«С превеликим удовольствием прочитал заметку А.Б. Берлина и хочу кое-что
дополнить по заявленной теме, а именно: о судьбе западных славян, живших
в средние века на территории нынешней Восточной Германии… Кстати говоря
- фотография конной статуи князя Никлота (Никлоты) меня просто
поразила! Кто ее сделал? Где она стоит? Неужели в Германии? Ведь немцы
сражались с балтийскими славянами около 400 лет, победили с огромным
трудом и с тех пор испытывают к славянам презрение и страх… Насколько я
знаю, все раскопки славянских древностей в Восточной Германии дали массу
археологических находок и неопровержимо доказали то, что А.Б. Берлин
декларировал в самом конце своей заметки.
Именно поэтому все эти сенсационные находки в Германии положены «под
сукно» и российским читателям просто недоступны…»
С.Г. Любкин, «Дуэль», №7
Премного благодарен С.Г. ЛЮБКИНУ за реакцию на затронутую мной тему о
западных славянах. Сам я сильно сомневался в интересе российского
читателя к событиям тысячелетней давности, произошедших к тому же в
тысячах километрах от сегодняшнего обитания русской цивилизации.
В России полно актуальных забот: у одних по дележу доходов от природной
ренты, у других борьба за физическое выживание. Из-за дезинформации в
СМИ трудно разобраться даже в том, что сегодня происходит в «ближнем
зарубежье». Зачем же ещё морочить себе голову «чужой» историей и чужими
проблемами?
Но для того чтобы понять происходящее с нами сегодня, неплохо бы знать о
наших предках...
От многочисленных славян, заселявших в «дохристианское» время
значительную часть современной Германии, к сегодняшнему дню осталась
лишь небольшая группа населения в несколько десятков тысяч, тех, кто
себя ещё идентифицирует со своими славянскими предками, владеет
славянским языком, да многие тысячи славянских географических названий,
имён и фамилий.
Сначала с удовольствием отвечу на вопрос С.Г. ЛЮБКИНА о памятнике
Никлоту, его местонахождении, ваятелях и заказчике.
Никлот(а) (* 1090 - точная дата рождения неизвестна - † август 1160
убит, у крепости Верле, Бютцов) был последним вождём независимых славян
ободритов и предок герцогов Мекленбурга.
Статуя конного Никлота уже более 1,5 веков стоит на его родине, недалеко
от мест последнего убежища последних славянских святынь.
Точнее говоря, статуя установлена на фронтальном фасаде «Шверинского
замка» (Schweriner Schloss), являвшегося родовым дворцом герцогов, до
1918 года правящих в Мекленбурге. Там с высоты дворцовой башни взирает
Никлот на чудесные земли мореновых озёр и холмов, лесов и полей,
расположенных между Эльбой (Лабой) и Балтийским (Венедским) морем..
Из-за высокого положения всадника, невооружённым глазом распознать в
статуе героя-славянина не просто, к тому же и имя его мало кому, кроме
любителей истории, известно.
Замок располагается на острове Шверинского озера.. Остров соединен двумя
мостами с дворцовым садом и с городом Шверин - столицей федеральной
земли Мекленбург-Передняя Померания. В настоящее время в замке заседает
ландтаг земли, а также располагаются государственный музей и оранжерея.
Работы по перестройке дворца в середине XIX века были выполнены по
заказу великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II
архитектором Георгом Адольфом Деммлером. Скульптор статуи - Кристиан
Геншов (Christian Genschow), хотя в оформлении дворцового ансамбля
принимал участие ещё ряд мастеров: Густав Виллгос, Генрих Петерс, Георг
Визе, эскизы подготовил Алберт Вольф.
Мекленбургские герцоги считаются прямыми потомками славянского князя
Никлота, хотя славянское происхождение немецкой знати не слишком
афишируется. Впрочем, не только потомки Никлота, но и потомки других
славянских князей были вовлечены в новую немецкую «элиту», иначе бы
процесс колонизации народа - земель не состоялся.
В музее дворца есть картина Теодора Шлёпке „Смерть Никлота“, которая
наилучшим образом иллюстрирует события.
Всё время своего правления с 1131 до 1160, т.е. на протяжении почти 30
лет, Никлот противостоял натиску крестоносцев. Погиб геройски в бою в
возрасте 70 лет.
В 1147 году он сумел выстоять II крестовый поход против славян вендов, в
котором, кроме рыцарей из Священной Римской империи, принимали участие
также крестоносцы-датчане и крестоносцы-славяне, представленные
моравскими и польскими князьями.
В 1160 году саксонский герцог Генрих Лев, совместно с датским королём
Вальдемаром I, предприняли очередной поход против славян-ободритов.
Никлот со своей дружиной укрылся в непреступной крепости Верле. Но
саксонцы сумели, в конце концов, с помощью обмана принудить героев
славян согнуть колени.
В „История Мекленбурга“ (Gotha 1920) Отто Витенсе так описывает
последнее сражение Никлота:
«Никлот с несколькими храбрейшими из своей дружины осуществлял вылазку
из крепости. Они залегли в засаду недалеко от вражеского лагеря. Вскоре
из лагеря саксонцев появился отряд «заготовителей» для добычи провианта
- кормов. Среди «слуг» были подмешаны рыцари, у которых под верхней
одеждой простолюдина скрывались латы... Стремительно врезался Никлот в
гущу противника, ничего не подозревая о коварстве, и направил в одного
из них своё копьё, но остриё копья отскочило от невидимого панциря. Тут
Никлот понял, что был введён в заблуждение. Он попытался ускакать к
своим, но было уже поздно. Неприятельские всадники догнали его, и ещё до
того, как к нему на помощь смогла прибыть подмога, он был убит.»
На картине „Смерть Никлота“ из вооружения в руках Никлота только обломок
копья. Переодетые «рыцари» вовсе не пытаются его пленить, у них другое
задание - доставить в целости и сохранности лишь его голову. Отрубленную
голову Никлота потом несколько месяцев возили по славянским землям для
демонстрации.
После смерти Никлота его сыновья Прибыслав I и Вратислав отвоевали
крепость назад, но в 1163 крепость была снова захвачена, теперь в плен к
саксонцам попал Вратислав, ими и был казнён. А в 1167 году Прибыслав I.
принял христианство, получив право на правление на земле Мекленбурга, на
вассальных от Саксонии условиях.
Теперь коснусь заметки. С.Г. Любкина.
Он хорошо описал хронологию покорения славян-вендов крестоносцами.
Причём рассказ не вступает в противоречие с официальной версией немецких
историков, по которой славяне-венды были на своей родине
«квартирантами». Они пришли на исконные германские земли в V-VII веках,
воспользовавшись временным отсутствием «истинных хозяев».
Чтобы не повторять уже изложенного С.Г. Любкиным, я коснусь только
момента, касающегося причин насильственной ассимиляции славян-вендов,
где я хочу предложить моё личное представление. Он пишет:
«Города славян постепенно исключались из сферы городского права,
славянский быт, памятники архитектуры (языческие храмы) искоренялись
немцами-переселенцами. Балтийские славяне не имели своей письменности.
Поэтому, когда в их жизнь проникла немецкая культура, она не встретила
особого сопротивления. Целые деревни ободритов принимали немецкие имена
(причем бывало, что их крестили как попало, лишь бы отчитаться перед
герцогом).»
Разрушение-искоренение славянской веры и языческих храмов было
первоочередной задачей католической Европы. Всё сопротивление славян
было основано на вере, т.к. вера, культура и традиции - главные
составляющие общности полабских и поморских славян.
Это наглядно показал крестовый поход 1147 года, когда полчища
крестоносцев прокатились по всем землям славян-вендов, разграбив и
разрушив, в первую очередь, все храмы и святые места. Исключением был
только храм на острове Рюген (Руян), там датчане потеряли свой флот и
были вынуждены бежать.
Но в 1168 году объединенными христианскими войсками германцев под
командованием Генриха Льва и датчан во главе с Вальдемаром I. было
уничтожено последнее значительное священное место славян - храм,
расположенный на мысе Аркона острова Рюген (Руян).
Христианские монастыри-храмы насильственно внедрялись на славянских
землях уже начиная с VII - X века как форпосты „европейской
глобализации“.
Впрочем, христианизация других «инакомыслящих» народов в Европе
проходила по подобному сценарию:
· с 772 до 804 года Карл Великий (747-814), король Франков и император
Запада, проводит политику внедрения христианства в уже зависимом от
франков регионе Саксонии (в VII веке Саксонией называлась нынешняя
Вестфалия), сопротивление длится более 30 лет.
· В 772 году, несмотря на сопротивление саксонского герцога Видукинда,
франки захватили Эресбург (Eresburg, Westfalien) и уничтожили важнейший
центр саксонской религии, Ирминсул (Irminsul) .
· В 782 году пик жестокости за всё время 33-летней войны - Карл Великий
казнил 4500 саксонских повстанцев, отказавшихся креститься.
· В 785 году саксонский герцог Видукинд принимает крещение и проводит
дальнейшую христианизацию в Саксонии.
· В 803 году снова восстание саксов, начавшееся на низовьях Везера и за
Эльбой. Окончательно сопротивление было подавлено лишь после того, как
10.000 семей были выселены из области; саксонские эделинги признали
власть Карла, приняли христианство. В Оснабрюке, Вердене, Бремене,
Падерборне и Мюнстере были учреждены епископские кафедры, относящиеся к
Кёльнской и к Майнской епархиям.
Саксонцы, приняв христианскую религию от франков, в свою очередь
внедряли её дальше на северо-восток - полабским славянам. В 1180 году,
когда сопротивление славян было окончательно сломлено, отпала нужда в
сильной Саксонии. Император Фридрих I Барбаросса разделил герцогство
Саксония на части. Вестфалия стала церковной собственностью архиепископа
Кёльна. Саксонский правитель герцог Генрих Лев лишился практически всех
своих владений в Баварии и Саксонии, в его руках остались город
Брауншвейг да небольшой район на Эльбе - Люнебург.
Начало активного распространения христианства по Западной Европе было
положено в королевстве Франков. Там католическая церковь стала союзником
королей и в процессе образования государства сумела сделать религию
одной из основ для консолидации разноплеменного и разноязычного
населения прежней римской провинции.
Успехи консолидации разноплеменного сообщества ускорили экспансию на
соседние регионы с целью внедрения христианства и дало идеологическое
обоснование для девиза «крещён или мёртв» (по сегодняшним понятиям
повсеместное внедрение демократии) для захвата земель иноверцев. Почему
римско-германских государств? Потому что, несмотря на присутствие
германцев в элите, население было смешанным: галлы, римляне, евреи,
германцы, славяне, авары, а большинство государственных атрибутов было
унаследовано от римлян, включая латинскую письменность.
Оттон I Великий (912-973), герцог Саксонии, король Германии и император
Священной Римской империи, научился читать (латынь разумеется) только
после смерти своей супруги в 947 году. Саксонский историк не упускает
случая заметить, что к книжной премудрости он был очень способен:
«стал быстро читать и понимать прочитанное»; кроме того, он умел
объясняться на славянском и романском языках.
Если вы встретите цитаты «немецких» историков начала 2 тысячелетия, то
они исключительно на латинском языке, почти до XV века - времени
реформации церкви, когда церковная служба была переведена с латинского
на немецкий язык. Первый университет с преподаванием на немецком языке
возник только в 1348 году в Праге (в то время столице империи).
То, что славяне к XIII веку с энтузиазмом переняли немецкий язык, не
соответствует действительности. На протяжении многих столетий Германия к
востоку от Эльбы была двуязычна. Наряду с немецкими диалектами ещё
долгое время употреблялись западнославянские диалекты. В XV веке умер
диалект ранов на острове Рюген, только в XVIII веке - древян в
ганноверской земле вендов. Протестантская часть кашубов-словинцев,
живущих в Нижней Померании, потеряла кашубский идиом в районе 1900 года.
Кашубский язык ещё сегодня можно услышать в части Померании,
принадлежащей сейчас Польше. Наряду с кашубским жив ещё один славянский
язык - сорбский лужицких вендов. Это единственные оставшиеся славянские
языки вендов. Обоим языкам грозит исчезновение, число разговаривающих на
сорбском сегодня 20 000 - 30 000 человек. Кашубский язык употребляют
около 50 000 человек. А умиранию языка содействовали административными
мероприятиями. Так, с 1293 по 1327гг. существовал запрет на употребление
сорбского языка в Бернбурге, Альтенбурге, Цвикау, Лейпциге...
Конечно, созданные славянами города не простаивали без дела, в них с
запада переселились, кроме католических священников и сборщиков налогов,
ещё и торговцы.
В 1280 году славянские города Росток, Висмар, Штральзунд и Любек
образуют вместе вендский союз городов (Wendischen Stдdtebund) во главе с
Любеком, который потом составит ядро Ганзы (Hanse), крупнейшего в
средневековье торгового союза городов, от России до Португалии, включая
Новгород, Лондон, Кёльн, Брюгге...
А.Б. БЕРЛИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200814/?14_6_1