СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН

Mar 18, 2008 12:35




Во Франции Сергей Эйзенштейн в рекомендациях не нуждается - к его творчеству всегда было привлечено самое пристальное внимание знатоков кино. Еще в тридцатые годы прошлого века во Франции старанием энтузиастов был выпушен целый четырехтомник статей и эссе Эйзенштейна - настолько был велик интерес французских кинорежиссеров к новациям молодого мастера. Начиная с 50-х годов аналитические статьи и монографии, посвященные создателю фильмов «Броненосец Потемкин», «Стачка» и «Октябрь», исчисляются многими десятками. Только в самом престижном французском киножурнале «Кайе дю синема» за полвека его существования было опубликовано 24 крупных материала об Эйзенштейне, неоднократно печатались его статьи и режиссерские исследования. Новым вкладом во французскую «эйзенштейниану» стала книга бывшего главного редактора «Кайе дю синема» Стефана Буке. Она вышла в серии популярных изданий, которые распространяются дополненные видеодиском, газетой «Монд» и «Кайе дю синема». Автор называет Сергея Эйзенштейна «главным кинематографистом советской революции». Он подробно приводит в своей книге как жизнеописание, так и творческий путь мэтра кино из России. Анализируется воздействие на оригинальные концепции Эйзенштейна передовых ученых того времени - Фрейда и Павлова, изучается взаимодействие взглядов кинорежиссера и новаторств Всеволода Мейерхольда. Как подлинный режиссерский подвиг расценивается съемка в крайне сжатые сроки фильма «Октябрь» - его должны были создать всего за шесть месяцев в ознаменование десятой годовщины Октябрьской революции. Съемки шли днем и ночью практически без остановки, а в массовках фильма, по подсчетам самого Эйзенштейна, участвовало около 100 тыс. человек. Стефан Буке в анализе использованных кинорежиссером творческих методов подчеркивает буквальное кипение жизненной энергии в кадре, усиленной особым методом монтажа, придуманным Эйзенштейном. Автор обращает особое внимание на то гигантское воздействие, которое оказал шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» на западного зрителя. В Германии он около 12 месяцев оставался самым популярным фильмом. Лента была запрещена властями в Великобритании и США. Ее широко обсуждали в Европе не только интеллигенция, но и активисты различных партий на своих собраниях. Стефан Буке рассказывает о том, как полиция западных стран, куда приехали для встречи с общественностью Сергей Эйзенштейн, его помощник Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, расценивала их как опаснейших революционеров - они были в первые же дни высланы из Швейцарии. Показ фильма Эйзенштейна «Генеральная линия» был категорически запрещен полицейским префектом Парижа, а саму «кинотроицу» едва не выслали и из Франции. «Трагическим» называет автор книги эпизод в творческой жизни режиссера, когда он в силу разногласий с американским спонсором оказался лишенным всех киноматериалов для создаваемой им с таким воодушевлением киноэпопеи «Да здравствует Мексика». В книге приводятся слова, сказанные Эйзенштейном британской журналистке Мэри Сетон, встречавшейся в тот период с режиссером. «Я не могу, я не в состоянии больше работать. Мне всего 35 лет, но я уже чувствую себя стариком. Лучше бы я умер сейчас. Меня ничего более не связывает с этой жизнью. Все, что было во мне, у меня украли», - заявил  Эйзенштейн в момент крайнего отчаяния. В заключительной части монографии особое внимание уделяется работе режиссера над получившей высокую оценку властей лентой «Александр Невский». Завершается книга рассказом о трудной работе Эйзенштейна над двумя сериями фильма «Иван Грозный», которому было суждено стать последней лентой рано ушедшего из жизни «киногения из России».

Михаил ТИМОФЕЕВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200812/?12_7_9
Previous post Next post
Up