Во Франции Сергей Эйзенштейн в рекомендациях не нуждается - к его
творчеству всегда было привлечено самое пристальное внимание знатоков
кино. Еще в тридцатые годы прошлого века во Франции старанием
энтузиастов был выпушен целый четырехтомник статей и эссе Эйзенштейна -
настолько был велик интерес французских кинорежиссеров к новациям
молодого мастера. Начиная с 50-х годов аналитические статьи и
монографии, посвященные создателю фильмов «Броненосец Потемкин»,
«Стачка» и «Октябрь», исчисляются многими десятками. Только в самом
престижном французском киножурнале «Кайе дю синема» за полвека его
существования было опубликовано 24 крупных материала об Эйзенштейне,
неоднократно печатались его статьи и режиссерские исследования. Новым
вкладом во французскую «эйзенштейниану» стала книга бывшего главного
редактора «Кайе дю синема» Стефана Буке. Она вышла в серии популярных
изданий, которые распространяются дополненные видеодиском, газетой
«Монд» и «Кайе дю синема». Автор называет Сергея Эйзенштейна «главным
кинематографистом советской революции». Он подробно приводит в своей
книге как жизнеописание, так и творческий путь мэтра кино из России.
Анализируется воздействие на оригинальные концепции Эйзенштейна
передовых ученых того времени - Фрейда и Павлова, изучается
взаимодействие взглядов кинорежиссера и новаторств Всеволода
Мейерхольда. Как подлинный режиссерский подвиг расценивается съемка в
крайне сжатые сроки фильма «Октябрь» - его должны были создать всего за
шесть месяцев в ознаменование десятой годовщины Октябрьской революции.
Съемки шли днем и ночью практически без остановки, а в массовках фильма,
по подсчетам самого Эйзенштейна, участвовало около 100 тыс. человек.
Стефан Буке в анализе использованных кинорежиссером творческих методов
подчеркивает буквальное кипение жизненной энергии в кадре, усиленной
особым методом монтажа, придуманным Эйзенштейном. Автор обращает особое
внимание на то гигантское воздействие, которое оказал шедевр Эйзенштейна
«Броненосец Потемкин» на западного зрителя. В Германии он около 12
месяцев оставался самым популярным фильмом. Лента была запрещена
властями в Великобритании и США. Ее широко обсуждали в Европе не только
интеллигенция, но и активисты различных партий на своих собраниях.
Стефан Буке рассказывает о том, как полиция западных стран, куда
приехали для встречи с общественностью Сергей Эйзенштейн, его помощник
Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, расценивала их как
опаснейших революционеров - они были в первые же дни высланы из
Швейцарии. Показ фильма Эйзенштейна «Генеральная линия» был
категорически запрещен полицейским префектом Парижа, а саму «кинотроицу»
едва не выслали и из Франции. «Трагическим» называет автор книги эпизод
в творческой жизни режиссера, когда он в силу разногласий с американским
спонсором оказался лишенным всех киноматериалов для создаваемой им с
таким воодушевлением киноэпопеи «Да здравствует Мексика». В книге
приводятся слова, сказанные Эйзенштейном британской журналистке Мэри
Сетон, встречавшейся в тот период с режиссером. «Я не могу, я не в
состоянии больше работать. Мне всего 35 лет, но я уже чувствую себя
стариком. Лучше бы я умер сейчас. Меня ничего более не связывает с этой
жизнью. Все, что было во мне, у меня украли», - заявил Эйзенштейн в
момент крайнего отчаяния. В заключительной части монографии особое
внимание уделяется работе режиссера над получившей высокую оценку
властей лентой «Александр Невский». Завершается книга рассказом о
трудной работе Эйзенштейна над двумя сериями фильма «Иван Грозный»,
которому было суждено стать последней лентой рано ушедшего из жизни «киногения
из России».
Михаил ТИМОФЕЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200812/?12_7_9