В развале экономики страны важную роль сыграла ликвидация министерств по
отраслям промышленности и строительства. Вспомним предложение Горбачева:
«Нажмите снизу, а мы вам поможем и нажмем сверху». Вспомним
перестроечный лозунг «Откроем огонь по штабам» или заявление грузина
Кабаидзе из Иванова, встреченное аплодисментами на съезде народных
депутатов СССР, о том, что ему министерство не нужно.
Сегодня министерств - этих штабов по отраслям промышленности и
строительства - нет, и вот что мы имеем:
- Нет министерства авиационной промышленности и нет министерства
гражданской авиации. Самолеты и вертолеты падают постоянно. Аварии были
и в СССР, но самолеты падали очень редко, а все аварийные ситуации
тщательно анализировались и принимались меры. Никакой контрафактной
продукции в авиационной промышленности не было, никакие б/у и списанные
«Боинги» в нашем небе не летали - было достаточно отличных отечественных
самолетов, парк их постоянно обновлялся. Имена конструкторов и
руководителей авиационной промышленности и гражданской авиации
произносились с уважением (Силаев - исключение). Я работал в 60-х годах
на предприятиях авиапромышленности и хорошо знаю, как тщательно все
проверялось. Сегодня большинство заводов этой отрасли влачит жалкое
существование.
- Нет министерства морского флота и министерства речного флота, которые
существовали много лет, следили за техническим состоянием флота и его
движением. Имена руководителей этих министерств Ширшова, Бакаева,
Гуженко, Шашкова легендарны, ими были названы морские и речные суда.
Сегодня многие корабли проданы за бесценок или ушли в металлолом, а
авария и экологическая катастрофа в Керченском проливе говорят сами за
себя - комментарии излишни, тем более, что развалившемуся танкеру
Волгонефть более сорока лет.
- Нет министерства судостроительной промышленности, развален завод
«Красное Сормово», который служил стране почти 150 лет, был на острие
технического прогресса, награжден пятью орденами. Сегодня Волга
пустынна, ликвидируется Горьковский речной порт.
- Нет министерства рыбной промышленности, зато вольготно чувствуют себя
браконьеры, о чем много раз писали СМИ.
- Нет министерства угольной промышленности. А ведь руководители отрасли
Вахрушев, Засядько, Абакумов пользовались огромным авторитетом, их
именами были названы шахты. К этому министерству относилось издательство
«Недра», которое выпускало литературу по геологии, горному делу и добыче
полезных ископаемых. Только в 1986 г. оно выпустило 444 книги и брошюры
тиражом 4,3 млн. экземпляров. Издательство было награждено орденом «Знак
Почета» и размещалось в пятиэтажном здании рядом со станцией метро
«Белорусская-кольцевая» в Москве. Сейчас это издательство занимает
меньше одного этажа и почти ничего не выпускает (женские романы не в
счет). А многочисленные аварии на шахтах Кузбасса, Воркуты, Читинской и
Иркутской областей, закрытие шахт на Дальнем Востоке хорошо говорят о
нынешнем состоянии отрасли.
- Нет министерств газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности (они назывались по-разному). Идет хищническая добыча
сырья и отправка его за бугор, часты аварии на трубопроводах. Зато
хорошо набивают карманы жулики-олигархи, а горючее постоянно дорожает.
- Нет министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
Заводы этой отрасли также влачат жалкое существование, ибо потребители
их продукции - колхозы, совхозы, фермы, предприятия сельхозтехники - в
большинстве своем развалены, а крестьянину-фермеру купить и содержать
трактор или комбайн не по карману, да и горючее постоянно дорожает.
- Нет министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности (оно
также меняло свое название), развалено большинство леспромхозов и
поселков при них. Лес хищнически уничтожается - это признавал в своих
выступлениях премьер Зубков, но газеты били тревогу и раньше. Писал и я,
например, в статье «Судьба русского леса» («Дуэль»,
№45, 2007).
- Нет министерства легкой промышленности. Текстильные предприятия
Ивановской области стоят или развалены. В 1971 г. отмечали 100-летие
Юрьевецкой льнопрядильной фабрики, был выпущен значок в ее честь.
Фабрика упоминалась еще в книге Ленина «Развитие капитализма в России».
Служила стране 130 лет. На ней работало более двух тысяч человек в две
смены (в годы войны - в три). Больше ее не существует. Лен в России не
возделывают, хлопок не растет, а из среднеазиатских республик, которым
Россия оказывает экономическую помощь, имеем взамен наркотики,
антисанитарию да наплевательское отношение к тем русским, которые не
сбежали. Сегодня Таджикистан собирает столько хлопка, сколько собирал 50
лет назад, да и тот не пропускает через свою территорию Узбекистан.
Развалены не только сельхозпредприятия, но и предприятия
перерабатывающей промышленности. Как неоднократно писали СМИ, страна
давно потеряла продовольственную независимость, большинство продуктов
импортируется. Мясо, как сообщали СМИ, откуда угодно: из США, Аргентины,
Новой Зеландии, Польши и т.д. В нашем, нижегородском отделении аграрной
партии мне сказали, что это мясо не парное, а из холодильников, где оно
лежало 3 - 5 и более лет.
В стране больше нет министерств пищевой и мясомолочной промышленности. В
Нижегородской области только один мясокомбинат работает на отечественном
сырье, о чем тоже сообщали СМИ.
- Нет министерства внешней торговли, как и монополии внешней торговли,
установленной чуть ли не Иваном Грозным. Стоит ли тогда удивляться тому,
что в китайском ресторане в Москве обнаружили мясо собаки. Вспоминаю
разговор с моим знакомым, Героем Советского Союза Д.Т.Степановым в
начальный период развала СССР, когда на рынках и в магазинах стали
появляться продукты из Китая. Он сказал тогда мне, что никогда не купит
китайских продуктов, потому что в них обязательно насуют какую-нибудь
дрянь. Когда была монополия внешней торговли и торговало государство с
государством, было другое дело. А когда китайский лавочник торгует с
российским лавочником, то ситуация иная и жди любой пакости.
- Нет министерства энергетики и электрификации. Имена сталинских
наркомов, а затем министров Первухина, Жимерина, которые работали в
очень тяжелых условиях, были также легендарны. У них учились, им
подражали. У Чубайса же учиться нечему. Сталин установил стоимость
киловатт-часа электроэнергии для бытовых потребителей 4 копейки (в
масштабе цен 1961 года), и эта цена не повышалась более 60 лет, даже в
суровые годы войны. Себестоимость электроэнергии постоянно снижалась за
счет сооружения гигантских электростанций, которые строила вся страна, а
также строительства тысячекилометровых линий электропередачи (ЛЭП)
сверхвысокого напряжения с минимальными потерями. Сегодня даже
разговоров о вводе новых нет, зато пестрят сообщения о том, что
предприимчивые люди километрами вырезают провода для сдачи в цветной
лом, что сгорел трансформатор Новосибирской ГЭС, выработавший за полвека
свой ресурс, хотя деньги на его замену за счет амортизационных
отчислений должны были быть; что на Камчатку и Сахалин самолетом МЧС
везут силовой трансформатор и специалистов для ремонта (ближе не
нашлось), то пол-Москвы с ее стратегическими объектами, осталось без
электричества, то пол-Владивостока (стратегической базы) без света, так
как украли силовой кабель и т.д. Много энергетических объектов при
участии советских специалистов было построено в других странах. Сегодня
авторитет наших специалистов утрачен. Ремонт и реконструкцию генераторов
Асуанской ГЭС, построенной советскими специалистами полвека назад в
молодой республике Египет, будет вести американская кампания «Дженерал
электрик».
Список ликвидированных министерств и разваленных предприятий можно
продолжить.
Помещения министерств не остались пустыми. В сегодняшней России
чиновников больше, чем было в СССР. Чиновничья «отрасль» стала самой
затратной в стране, а дела идут из рук вон плохо. Это лучше
характеризует положение в нашей экономике, чем разговоры о
«нацпроектах», о «росте» экономики, «обуздании» инфляции и т.п.
С.Г. КРЮКОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200811/?11_3_1