. Ведь он не
Корней, и вовсе не Иванович, и отнюдь не Чуковский. Так в дневнике и
писал: «Кто я - еврей? русский? украинец?» (т.1, с.322).
Достоверно известно только, что женился он на еврейке, а дочь его вышла
замуж за еврея. Вот и гадайте.
Но Альфред Терентич прёт по той же стезе
дальше: «...еврей Исаковский…» Вот здесь-то и обнажается вся его
эрудиция и все извилины до дна! Если «Исак» (как, например, знаменитый
еврей Исаак Осипович Дунаевский) да ещё «ский» (как, например,
несомненный и несокрушимый еврей Радзинский), то, конечно же, Исаковский
- еврей! Наверняка он и адмирала Исакова, и Игоря Моисеева, и артиста
Владлена Давыдова - всех считает соплеменниками своего Исаковского. Ну,
совершенно, как помянутый Григорий Бакланов, друг Сороса, недавно
зачислил в ту же когорту нескольких прославленных Героев Советского
Союза времен Великой Отечественной войны - генерала Доватора (Лев - как
Ландау! А о Льве Толстом у него отшибло), маршала бронетанковых войск
Катукова (Ефимович - как Швыдкой! А об Илье Ефимовиче Репине он не
слыхал), Маршала Малиновского (родился в Одессе - как Вера Инбер! А об
одессите Валентине Катаеве тоже не слыхал). Вот так они и жертвы
репрессий начисляют, но тут уже счёт на миллионы!
Но главное-то, из этого видно, что стихов
Исаковского эрудит Клейст не читал, ибо второго такого русака в нашей
поэзии найти трудно и не почувствовать это невозможно. Чего стоит одно
«Враги сожгли родную хату», стихотворение, которое, между прочим, при
его появлении в пух разнесла помянутая Инбер. А хотя бы «Одинокая
гармонь»?
Словно замерло всё до рассвета -
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.
То уйдёт далеко за ворота,
То вернётся обратно опять,-
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать…
Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.
Может, радость твоя недалёко,
Да не знает, его ли ты ждёшь.
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?
И «Картофельный бунт» тов. Клейст не
читал, а выхватил пару абзацев и хватит. Иначе не стал бы обвинять меня
в том, что я коварно оборвал в выгодном для себя месте цитату из
Лермонтова. На самом деле я привожу её дважды: первый раз целиком,
второй, полагаясь на память читателя,- усеченно.
Да, явно не читал, но тем не менее вопрошает:
«Сухой остаток-то в чём?» Он давно специализируется на сборе
сухих остатков, как сухофруктов. И варит из них компот для Икара. Здесь
это выглядит так: «Бушину ближе Маяковский и Симонов, чем Пастернак?
Ну и слава богу! А другим - наоборот? Тоже вполне естественно».
Примеры разных предпочтений я и привожу в статье. То есть человек
ломится в открытую дверь. Но при этом пытается прищемить автора статьи:
«Дело в его совковом стремлении «учредить справедливость» там, где её
не может быть».
Как самые безнадёжные
демковые демагоги, придумал себе противника-идиота и опровергает
собственный идиотизм. Все понимают, любезный эрудит, что не может быть
равенства, вернее, одинаковости вкусов, но к справедливости в самых
разных областях жизни люди стремились веками и всегда будут стремиться.
И в данном случае вот что написала для вас Виктория, видимо,
работающая в книжном магазине: «Кому-то
очень выгодно обрисовать круг русской поэзии несколькими именами.
Книжные стенды забиты сборниками Мандельштама, Пастернака, Ахматовой,
Цветаевой. И днём с огнём не сыщешь иных интересных поэтов. Редко
встречаются книги Волошина, Саши Черного, Анненского. Большая редкость
поэты ХIХ века…» И она приводит имена: Бенедиктов, Мей, Полонский,
Алексей К. Толстой, Никитин… «Полностью вычеркнут XVIII
век…Коммерсанты подходят к изданию книг с точки зрения продаж бытовых
товаров. Есть только два-три бренда, остальные - на задворках». Это
в книжной торговле, а о том, что творится на телевидении,
пишут многие другие читатели. Они не соображают, что работают против
Пастернака и Ахматовой. Ведь если с такой назойливостью совали бы мне
даже Лермонтова или Есенина, то ведь меня и от них отвратило бы.
Восторженная и, вероятно, юная Мария
воскликнула: «Мне просто некогда писать, но - спасибо Клейсту!
Согласна с ним на все 100%!». Сударыня, пусть вам и некогда, но
всё-таки найдите время подумать, в какое положение ставите себя,
соглашаясь хотя бы с тем, что за одну орфографическую ошибку можно
объявить человека невеждой. Уж о казусе Исаковского и Чуковского я не
говорю. Не чучелом ли вы добровольно оказываетесь?
Вот особенно интересное признание al-kazilo:
«Статьи Бушина читаю давно, хотя знаю, что их необязательно читать».
Разумеется. Почему же читаешь?
Оказывается, Бушин, говорит, орудует ломом,
а против лома нет приёма: «За кого ни
возьмется - труп». Что ж, в некотором смысле совершенно верно. Так
ему интересно мои жертвы считать. Но кто же они? Он их почему-то не
называет. Вот и Ортодокс: «Меня всегда удивляла ненависть
Бушина. Из-за его ахинеи многие перестают читать «Завтра».
Например, кто перестал? Хоть одно имячко! И опять - к кому
у меня ненависть? Не существует же ненависть вообще как природное
явление, как дождь или снег.
Приходится внести ясность. Есть люди, для
которых всякое неодобрительное суждение о них самих или о предмете их
обожания уже не что иное, как ненависть. Вот же покритиковал я всего
несколько строк в одном-единственном стихотворении Пастернака,
одновременно приведя очень доброжелательные и деликатные пожелания и
отзывы о его поэзии в целом - не мне чета! - Горького, и тотчас взрыв
бешенства божьей коровки, обозначившей себя как О (ноль): «Вы
всю жизнь культивировали серость, вы всю жизнь уничтожали такие таланты,
как Платонов, выгнали за границу Галича, Солженицына, Некрасова, вы
пытались скушать Высоцкого!!!!!!!!!» Скушать… Так и пишет.
Во-первых, Платонов человек трудной судьбы,
но никто его не уничтожал, он умер на шестом десятке жизни, пережив
многих русских писателей, и как бы то ни было, а печататься начал с
двадцати лет, его книги выходили в 1921,1922, 1926, 1927, 1931 годах и в
другие, позже выступал как литературный критик (замечательна, например,
статья о Павке Корчагине), в Центральном детском театре шли три его
пьесы, во время войны был фронтовым корреспондентом… Да, ряд его вещей
отвергались, а критиковали его резко и часто несправедливо. Он жаловался
Горькому: «Мучительно быть отвергнутым». Но разве это редкость в
литературной жизни, особенно - в судьбе больших талантов, начиная с
самого Пушкина, погибшего, между прочим, в 37 лет? При жизни визжали,
что поэт исписался, через тридцать лет после смерти, как тут упоминал
один читатель, появилась скандально знаменитая статья очень талантливого
и влиятельного критика Д. Писарева, начисто отрицавшая его творчество,
еще лет через сорок пять завопили футуристы : «Сбросить с корабля
современности!», ныне заливается попик Ардов: «Кощунник!
Чревоугодник! Дуэлянт! Бабник!..» А надо ли напоминать, какова была
судьба нашего современника Шолохова? Стоит сказать хотя бы о том лишь,
что он - единственный из великих русских писателей, которого обвиняли в
литературном воровстве, - и в молодости и в старости. И как! Сочиняли на
эту тему тома, международные кампании устраивали… Если «Архипелаг
ГУЛАГ», как всё чаще пишут, сочинили в ЦРУ, так и черт с ним. Кому это
интересно? Но «Тихий Дон»… «Но если куст, особенно рябины…»
Во-вторых, Галича и Некрасова никто не
выгонял, сами укатили. «Я выбрал свободу».
В-третьих, Высоцкого очень трудно было
скушать по причине его неуловимости. Он же снялся в тридцати фильмах,
играл много важнейших ролей вплоть до Гамлета в одном из самых
популярных театров. А бесчисленные концерты? А жена француженка, с
которой такая морока!.. Ну как, кто мог поймать его и скушать!
Что же касается Солженицына, то я лично и
сейчас кушаю его с мёдом. Почитайте мою книгу о нем «Гений первого
плевка». Есть в Интернете. А что такое для него «выслать за границу»
не совсем ясно - Америка это или Россия? Ведь и там (в штате Вермонт) и
здесь (дача Ягоды) у него роскошные поместья.
Так вот о ненависти. В негативном чувстве
множество ступеней, фаз и градаций: равнодушие… недоверие… неприятие…
сожаление… досада… отрицание… ирония… протест… брезгливость… презрение…
И только в самом конце - ненависть. Я действительно, божьи коровки и
стрекозлы, писал с ненавистью о врагах моей родины - о Горбачёве,
Яковлеве, Шеварднадзе, Ельцине, Козыреве, Солженицыне, Чубайсе - кто из
них не заслужил лома? Я писал с презреньем о Собчаке, Бурлацком,
Гайдаре, Ростроповиче - кого из них вам хотелось бы защитить? Я писал с
усмешкой об Окуджаве, Евтушенко, Вознесенском, Войновиче, Ахмадулиной,
Сарнове - кто из них вам люб? Я и защищал, и писал с досадой и горечью о
иных заявлениях и поступках Карпова, Астафьева, Шафаревича, Распутина, -
вы, ФТ, возглашающий, что «Бушин, сколько я помню, мешал с
грязью цвет русской литературы - лауреатов Сталинской и Ленинской
премий», докажите, что я не прав. Буду признателен. Да кто бы ещё
позволил мне в Советское время «мешать с грязью» прекрасных лауреатов!
Порядок же был, строгость, заставляли руки мыть перед едой. Это я
сейчас, пользуясь демократией, мешаю Чубайса и подобных ему с их
собственной моральной паршой. С другой стороны, совсем наоборот, - как
раз именно Астафьев, Окуджава, Бакланов, Ахмадулина и ещё 38
представителей «цвета русской литературы» в известном воззвании к власти
5 октября 1993 года в «Известиях» мешали с грязью защитников Дома
Советов, моих товарищей в той же «Завтра», в «Советской России», в
«Правде» и меня самого: «Кучка идеологических пройдох и политических
авантюристов… Фашисты взялись за оружие… Эти тупые негодяи понимают
только силу… Хватит!.. Прокуроры, следователи и судьи должны остановить!
закрыть! разогнать!..» Так науськивали на нас величайшего из
полоумных правителей мировой истории, недавно отчалившего, к сожалению,
совсем не так, как заслужил.
Здесь, как видите, уже все защитники
Советской власти, все патриоты названы фашистами, но меня Бакланов
наградил первым. И я могу только гордиться, ибо сейчас в этом
вывороченном ими наизнанку мире, да ещё из таких рук это - как орден
Дружбы народов. У меня №1.
В.С. БУШИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200807/?07_7_1