ПОСЫЛАЮ ВАМ СТАТЕЙКУ, НАПИСАННУЮ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ РАБОТЫ ЛИТЕРАТОРА
ТАТЬЯНЫ ЩЕРБИНОЙ «ФАЛЬШИВАЯ СТРАНА», НАПЕЧАТАННОЙ В «НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ»
28-ГО НОЯБРЯ
Приехал гробовых дел мастер Безенчук со своими гробами в Москву, а тут
тебе никакой эпидемии, никакого повального падежа населения нету, трупы
бесхозные на площади перед вокзалом не валяются. «Вот беда так беда, -
расстроился мастер, ошалело озираясь по сторонам, - что делать, куда
товар пристроить?».
Заскочила как-то в Россию литератор Татьяна Щербина с тюками и
чемоданами, доверху набитыми своей поэзией и прозой, и обомлела: «Чёрт
возьми, да тут читают всякую всячину, а по большей части чепуху -
достоевских, пушкиных, шолоховых», - а на её бессмертные творения и
внимания особого не обращают. Обратил, правда, вислоухий бездомный пёс
подозрительного вида, подбежал к вороху поклажи, обнюхал, ногу задрал,
справил свои собачьи дела и, довольно помахивая хвостом, засеменил
дальше. «Вот беда, так беда, - крутилось в голове у литератора, ошалело
опустившейся на баул с новым романом, - что делать, куда товар
пристроить?».
- Ну что, тётка, едем? - вздрогнув, услышала она окрик хищного бомбилы в
кожаной куртке и спортивных штанах, гнусно улыбающегося и не менее
гнусно крутившего на пальце ключи. От такого помощи не дождёшься,
пришлось самой перетаскивать багаж в его мерзкий драндулет, а потом ещё
всю дорогу выслушивать длиннющие откровения самодовольного хама, тоже,
между прочим, оказавшегося в прошлом гробовщиком.
Кое-как добралась до дома. Чемоданы, узлы, баулы, свёртки разные заняли
полкомнаты.
- Гони бабки, тётка. Время - деньги.
- Кошелёк? Где же кошелёк? - засуетилась литератор. - В карманах нет, в
сумочке нет. За подкладкой? Нет и за подкладкой. У-у-у, у-у-украли!? Что
за страна, что за люди! Честно заработанные, потом и кровью нажитые на
ниве вещания на радио «Свобода» деньги спёрли. У-у-у. Кругом одни воры,
бандиты и… Чёрт возьми, вспомнила!
Вспо-омнила!
Отвернувшись, с превеликим трудом вынула литератор кошелёк, за что-то
там зацепившийся, из-за пазухи.
- На твои сто баксов и проваливай!
Ушёл, умотал! Уф. Литератор на всякий случай заперла входную дверь на
все замки, засовы и задвижки, затем, бесшумно подкравшись на пальчиках к
окну, осторожно выглянула из-за занавески во двор. Вроде бы ничего
подозрительного. Мебель тоже вся оказались на своих обычных местах, -
кажется, шкафы никто не передвигал и в белье не рылся. Об этом
свидетельствовал слой пыли. Ещё раз уф.
- Оплошали товарищи чекисты или уж замаскировались так здорово, что и не
заметишь их сразу, - литератору никак не верилось, что слежки за ней не
было.
- Ладно, и на том спасибо,- до боли сжав ладонями виски, чуть слышно
пробормотала она, - от этих всего можно ожидать, любой провокации. Нужно
быть бдительнее, обязательно нужно быть бдительнее. Обязательно!
Неприятность, правда, подкралась с другой стороны, - от поклажи
явственно исходил запах псины, - привет от давешнего пса, чёрт бы его
побрал.
- У-у-у-у! Кругом фальшь, низость и подлость. Фальшивая, фальшивая
страна!
Литератор несколько раз в отчаянии взмахнула руками, потом, прижавшись
лбом к стене, некоторое время простояла без движения, пытаясь
успокоиться. Попробовала даже посчитать до сотни. Не помогло. Продолжила
счёт, остановившись лишь на числе девятьсот девяносто девять. Особого
эффекта по-прежнему не наблюдалось. Более того, специфичный запах
заметно усиливался, приобретя при перемешивании с ароматом духов
своеобразный колорит.
- Фальшивая, фальшивая страна! А люди - сплошь рабы! Впрочем, хрен с
ними, другая забота покоя не даёт - куда пристроить товар?
Литератор Щербина рывком разбросала в стороны надоевшие туфли,
стремительно включила компьютер и застучала, застучала пальцами по
клавиатуре. О чём она стучала? Да всё о том же, о фальшивой стране, о
людях -рабах, о том, что её передовые взгляды и, так сказать, принципы
не находят понимания в народе.
Статья получилась хоть и несуразная (это от спешки), но злая, и названа
была без лишнего мудрствования: «Фальшивая страна». Как будто из
помойного ведра выплеснула литератор в окно всяческую дрянь, не
устыдившись забрызгать цветы на клумбе и обгадить только что подметённый
дворником таджиком тротуар. Отвела душу, свалив в одну кучу всё и всех:
губернаторов - сплошь мерзавцев (других и не бывает!), палёную водку
(все магазины ей забиты!), отсутствие демократии (ясное дело!),
продавщицу дешёвыми китайскими сумочками из лавки на Новом Арбате
(прочла ей между делом нравоучение!), таксиста недавнего - хама и вора.
Вообще, получилось так, что кроме мерзавцев, хамов, воров и бандитов она
никого в России и не встречала давно или вообще никогда. А раз так, то
вывод напрашивается сам собой, - страна насквозь фальшивая, а люди, её
населяющие, - никчемные людишки, рабы!
Впрочем, не обошлось, как водится, и без лирических отступлений - в
России всё-таки находимся, без лирики нельзя. Несколько раз,
перенапрягая воображение (от чего едва не вышибло пробки), мысленно
переносилась литератор в милую её сердцу Европу, по большей части во
Францию.
Франция, ах, по словам литератора, Франция! Там и обыватели
добропорядочнее нашенских, и не такие грубые и сиволапые. Трудятся себе
на виноградниках, а по вечерам культурно скрашивают досуг в беседах с
коллегами за бокалом доброго игристого вина. Темы бесед, ясное дело,
сплошь интеллектуальные - о литературе, о живописи, о сути демократии.
Философские проблемы обсуждают. Такие вот там обыватели. А чиновники?
Чиновники - сплошь добросовестные и ответственные служаки. Без натяжки
можно сказать - настоящие слуги народа. Зачем им лишние деньги, яхты или
замки? Не надо, ни к чему! Взяток они точно не берут. Абсолютно точно,
они ей сами об этом по секрету говорили на Лазурном Берегу.
Французы, ах, французы. Они никогда в своей истории не пребывали в
рабском состоянии, всегда оставались свободными людьми. У них даже в
Средние века феодалы совсем не угнетали простой народ. Не то, что
московские бояре - мурлы-мурло. Нет, объясняет литератор, тамошние
феодалы всегда оставались «благородными воинами, защитниками крестьян,
ремесленников, рыбаков и торговцев от набегов диких варваров». Так у неё
в тексте, дословно. Такая вот мораль, такая вот лирика.
Пардон, конечно, и завтра два пардона, но про свободу, мне кажется,
литератор немного загнула. Хотел бы я увидеть какого-нибудь эдакого
средневекового крестьянина Жака, которому однажды надоел его хозяин,
допустим, граф Анжуйский. Подумал Жак, прикинул что к чему, да и решил
распрощаться с графом: «Пойду-ка я, граф, лучше к герцогу Бургундскому.
У него, говорят, вольготнее нашему брату живётся и сытнее». А граф на
это от обиды только губу нижнюю закусил. Что он мог поделать при
свободе-то? Разве что сказал на прощание: «Жак, ты свободный человек,
удерживать тебя я не вправе. Иди своей дорогой по своему собственному
выбору». Да, да, наверное, так у них и происходило обычно. «Право
выбирать - это удел свободных людей», - назидательно вещал граф в след
удаляющемуся Жаку. Это его изречение литератор в своей статье
процитировала, не упустив ни единого словечка.
Ещё слегка пардон, но мадам Щербина не объяснила, откуда на Францию
нападали дикие варвары. Я с карандашом в руке обследовал все
средневековые карты. У знакомых и друзей справлялся, никто разъяснить не
смог. Разве что в варвары зачислить норманнов из Скандинавии? Но вот от
них-то как раз феодалы никого особенно и не защитили, а по большей части
откупались деньгами, выбитыми из тех же крестьян, ремесленников, рыбаков
и торговцев. А бывало, и не раз, что в качестве выкупа норманнам просто
отдавали всех вышеперечисленных свободных французов скопом заодно с
целыми областями в придачу. А потом вместе старые феодалы - защитники
трудящихся и новые - из варваров-норманнов, обнявшись, шли в крестовые
походы. Правда, в этих походах благородные вояки так себя показали,
такими кровавыми добродетелями прославились, что арабы и византийцы их
самих стали величать дикими варварами.
Мне ещё ненароком припомнилось наполеоновское вторжение в Россию в
1812-м году. Тогда французы, впрочем, ровно как и поляки, саксонцы,
вестфальцы, итальянцы и все прочие европейские языцы, также здорово
напоминали варваров. Грабили всё, что только можно было разграбить,
башни кремлёвские взрывали, в Успенском соборе конюшню устроили. Да и
расстрелов особенно не чурались. Великий Кутузов сравнивал их вторжение
с нашествием на Русь орд монголов Батыя. Но на этом мадам литератор
внимания не заостряет, как и на том, что через два года русские войска
вели себя в ихнем Париже совершенно иначе. Совершенно! Не заостряет, и
всё тут.
Простим ей этот невинный недочёт. Натура поэтическая, увлекающаяся, тем
более что дело-то, оказывается, в том, что французы в те поры пребывали
в творческом поиске, раз за разом пробовали различные формы
государственности. То монархию свергали, королю голову рубили, а с ним
заодно и тысячам, если не миллионам «реакционеров», и устанавливали
республику. То, недолго думая, республиканцев гильотинировали к едрене
фене и возвращали монархию. Мадам, правда, умолчала, что революционные,
а затем наполеоновские войны стоили одной только Франции шести миллионов
погибших мужчин. А сколько всего их тогда погибло в Европе и России?
Неизвестно. Впрочем, русские-то, по словам мадам литератора, всё равно
рабы, а кто рабов считает.
Зато она раскрыла нам глаза на главное достижение французов - гимн у них
вот уже двести лет не меняется. Двести лет! Достижение, ничего не
скажешь. А мы и не знали, что гимны менять нельзя, чуть что, меняем, да
меняем. Вот, оказывается, откуда все наши беды и напасти. Да уж. Надо
поосторожнее с этим делом, а то Михалков ещё чего-нибудь такое
настрочит. Так набил в этом деле руку классик гимносочинительства, что
только дай клич моментально представит новый вариант.
Умолчала литератор и о том, что во Вторую мировую войну французы,
ужаснувшись потерь на фронтах Первой мировой, воевать не захотели,
позорно покорившись Гитлеру. Это немцы, пусть и под фашистскими
знамёнами, пусть под водительством людоедов, но сражались стойко, можно
сказать, на смерть сражались. И только опять-таки русские рабы сумели их
разгромить, перебороть! Было дело? Было-то, было, но вот, опять же, а
если мадам литератор на этот раз свернула на стезю пацифизма и ей
ненавистно само упоминание о войне? Всё может быть, всё может быть.
Хотя пацифистка всё-таки могла бы поведать, сколько тысяч или, чего уж
там мелочиться, миллионов людей уничтожили французы в Африке, Азии и
Океании, то есть там, где они управлялись легко, без излишнего риска и
жертвенности, создавая свою колониальную империю. Может, только
англичане превзошли их в этом достойном занятии и убили тем или иным
способом ещё больше. Если сложить все их жертвы в Индии, Африке,
Америке, Австралии, Китае и бог знает ещё где, счёт пойдёт не на десятки
миллионов, а, пожалуй, на сотни. Сотни! Ах да, я забыл, это же всё рабы,
вон, по словам литератора, их потомки торгуют какими-то тряпками и
побрякушками. Смотреть неприятно - потомки рабов! Так что, пожалуй,
можно и не складывать, и не учитывать. Как не обязательно учитывать и
примерно сто миллионов африканцев, вывезенных свободолюбивыми, но
оборотистыми европейцами в Америку и проданных там в рабство. А попробуй
учесть - мадам на это лишь гримасу состроит и пробрюзжит: «Ф-р-р.
Б-р-р».
Оставим, оставим тему, а то, как говорится, чуть что, так сразу Франция,
да Англия. А ведь литератор Щербина вон и Мюнхен припомнила, где в своё
время отметилась, вещая в эфир на волнах известной радиостанции. Много в
Мюнхене она повидала и узнала нового, много хорошего позаимствовала и
вынесла. Ох, много! Например, некий просвещённый баварский официант
научил её как правильно питаться. Основываясь на этом бесценном опыте,
она строит теперь целую теорию, - так что, слава, слава мюнхенским
официантам! В совковой-то Москве «признанная антисоветчица», страдая
всеядностью, проглатывала всё, что попадало под руку (это её собственные
слова, я только констатирую факты), не особенно задумываясь о
правильности пищеварительного процесса и о целостности пищеварительного
тракта, результатом чего, вероятно, были частые диареи. Теперь с этим
покончено раз и навсегда, и литератор сама запросто может любому
разъяснить, сколько калорий и в каком виде следует употребить. И
расстройства желудка, пресловутой диареи, не допустит, в крайнем случае
«МЕЗИМ» всегда под рукой. Так что, само собой, пребывание в Европах не
прошло для литератора даром, за что ещё раз особое спасибо всем
мюнхенским официантам.
Закончив стучать, литератор преисполнилась дополнительного презрения к
продавщице фальшивых китайских сумочек, да и к фальшивой стране в целом.
«Рабы, рабы, рабы», - ещё долго фырчала и бурчала она. Или урчала? Точно
не знаю, но что-то такое время от времени слышалось (соседи по подъезду
жаловались в ЖЭК на непонятные звуки). Успокаивающе на неё действовало
лишь то, что запах псины постепенно стал менее заметен, всё-таки
растворившись в аромате дорогих французских духов без остатка. Может
быть, и растворился, но, тем не менее, ф-р-р, б-р-р.
Вот так всё и происходило, так и вершилась статья «Фальшивая страна» для
самой «Независимой» в России газеты. Ну, а мы, а, то есть, я? Противно,
конечно, взирать на торговлю дешёвыми поделками, по большей части
китайскими. Противны чинуши, высокопоставленные и не очень, набивающие
свои бездонные карманы взятками и подлостью. Но не менее противна и
озлобленная болтология экзальтированной, истеричной дамочки.
Какой-нибудь простак прочтёт её галиматью и, не разобравшись, решит, что
перед ним чуть ли не философское осмысление процессов, происходящих в
нынешнем российском обществе, или, того пуще, мучительные размышления
болеющего за судьбу страны гражданина, причём, Гражданина с большой
буквы. Пусть этот простак перечитает её ещё раз, не спеша,
повнимательнее, тогда он, может быть, поймёт, что всё там сплошное
передёргивание фактов и фальшь, как фальшива и сама литератор Татьяна
Щербина, почётная ветеранша наисвободнейшего СМИ, американской
радиостанции «Свобода». Отнюдь, не лучше она продавщицы фальшивыми
сумочками.
Страна-то наша, даст Бог, ещё соберётся с силами, выправится, надежда
остаётся, а вот мадам, пожалуй, неисправима - вечная диссидентка. Кот
Матроскин при случае уточнил бы: «Профессия такая». Конечно, все
профессии нужны, все почётны, но, к сожалению, профессионалы российского
диссидентства вкупе с мэтрами провозащитничества словно не чувствуют
страны, в которой живут, словно не понимают, что борец за справедливость
и провокатор это не одно и то же.
Впрочем, и провокаторы бывают разные. Имеется категория идейных - честь
им и хвала, и многая лета. Такие пишут книги, статьи, теоретически
обосновывая свою деятельность, а чуть что - бегут жаловаться в европы и
америки: «Власти колонии не разрешили передать Ходорковскому в камеру
тёплые носки - караул! Гусинского принудили расстаться с налаженным
бизнесом - караул! Мы этого так не оставим! Мы дойдём до самых…». В
голове такого провокатора сидит своя собственная абстрактная
конструкция, с которой он и носится всюду, не обращая внимания на
реалии. До нужд и чаяний простых людей ему нет дела. Как, впрочем, и
людям до него.
Другие - просто глупы, особенно какие-нибудь бойкие молоденькие
корреспондентки, осознающие себя едва ли не миссионерами в дикой стране.
Что с таких взять? Зазубрили между делом две-три прописные истины и
думают, что познали всю сложность бытия. Они ничему не верят - «мы-то
знаем, как это у нас делается!» - а на любой, самый сложный вопрос у них
готов однозначный ответ. Этим тоже нет дела до народа. Главное: «Как вы
думаете, выпустит Михаила Ходорковского из тюрьмы новый президент? Ведь
должен выпустить, должен!». Так примерно обращалась одна известная
журналистка ко всем гостям в передаче на волнах одной московской
радиостанции. Целый час задавала один и тот же вопрос. А попробовала бы
она задать его где-нибудь на заводе, или на стройке, - подозреваю, ей
самой потребовалась бы защита власть предержащих.
Но большинство провокаторов совершенно не страдают от излишней идейности
или идеализма. Они просто добросовестно отрабатывают свои тридцать
сребреников, готовые на всё и вся, лишь бы, по стародавней привычке,
угодить закордонным хозяевам.
К какому сорту относится мадам литератор Щербина, я не знаю.
Как ни крути, а гробовых дел мастера Безенчука мне жальче. Намного
жальче. В общем-то, простая душа, конкурентов лишь недолюбливал. Но это
уже чистый бизнес, ничего личного. К тому же и попал он, бедолага, как
кур в ощип. А мадам литератор, ничего, свою писанину пристроит, в два
счёта пристроит. Попсихует, конечно, постучит ещё, а потом пришпандорит
на неё этикетки похлеще, чем на фальшивых сумочках, и отнесёт в
свободные демократические СМИ. А там с радостью напечатают - как же,
чуть ли не классик их почтил вниманием, да и рекомендации из самого
Мюнхена - не шутка. А потом та же самая продавщица в лавке на Новом
Арбате, особо не задумываясь, торговать ею будет. А жаль, уж лучше пусть
сумочками занимается, - меньше вреда.
Николай СЫЧЁВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200812/?12_8_2