Это один
из главных, если не наш важнейший для русских людей исторический вопрос.
Что мы, обычные граждане Российской Федерации (не историки, а простые
«обыватели» - т.е. обычные люди, проживающие на земле России), знаем об
истории России, Руси?
Как знаю
из общения, у большинства российских жителей (в том числе было и у меня
до того момента, как появилась возможность внимательно прочитать работы
людей, которым не была безразлична история нашей страны) история России,
исходя из того, чему учили в школе, о чем прочитали в популярных книгах
и сведений по истории, включенных в справочники и энциклопедии,
представляется следующим образом.
Сведения о
том, какой народ жил на территории, которую сейчас занимает Россия, до
принятия крещения Руси в 988-989 гг., носят отрывочный и не совсем
понятный характер.
Есть
ссылки на то, что на южной части этой территории обитали «сарматы», до
них - «скифы». В северной части указывают на племена «венедов
(венетов)», а также на «индов», тоже непонятно куда «девшиеся» народы.
То же о «гуннах» и др.
А потом
уже - славяне, которые неизвестно как появились, где-то жили, потом
разделились, и восточная часть славян расселилась по нынешней территории
России, Белоруссии и Украины.
Появление
названий «Русь», «Русская земля», «русские люди» и их государственного
образования под названием «Русь» относят только к IХ веку нашей эры. И
происхождения этих названий никто не знает.
Определяющую роль в создании русского государства связывают с Рюриком,
начальником варяжского отряда, призванного (вместе с его двумя братьями)
ильменскими славянами княжить в Новгороде в 862 году.
К чуть
более позднему времени относят и возникновение русской письменности в
связи с созданием Кириллом и Мефодием славянской азбуки.
Таким
образом, в отношении первоистоков России, в популярных ее изложениях и
закреплении в общественном сознании, мы недалеко ушли от времен
Екатерины II. Тогдашними официальными российскими историками (правда,
немецкого происхождения) было раз и навсегда установлено, что «до
прихода варягов славяне жили так, как живут звери и птицы». - так
называемая норманнская версия истории Руси.
И это в
течение долгого-долгого времени всех правителей России, их главных
идеологов, от которых зависело и финансирование исторических изысканий.
и распространение такой официальной истории, вполне устраивало, и
перешло, по инерции, в определенной степени, в наши дни.
Исходя из
того, что «славяне жили так, как живут звери и птицы», грубо обобщая
(утрируя), можно представить:
Отдельные
«стаи» заросших волосами славян в шкурах животных живут в пещерах,
земляных ямах или даже на соснах («как птицы»), охотятся с дубинами на
дичь, животных, рыбу… (Ну как сейчас отдельные племена, оставленные для
экзотики в Африке. Правда, там природные условия другие). А потом…
пришли «инвесторы»-варяги: Рюрик с братьями. Собрали около себя всех
славян с дубинами и объявили им: «Государство Русь - создано ! Ура !». А
потом пришли греки, византийцы и др., с христианством, - умыли славян,
одели, обучили грамоте, научили строить дома, заниматься земледелием,
скотоводством и т.д., и т.п. (побрили, правда, при Петре I).
А в то
время, когда еще славяне ходили с дубинами, совершенно рядом (всего
несколько недельных переходов - и для того времени это не очень далеко -
вспомните многомесячные переходы войск Александра Македонского)
процветает культурная жизнь других народов - Древних Греции, Рима,
Византии, а чуть подальше - Китая, Индии… Пишутся оды, философские и
исторические труды, состязаются в письменной и устной словесности,
строятся великолепные дворцы, устраивают соревнования на колесницах,
создаются новые виды оружия, ведутся войны, порабощаются другие народы,
создаются империи…
И, что
очень интересно, на территорию, на которой живут «стаи» славян с
дубинами, и которая богата великолепными лесами и плодородными полями, и
полноводными реками, и богатыми рыбой озерами, и полно животных, и
дичи... на эту огромную территорию, никто из «цивилизованных» государств
не претендует.
Может
быть, боялись суровой «русской зимы»? (Но зато, какое лето! Да и пищи, и
дров на зиму можно заготовить, почти не сходя с места.)
С другой
стороны, у многих народов природные условия их местопребывания были
гораздо хуже, чем у славян. Бесснежные, ветреные, промозглые зимы,
жаркий-жаркий зной летом, постоянная нехватка питьевой воды, деревьев,
земли и др. Да, еще вулканы, жуткие землетрясения, наводнения и т.п. И
вооружены были эти народы не дубинами, а современным (по тому времени)
оружием. И были эти народы объединены в государства. И все же
завоеватели туда «ходили», завоевывали эти государства и порабощали
народы. Людей - в рабство, а многие из завоевателей оставались на
завоеванных территориях на «постоянное местожительство».
Сколько
народов было так уничтожено! И каких! Например, было в 14-9 вв. до н.э.
мощнейшее государство Ассирия. Потом оно было покорено Мидией и
Вавилонией в 605 г. до н.э. Вы часто встречаете упоминание о живущих
сейчас ассирийцах? Да и где теперь эти «Мидия» и «Вавилония»?
А тут,
если следовать логике наших историков, на территории славян ни тебе
государства, ни тебе объединенных вооруженных людей - одни «стаи».
Захватывай русских людей, убивай или уводи в рабство. А сам
«обустраивайся», живи, да присоединяй территорию к своей империи.
И хочется
спросить профессиональных историков: «Почему же в этих условиях не было
полностью уничтожено славянское племя?»
Наверное,
что-то этому мешало, очень мешало. (Наверное, как для Наполеона или для
Гитлера, не только зима?)
И
объяснение этому может быть только одно - уничтожению славянского
народа, русского народа, захвату русских земель препятствовал - сам
славянский народ, русский народ, выступающий едино и вооруженный
современным оружием.
А единство
народа подразумевает и духовное (идеологическое), и социальное, и
экономическое, и политическое его объединение (в определенных формах), в
том числе обязательное наличие единого властного центра и структур,
образующих, какое-либо и административное объединение: «княжество»,
«государство», «империя» или др.
Как только
единство нарушается - жди беды от других государств (ярчайший,
кроваво-красный, для нас пример и предостережение на будущее -
монголо-татарское иго).
И еще один
важный факт. Значительное отставание одного народа от другого по
какому-либо направлению в развитии (военному, экономическому,
политическому, социальному, в том числе по численности населения)
приводит к поражению и уничтожению отставшего (например, уничтоженные
государство ацтеков, племена индейцев в Америке).
Следовательно, русский народ не имел значительного отставания от других
государств и империй ни по одному из указанных аспектов общественного
развития.
Тогда
почему же русский народ имеет историю своей страны всего чуть более
тысячи лет, в то время как история других народов исчисляется
несколькими тысячелетиями?
Мне всегда
было это непонятно.
Современный историк доктор исторических наук Пашков Б.Г. в своей книге
«Русь- Россия - Российская империя» (М., ЦентрКом, 1997), в частности,
пишет: «Самые ранние источники, содержащие сведения о руссах, росах,
относятся ко времени не ранее IХ в., хотя некоторые исследователи
говорят о появлении этого названия в более ранних источниках».
То есть
«нет документов, нет и истории»,- говорит доктор исторических наук.
А об этих
«некоторых исследователях» и результатах их исследований он больше
ничего не написал. Почему?
В №1,
январь 2007 г. «Исторической газеты» (есть такая очень интересная
газета, издающаяся, к сожалению, небольшим тиражом в г. Москве) в
«Календаре России от Р.Х.» («от Р.Х.» - «от Рождества Христова». -
Е.С.) говорится следующее.
Самые
ранние письменные известия, которые можно связать со славянами
(праславянами), содержатся в трудах римских авторов I-II вв. от Р.Х. Эти
источники сообщают о племени венедов/ венетов, обитающих в Восточной
Европе, а также называют Венедские горы и Венедский залив (Балтийское
море).
В V веке
византиец Прииск Панийский составил описание племен, живших под властью
гуннов, дав им собирательное наименование «скифов». Описание быта,
разговора «скифов», в том числе использование исконного славянского
слова «мед», дает основание видеть в этих «скифах» славян.
Другие
тогдашние авторы отождествляют венетов со славянами (готский историк
Иордан), дают подробное описание жизни славян, называя их «склавинами» и
«антами» (византийский историк Прокопий Кесарийский).
В VI веке,
отмечается в «Календаре», - начало постепенного разделения славян на три
ветви: восточных (будущие русские, украинцы, белорусы, русины), западных
(предки чехов, словаков, поляков, лужицких сербов) и южных (впоследствии
болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев).
Отмечается, что в самом начале VI века произошло вторжение славян в
пределы Византийской империи. В 589 году славяне добрались до
Пелопоннеса (полуостров на юге Греции, с городами Спарта, Олимпия...
- Е.С.), истребив местное население (А ведь там была тоже
империя, то есть современное войско, вооружение и т.д. А славяне на них
с дубинами? «Стаей»? - Е.С.).
В первой
половине IХ века отмечается первое упоминание народа «рос» в
византийском памятнике «Житие Георгия Амастридского».
859 год
-летописные упоминания о Новгороде в Новгородской I летописи.
860 год -
осада войском россов Константинополя; летописное упоминание о Киеве.
862 год
- легендарный летописный рассказ «Повести пламенных лет» о призвании в
Новгород трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора. «С этого
года принято вести отсчет государственности на Руси», - отмечает
«Календарь России от Р.Х.».
882 г. -
объединение Новгорода и Киева со столицей в Киеве. Рождение Киевской
Руси.
В 988-989
гг. - Крещение Руси.
В «Новом
иллюстрированном энциклопедическом словаре» (М. Большая Российская
Энциклопедия, 1998 -1999) отмечается, что «насильственная христианизация
и уничтожение языческих пантеонов встречали сопротивление русского
народа и жречества. В дальнейшем христианство содействовало развитию
культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры.
1000-летие Крещения Руси отмечалось в 1988».
Следует
учитывать то, что введение христианства на Руси было далеко не
одномоментным, как это преподносится, оно растянулось по времени на сто
с лишним лет (так как было упорное сопротивление «христианизации» со
стороны русского народа). Со времени первого крещения Руси в 867 году
при князе Аскольде до крещения Владимира и «всей» Руси в 988-989 годах.
До
христианства на Руси было язычество, или, по-другому, - многобожие. И
это факт. И никто этого не отрицает. Но и никто в популярных изданиях не
соотносит это с общественным объединением (с государством) под названием
«Русь», носителем этого русского многобожия.
Об этом
времени имеем, правда, в популярных изданиях, отрывочные сведения о
русском (славянском) язычестве, в частности, о древнеславянских богах.
Древнеславянские божества: Перун (ведь есть о нем и у А.С. Пушкина)- бог
дождя, молнии и грома -главный бог древних славян, Сварог- бог небесного
огня, Даждьбог (Дажбог) - бог Солнца (в русских летописях - сын бога
неба Сварога), Ярило - бог растительного мира, Велес - бог домашнего
скота, Мокошь - богиня - покровительница прядения, ткачества и других
женских работ… (данные взяты, в основном, из «Атеистического словаря»
(М.,Политиздат,1983г.).
В книге
И.А. Панкеева «Русские праздники» (изд. М., «Яуза, ЭКСМО-Пресс», 1999г.)
отмечается и божество весеннего плодородия Лада (Какое изумительное,
поэтичное имя! - Е.С.).
Мы также
знаем ряд обычаев, обрядов, праздников, которые перешли к нам с тех
времен - Святки, Масленица, Радоница, Красная Горка, День Ивана
Купалы...
И.А.
Панкеев приводит следующие слова профессора И.М. Снегирева из книги
«Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (М.,1837 г.) о
русском празднике (обряде) - Первое апреля:
«… если б
мы имели точнейшие сведения о религиозных обрядах у славян до введения
веры христианской, то, конечно, при разыскивании оных нам открылось бы
обширнейшее поле и возможность найти истину, к каким временам
относится это обыкновение».
Также мы
знаем о том времени и из сказаний, баллад, легенд… Помните, в кинофильме
«Белые Росы» замечательный русский актер В.В. Санаев словами своего
героя, рассказывает о Древней Руси и объясняет детям, откуда и как
произошло название Россия, Белоруссия - от слова «роса», «белая роса».
И еще
писал И.М. Снегирев: «Шли за веками века, оставляя языческие сказания
о богах в затуманенной новой жизнью дали».
Да,
действительно… даль наша затуманена.
Тем более
историк утверждает, что «нет документов - нет истории».
В других
странах (в том числе и в Западной Европе до христианства) было тоже
многобожие (у каждого большого народа - свое). Однако о нем у них
сохранились «памятники письменности, искусства, архитектуры». А почему у
нас этого нет?
Но давайте
с Вами подумаем вот о чем.
Например,
продолжают и ныне существовать ряд вышеупомянутых древнеславянских
праздников и обрядов - ведь их празднуют и отмечают и в Архангельске, и
на Дону, и в Белоруссии, и на Урале, и на Украине (но не «в»
Украине), и даже в Сибири, не вспоминая уж о центральных областях
России.
Не говорит
ли (а точнее - не кричит ли!) это все не только о
территориальной близости, но и о духовном единении - на основе единой
(тогда языческой) веры всего нашего народа.
А возможно
ли такое духовное единение без длительного объединения (по современному
его назовем) -административного, государственного (в какой угодно форме
-«княжество» ли, «государство» ли либо что-то другое - не в названии
суть)?
Люди,
близкие по духу, языку, всегда объединяются под чье-то единое
водительство, единое руководство, а тем более при территориальной
близости. А еще тем более, в условиях существовавших тогда объединений
других народов (в том числе и государств, и даже империй), у которых
другой дух, другие языки и не всегда добрые намерения в отношении наших
предков.
Таким
образом, по всем объективным условиям должно было быть и обязательно
было (другого не дано, иначе бы их изничтожили) и военное, и
«административное» объединение наших предков.
Теперь еще
подумаем: ведь эти древнеславянские празднования (обряды) возникли в
пору язычества.
А историки
(в «Атеистическом словаре»), в частности, говорят о том, что «эпоха
культа Сварога датируется концом бронзового и началом железного века
(т.е. 1-е тысячелетие до н.э. - Е.С.)».. «Согласно мифу,
Сварог сбросил или уронил с небес кузнечные клещи, и «поча люди оружье
ковати»» (продолжу цитату, хотя она относится к другому вопросу).
«С культом Сварога связывается также такой эпохальный переворот в
общественной жизни праславян, как установление патралокального
моногамного брака (вот, оказывается, когда стал главой семьи - отец,
да еще при одной жене. - Е.С.)».
Таким
образом, из этого единения и объединения русских должно было быть и
фактически существовало в языческие времена государство Древняя Русь
(назовем его так, следуя традиционным названиям: «Древней» Греции,
«Древнего» Рима и др., ведь они существовали в одно и то же время).
А вот
«Руси», говорит историк, не было: «нет документов - нет истории…».
И давайте
подумаем, сколько времени должно было потребоваться (при этом учитывая
полное отсутствие тогда Средств Массовой Информации) на то, чтобы
языческие праздники, обряды вошли «в плоть и кровь» нашего народа. До
такой степени, что они до сих пор «имеют место быть» (после тысячелетия
(!) их официально запрета). И несмотря на все попытки искоренить
языческие обряды и празднества (потом, правда, умные священнослужители
додумались не идти напролом, а как бы «охристианили» некоторые из таких
обычаев).
Определенную ясность в вопросе истории Древней Руси принесло мне
прочтение и изучение книги Стефана Ляшевского «Русь доисторическая.
Историко-археологическое исследование» (М. Фаир-Пресс, 2003), а в
дальнейшем и некоторые другие работы наших отечественных исследователей
доисторической Руси.
Коротко о
С. Ляшевском (1899-1986). По данным благотворительного фонда «Русское
православие» по разделу «Белое Духовенство», «Протоиерей Стефан
Николаевич Ляшевский родился 17 июня 1899г. По образованию геолог. В
1933-36 гг. работал старшим геологом в Азово-Черноморском силикатном
тресте г. Ростова. Был участником Таганрогского Православного
молодежного братства. Часто посещал Дивеевский монастырь. Поддерживал
связь с насельницами обители и после ее разгона (1927 г.). В 1936-39 гг.
находился в заключении. В 1943 г. рукоположен в священника в г.
Таганроге. Во время войны служил в Киеве во Владимирском соборе. Ушел с
немецкими войсками, проживал в Германии, а затем в США. Служил
настоятелем храма в Балтиморе, затем во Флориде.
Составил,
по благословению митрополита Серафима (Чичагова), полученному им еще в
России, вторую часть «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»
(1903-1927). Изд. 1978 г. Скончался 2 июня 1986 г.». Автор работ по
богословию, истории христианства в России.
Он - не
«профессиональный» историк, т.е. он не жил на доходы от своих занятий по
изучению истории.
Он - не
доктор исторических наук, т.е. он не испытывал на себе непосредственного
давления со стороны «столпов официальной истории» с тем, чтобы его
исследования не расходились с официальными установками и интересами
правящих. (О непосредственной зависимости официальных историков от
«власть придержащих» документально (!) известно с давних времен.)
Основным
делом его жизни, как я понимаю, было - служение Богу, и у него, в силу
этого, не было оснований для каких-либо исторических «выдумок» и
подлогов.
Он не был
равнодушен к истории своей Родины и пытался найти ответ на самый главный
для русских людей исторический вопрос: «Русь, откуда ты?».
Целям
получения достоверного, на основе документов (!), научно обоснованного
ответа на него, Стефан Ляшевский посвятил многие годы. Изучая летописные
труды древних авторов, результаты исторических исследований
современников, он применил и новый способ (метод) для познания и
установления исторической истины.
В своих
исследованиях он связал сведения от античных авторов, найденной
дохристианской летописи IХ века (так называемой Велесовой (Влесовой)
летописи) со всеми историческими, археологическими и исследовательскими
данными, чтобы получить последовательное и цельное изложение далеко еще
не полной преистории (т.е. до официальной истории) России.
Коротко о
дохристианской летописи IХ века (так называемой Велесовой (Влесовой)
летописи. Летопись была вырезана на 49 буковых досках (по объему около
90 страниц современного машинописного текста), буквами «роуського»
«Иоаннового» языка. Первое упоминание об этих дощечках в работах
российских историков - в первом десятилетии ХIХ века. «(Дощечки)
…представляют собой обзор истории Руси, как он представлялся русу
середины IХ века».
На
фотокопиях этих дощечек, представленных в книге, видно, что многие (но
далеко не все) буквы «роуського» языка очень похожи на буквы
«кириллицы», то есть на буквы современного русского алфавита, но нет
промежутков между словами. Отдельные слова и выражения легко читаемы и
понятны.
Эта
летопись, как отмечает С. Ляшевский, не является специально написанной
по истории Руси. В ней дается обзор известных тогда (летопись написана,
как отмечает С. Ляшевский, до 874 г.) исторически важных фактов истории
Руси и о деятельности, заслугах выдающихся личностей Руси на фоне
противостояния и борьбы с насильственным введением на Руси христианства.
По мнению С. Ляшевского, эти записи (если можно так назвать вырезанные
по дереву буквы), может быть, являются записями по памяти выступлений
верховного языческого жреца на собраниях, вечах либо подготовительным
материалом к выступлению, так как почти все тексты содержат восхваления
языческих «богов или призывы к их почитанию и почти всегда призывы к
сопротивлению варягам, захватившим власть над руссами».
В летописи
также написано: «Русы никогда не были и не будут рабами» (других
народов).
По поводу
этого С. Ляшевский пишет:
«Эта
традиция передавалась из поколения в поколение как священная основная
особенность русов… Проследим это исторически.
1. Когда
на Южно-Русскую равнину хлынули скифские орды, русы отгородились от них
рекой Танаисом (Северным Донцом с нижним Доном)….
2. Когда
хлынула вторая волна азиатов-находников - гуннов, русы, жившие по
средней Волге и в бассейне Дона, приняли на себя первый удар их полчищ
и, убедившись в их неисчислимом множестве, покинули свои земли и стали
отходить в лесную Русь в верховьях Дона и Донца, где они уничтожили
посланных им вдогонку гуннов и их союзников готов и ясов в количестве
100 тысяч.
3. Когда
они переселились на Приднепровье, они в течение двух веков строили
оборонительные «Змиевы» валы, ожидая вновь нашествия кочевников из
Азии….
4. Воеводы
Аскольда не хотели принимать христианства, потому что греки требовали
подчинения Руси Византии.
5. Резкий
и постоянный протест против власти пришельца Рюрика.
На этом
повестование летописи обрывается, но эта традиция продолжается: …
6. Когда
приходят татары, русы уходят далеко в северные леса.
7. На
Русской равнине заканчивают свою боевую славу и сильнейшие армии Европы
- Карла ХП и Наполеона.
8. Русские
разбивают сильнейшую армию Гитлера.
Эта
доминирующая характерная особенность русов, его доминанта и этой же
доминантой пронизаны все тексты дощечек»,
подчеркивает С. Ляшевский.
Вот, в
частности, то, что в результате исследований С. Ляшевский установил на
основании изучения документов и научно обосновал:
«Всемирный
съезд археологов по неолиту установил, что все люди происходят от одной
семьи, а европейские археологи хорошо разработали вопрос о происхождении
европейских наций от первоначальной неолитической культуры Швейцарии».
«…происхождение всех русских, как вообще славянских народов, идет не с
востока на запад, а наоборот - с запада, Европейской прародины-
Швейцарии и вообще Центральной Европы времени начала неолита, то есть
приблизительно за пять тысяч лет до нашего времени»…
«….неолитическая трипольская культура Приднепровья, неотъемлемая часть
европейского неолита, является матерью всех славянских и русских племен
Восточной Европы. В конце бронзового века
(«бронзовый век» - конец IV - начало I тысячелетия до н.э. - Е.С.)
они расселились по разным местам этой огромной территории и
выкристаллизовались в исторически известные отдельные большие группы
племен: венедов и антов на западе, сарматов-роксолан на востоке,
киммерийцев на юге»…
«Нашествие
скифов-иранцев в VII-VIII веках до нашей эры на полтысячелетия
затормозило развитие этих племен, потому что скифы, заняв центральную
область южно-русской степи, разорвали общность этих племен и заставили
их жить обособленно, оттеснив их к границам рек - Северного Донца для
сарматов-роксолан, Днепра - для венедов и антов (славян) - и заключили
неравноправный союз с киммерийцами, с которыми они совершили поход на
Ассирию Ассурбанипала Великого.
Только
после свержения ига скифов, частично уничтоженных сарматами-роксоланами
и частично изгнанных на Балканы, у этих племен начали формироваться
княжества: Гатала Великого, создателя Великой Сарматии от Волги до
Днепра; Скилура и Полака в Тавриде, Кышека Великого на Приднепровье и
Вендала в бассейне реки Волхов (будущее Новгородское княжество).
Вследствие
полутысячелетнего разобщения эти родственные племена создали свои
местные культуры и свою преисторию, но все время они тянулись к
объединению, чего в разное время и достигли, создав обширную империю
Святослава от Волги до Буга и от Кубани до Оки».
«…Гатал
Великий положил начало древнейшему, далеко еще не оформленному
государству, по книжной терминологии - великой Сарматии, каковым именем
сарматы сами себя никогда не называли, а называли себя русколане, греки
же их называли россолане или роксолане».
«Ближайшую
дату, когда можно говорить о начале Руси,
мы условно
полагаем - год освобождения всех славяно-русских (роксоланских) племен
от скифского ига, то есть 179 год до нашей эры, указанный
великим античным историком Полибием, современником этого великого
события в жизни нашего народа».
Таким
образом, Стефан Ляшевский на основе документов (!) научно обосновал
возникновение Руси на тысячелетие ранее, чем до сих пор принималось и
продолжает приниматься (с упорством, достойным лучшего применения)
официальной историографией.
В своих
исследованиях С. Ляшевский коснулся вопроса и о письменности на Руси, в
частности, о «роуськом» «Иоанновом» письме, на котором «написана»
Влесова летопись. Так, он пишет: «…имелся памятник христианской
письменности, существование которого признается большинством ученых, -
Евангелие и Псалтырь «роуськими» письменами и на языке русов, у одного
из коих и учился св. Кирилл грамоте русов. Эта письменность существовала
за 70 лет до того времени, когда св. Кирилл впервые ее увидел в Корсуни
в 861 году»… «то есть за два года до составления им
церковнославянской азбуки и грамматики». Также он отмечает, что «язык
дохристианской летописи содержит много таких слов и оборотов речи,
которые более всего сохранились в народном белорусском языке, то есть в
области, соседней с Ладогой, а также в гуцульском языке».
С.
Ляшевский ответил (по крайней мере, для меня) и на вопрос о том, почему
же о Древней Руси языческого времени нет русских «письменных
памятников».
Все очень
просто - все, что писалось славянами, русскими во времена язычества (а
писалось, в основном, как и позднее, людьми, относящимися к духовной
сфере), не могло не содержать, наряду с другими сведениями,
традиционное прославления языческих богов, языческих обычаев, языческих
вождей. Поэтому, с целью искоренения язычества и памяти о нем в народе,
все, что было связано и напоминало о язычестве, уничтожалось. На этот
счет имелись соответствующие распоряжения властей как светских, так и
духовных.
Так, С.
Ляшевский приводит следующий факт: «В частном музее А.И. Сулакадзева
в С.-Петербурге в первом десятилетии ХIХ века была составлена им опись
всяких древностей под таким длинным названием: «Книгорек, то есть
каталог древних книг, как письменных, так и печатных, из числа коих по
суеверию многие были прокляты на Соборах, а иные в копиях сожжены,
хотя бы оные одной истории касались»… «В этом каталоге есть раздел
«Книги непризнаваемые, коих ни читать, ни держать в домах не
позволено».
В этом
разделе и были указаны дощечки с Велесовой летописью.
То, как
эти дощечки сохранились, несмотря на поиски, проводившиеся властями с
целью их уничтожения, и дошли до исследователей - это другая история.
Кроме
этого, были и другие основания для уничтожения языческих документов. С.
Ляшевский пишет: «Может, конечно, возникнуть вопрос - почему при
министре внутренних дел князе Голицыне хотели сжечь дощечки? Только
потому, что это была языческая нечисть? Не только поэтому, но была еще
одна причина - это была эпоха полного господства среди власть имущих
норманнской теории и гордости аристократов о своем происхождении как
Рюриковичей. И вдруг там, среди выражения ненависти к Рюрику и его
варяжской династии есть такая фраза весьма крамольного призыва: «Надо
турнуть Рюрика туда, откуда пришел»
*).
Какой вельможа, стоящий во главе Министерства просвещения или внутренних
дел мог допустить такую пропаганду против династии Рюрика и вообще
против родов Рюриковичей?».
Знание
нашей российской истории (то есть истории Руси, России) - нужно ли это
нам, гражданам Российской Федерации ?
«Да,
безусловно», - ответит большинство читателей.
«Да! И
такого вопроса не может быть. Мы должны, обязаны знать свою историю»,
- добавят некоторые из них. И будут правы.
Знание
истории дает нам знание самих себя, придает уверенность в своих силах,
возможность осуществления своей деятельности с учетом использования
прошлого опыта, при этом позволяет избегать совершенных в прошлом ошибок
и с великим почтением и благодарностью относиться к своим предкам,
отстоявшим свободу и независимость нашей страны. Они этого заслуживают.
Это относится и к нашим далеким-далеким предкам - жителям Древней Руси.
В
заключение приведу слова замечательного человека С.Я. Парамонова (С.
Лесной), исследователя истории русского народа:
«Славяне
прошли очень долгий и трудный исторический путь. Многие другие народы и
их империи пали, а славяне остались, несмотря на… бесконечную борьбу с
внешними врагами.
Три
основные черты славян определяют их жизнестойкость: необыкновенное
трудолюбие, доходящее иногда до самоистязания, любовь к родине, часто
даже не осознанная умом, и талантливость».
Е.П. СТОЛБОВ
Окончание следует, используйте кнопку 'назад' для перехода
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200810/?10_6_1